Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как математические двойники помогут «Детскому миру» сэкономить около 5% затрат на транспорт
В сложный 2022 год крупнейшая сеть детских товаров «Детский мир» решила сократить затраты на логистику. Чтобы избежать излишних рисков, ритейлер сначала протестировал свои гипотезы при помощи цифровых двойников. Совместно с подрядчиком – компанией LAMACON – «Детский мир» рассчитал сценарии оптимизации цепочек поставок и нашел возможности для ощутимого снижения трат без капитальных вложений. О том, как был реализован проект, рассказал Дмитрий Красилов, генеральный директор LAMACON.
Цепочки поставок «Детского мира» имеют широкую географию и охватывают онлайн- и офлайн-каналы продаж. Требования к доставке отличаются в зависимости от канала, что осложняет управление этим процессом и снижает общую эффективность логистики. В частности, у ритейлера было несколько гипотез, как оптимизировать ситуацию. Розничная сеть решила проверить их в безрисковой среде с помощью математических двойников – вместе с консалтинговой компанией LAMACON, которая специализируется на оптимизации цепей поставок.
Выбор именно инструментов математического моделирования неслучаен. По сути, с их помощью создается виртуальный двойник, который полностью повторяет принципы работы реальной цепочки поставок ритейлера. Он позволяет рассмотреть десятки сценариев в безрисковой среде и спрогнозировать потенциальную экономию еще до капитальных инвестиций в проект. Для крупных розничных сетей, у которых, как у «Детского мира», свыше тысячи магазинов в нескольких сотнях городов нашей страны и в ближнем зарубежье, этот фактор критически важен. Технология позволяет найти неочевидные варианты оптимизации (и учесть все факторы), которые можно упустить из вида из-за масштабов бизнеса.
Какие гипотезы были у розничной сети?
Кейс № 1: где открыть кросс-докинговые площадки
Магазины «Детского мира» расположены даже в небольших населенных пунктах, и их пополнение возможно либо с помощью больших транспортных средств, которые осуществляют рейсы с несколькими точками выгрузки, либо автомобилями поменьше, которые идут из склада напрямую. Обе эти схемы достаточно дорогие. Поэтому сеть использовала сторонние кросс-докинговые площадки (КДК), до которых товары везет крупнотоннажный транспорт, а потом оттуда их развозят по магазинам автомобили меньшей вместимости.
Эта бизнес-модель показала свою эффективность, поэтому ритейлер решил организовать собственные КДК-площадки. Но был нюанс: компания не понимала, где лучше их открыть и в каком количестве. Нужно было рассчитать этот кейс.
Для этого построили математический двойник – цифровое отображение реальных цепочек поставок «Детского мира». Команда LAMACON аккумулировала огромный массив данных: информацию о транспортных тарифах по всем направлениям, расположении торговых объектов, объемах ассортимента, которые нужны каждому магазину, частоте поставок, кванте заказа, ограничениях по подъезду, стоимости обработки заказов, арендных ставках, потребностях в площади, затратах на ИТ-инфраструктуру и персонал, планах по открытию КДК-площадок и др.
На основании этих исторических сведений создали математического двойника логистической сети и отрегулировали логику его работы. С помощью откалиброванной модели проектная группа определила, где наиболее выгодно расположить кросс-докинговые площадки, какой должна быть их площадь, какие магазины они будут обслуживать, и главное – как при этом изменятся общие затраты компании на транспорт. К примеру, по нашим расчетам, оптимальное количество КДК для сети – 17 площадок, четыре из которых должны принести 80% всей экономии при минимальных инвестициях на открытие этих площадок.
Кейс № 2: как сэкономить на доставке онлайн-заказов
Все машины ритейлера, как правило, хорошо утилизированы – это значит, что у «Детского мира» есть стабильность в объемах перевозок от складов до торговой точки.
Другое дело – интернет-заказы. Ритейлер везет товары, оформленные клиентом в онлайн-магазине, из собственных четырех фулфилмент-центров. К примеру, товар «лежит» в Москве, а везти покупателю его нужно в Сочи. Утилизировать транспорт, как в случае доставки в офлайн-магазины, ритейлер не может: очень сложно предсказать объем онлайн-заказов в каждом городе. Поэтому «Детский мир» отправлял товары покупателям через сервис сборных грузов, что было в пять раз дороже себестоимости их перевозки, но дешевле, чем нанять отдельную машину, которая не будет полностью загружена.
При этом ритейлер не может возить интернет-заказы и не пополняет запасы в магазине одновременно одним транспортом: онлайн-покупки нужно привозить за считаные дни, и сложно прогнозировать, когда и в каком количестве, а пополнение офлайн-точек происходит раз в неделю. Возник вопрос: как сократить удельные затраты на доставке онлайн-заказов? Мы рассчитали с помощью математики и этот кейс.
У нас была гипотеза: часть онлайн-заказов совпадает по направлению с рейсами в офлайн-магазины, а значит, их можно консолидировать. В этом случае грузовики, которые регулярно ездят по данному маршруту, будут «набираться» не раз в неделю, а каждый день. В результате это позволит хорошо утилизировать транспорт для ежедневных рейсов, отказаться от сборных грузов в данном направлении и легко выполнять обещания клиенту.
Проверили эту гипотезу на математических моделях. Получилось, что почти половину заказов, отправляемых сборным грузом, можно было бы отправлять собственным транспортом. На этом компания сэкономила бы несколько десятков миллионов рублей без капитальных затрат. Более того, этот сценарий не требует преобразований в цепях – нужно лишь разработать и внедрить новый регламент процесса консолидации отгрузок по разным каналам.
Кстати, применение сразу двух сценариев позволит сэкономить торговой сети в два раза больше – порядка 5% на общих транспортных затратах. Это почти в три раза больше ожиданий, с которыми стартовал проект.
При чем здесь консалтинг?
Проект пришелся на кризисный 2022-й год – время, когда любая компания с большой аккуратностью запускает какие-либо проекты модернизации инфраструктуры. Чтобы разделить риски, ритейлер работал с компанией LAMACON по принципу Success Fee (т.е. основная оплата за проект происходит только в случае его реальной окупаемости и достижении нужных бизнесу результатов). Это потребовало от проектной команды глубокой экспертизы и серьезной вовлеченности в процессы ритейлера.
Благодаря слаженной работе команды «Детского мира» и подрядчика проект не просто оказался удачным, но и, можно сказать, получился образцовым. Проектная команда достаточно быстро собрала данные для математических моделей, откалибровала их и так же легко защитила результаты проекта.
Денис Гуров, директор департамента логистики «Детского мира»: «Результаты совместного проекта впечатлили. В сжатые сроки проектная команда посчитала несколько сценариев оптимизации текущей цепочки поставок, нашла возможности для ощутимого сокращения затрат на логистику и дала конкретные рекомендации по развитию инфраструктуры кросс-докинга, включая локации, площади, объемы обработки, привязки магазинов и т.д. Поэтому мы рассматриваем возможность дальнейшего использования решений на базе оптимизационного моделирования, в том числе в сотрудничестве с компанией LAMACON».
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?