Крупные мировые ритейлеры
Практика
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Торговый персонал
Управление персоналом
8 ноября 2021, 12:12 19004 просмотра

Как «Магнит» учит директоров магазинов бизнес-мышлению

В апреле 2021 года «Магнит» запустил проект по развитию предпринимательского мышления у директоров своих магазинов, чтобы дать качественный толчок дальнейшему развитию бизнеса. За 5 месяцев была разработана система и программа обучения, которое прошли более 21 тыс. сотрудников из разных уголков страны. Финальные результаты проекта руководство сети ожидает получить в ближайшие полтора года, но первые плоды обучения видны уже сейчас – директора магазинов стали более активными и инициативными. Подробностями кейса поделились Елена Фабер, директор корпоративной академии сети «Магнит» и Людмила Боровкова, директор по персоналу блока операций, на IV всероссийском форуме «Корпоративное обучение и развитие персонала 2021».

Фото: «Магнит»

Зачем понадобилось перевоспитывать директоров?

Ключевая цель проекта – привить предпринимательскую культуру директорам магазинов, научив их анализировать финансовые результаты торговой точки и осознавать свои возможности на них влиять. Иначе говоря, нужно было научить директоров читать финансовый отчет, анализировать его и проявлять инициативу для улучшения показателей. Ведь результат каждого отдельного магазина напрямую влияет на EBITDA компании.

Идея возникла у руководства «Магнита» больше года назад, когда стало очевидно, что компания достигла плато: оптимизировала и реализовала все, что можно было сделать из головного офиса. Чтобы продолжать движение вперед, нужно меняться на уровне магазинов, а значит учить директоров мыслить как предприниматели. В таком случае специалисты на местах смогут посылать грамотные сигналы «наверх» о том, что нужно изменить, чтобы стать лучше для покупателей. Это даст качественный толчок к дальнейшему развитию сети.

Инициатором проекта выступил Руслан Исмаилов, директор розничной сети «Магнит». Корпоративная академия разработала методологию и обучающие материалы. Операционный HR-блок занимался внедрением проекта и был связующим звеном между высшим руководством компании и директорами магазинов.

Источник : «Магнит»

Проверка гипотезы: действительно ли нужно что-то менять?

Перед началом работы Людмила Боровкова, HR-директор блока операций, совместно с директорами форматов выяснила, по каким критериям директор магазина оценивает успешность своей работы. Оказалось, что сотрудники мыслят двумя ключевыми показателями – выручкой и потерями. А в течение рабочего дня занимаются сугубо операционными процессами: приемкой и списанием товара, выставлением его на полки, сменой ценников, проверкой сроков годности и т.д. При этом высокая исполнительская культура тормозила, а не рождала желание проявлять инициативу, хотя директор регулярно получал обратную связь от супервайзера и территориального управляющего.

Что нужно для нового мышления?

В результате центральной задачей проекта стала трансформация роли директора магазина. Важно было изменить мышление и поведение руководителя, переключить его от исполнительной роли к инициативной позиции: от «говорю об идеях» к «реализовываю», от «отвечаю за продажи/потери» к «отвечаю за конечный результат» и т.д.

Для этого было необходимо:

  • Обеспечить знания по отчету profit&losses у всех директоров магазинов.

  • Отработать навыки анализа отчета.

  • Научить выявлять зоны улучшений по финансовым индикаторам.

  • Выработать навыки составления плана действий в своей зоне ответственности по результатам анализа.

  • Вовлечь руководителей в развитие своей команды через непосредственное участие в обучении.

Источник: «Магнит»

«Мы хотели показать директорам магазинов, что конечный результат не определяется продажами. Есть так называемая конечная прибыль (EBITDA), куда включается, например, инкассация и ошибки при инкассации, счета за электричество, амортизация и т.д. Нам важно, чтобы сотрудники начали по-другому смотреть на свою работу: видеть совокупный результат конкретной прибыли и понимали, как эта прибыль вкладывается в общий результат компании», – объясняет Елена Фабер. Специалист уточняет, что чтение финансовой отчетности – это первая базисная ступень, которая позволяет видеть возможности и генерировать идеи на основе примеров и построения причинно-следственных связей.

Источник : «Магнит»

Барьеры разработки и внедрения

Корпоративная академия «Магнит» (в подразделении работают 102 сотрудника) создала обучающие материалы, инструменты и стратегию обучения для 22 тыс. директоров магазинов из 3 742 населенных пунктов по всей России.

«Мы договорились с бизнесом, что эту программу будет реализовывать сам бизнес. На себя мы взяли методологию и организацию процесса. Бизнес подтвердил, что это самая эффективная модель», – отметила Елена Фабер.

Но при внедрении возник ряд барьеров, иногда неожиданных.

  1. Отсутствие автоматизированных отчетов по каждой торговой точке. Когда Елена Фабер пришла с проектом в отдел финансов, оказалось, что таких отчетов просто нет, а детализировать каждую подстатью в каждом магазине – отнюдь непростая задача. Также важно было настроить автоматическую отправку отчета сотруднику, чего раньше в компании не было.

  2. Сложность обучения через видеоуроки, тренажеры, курсы (большая география торговых точек подразумевает разную специфику работы). Поэтому к процессу подключили руководителей на уровень выше. Это смягчило неопределенную боязнь со стороны директоров магазинов и дало им возможность пообщаться с теми, кого редко видят, а не со своими прямыми начальниками. Команда обеспечила материалами и организовала zoom-сессию для каждого руководителя (их 750 человек), который работал с директорами магазинов.

  3. Сопротивление со стороны тех, кто будет реализовывать проект. Аргументы такие: «мы не можем», «не понимаем, зачем это надо», «не хотим». Руководители среднего звена «включили» инстинкт самосохранения: если подчиненные (директора магазинов) станут вдруг грамотными, то я (их руководитель) стану ненужной управленческой прослойкой. «Пришлось провести много бесед на тему того, что наша конечная цель не в сокращении штата. Тем более пока нет инструмента, который смог бы контролировать и управлять напрямую 22 тыс. сотрудниками по всей России», – объясняет Елена Фабер.

Как проходило обучение?

После изучения теории (видеоуроков), обучающиеся сразу переходили к практике – тренажеру, который позволяет сократить время в онлайн и сделать работу более эффективной. В процессе тренинга директора магазинов отрабатывали 2–3 навыка на основе отчетности с руководителем, затем обсуждали результаты и выполняли домашние задания. Через 2 месяца обучения проходит практическое мероприятие (воркшоп) с руководителем.

Источник : «Магнит»

Результаты проекта, факторы успеха и планы на будущее

Проект запустили в апреле 2021 года и за 5 месяцев удалось:

  • Обучить 21 584 директора магазина.

  • Провести 1 105 тренингов с руководителями.

  • Провести 3 000 рабочих групп по разбору результатов домашнего задания с руководителями.

  • Получить 97% результат сдачи тестов по итогу обучения.

Что касается качественных результатов, то они тоже есть. Например, если раньше рядом с магазином начинался ремонт и проход к магазину был затруднен, то директор складывали руки и был готов, что в ближайшие 2 года продаж не будет. Сейчас же подавляющее большинство сотрудников имеют в арсенале 2–3 предложения, что делать в такой ситуации: где сделать обход, объездной путь, как вообще переделать вход и т.д.

Источник : «Магнит»

«Казалось бы простой кейс – обучить 22 тыс. сотрудников работать с отчетами, но за ним стоит огромная работа, которую мы провели совместно с нашими подразделениями. Нас очень сильно поддержал бизнес и операционный HR, благодаря чему удалось реализовать проект с такими цифрами. Это только первая стадия, финальные результаты мы ждем в течение последующих 1,5 лет. Тем не менее уже сейчас бизнес чувствует, что сотрудники стали понимать, разбираться, задумываться», – резюмирует Елена Фабер.

В планах компании – учить директоров магазинов работать с Big Data. «В нашей компании мы живем в Big Data: через цифры и массивы данных мы понимаем, как управлять процессами. Чему и будем учить следующие руководящие уровни. Но к такой работе нужно иметь склонность, банально не у всех людей аналитический склад ума. Так что эта задача будет посложнее», – делится Людмила Боровкова.

Бытовые примеры предпринимательского мышления в «Магните» от Людмилы Боровковой.

Источник: «Магнит»

«В одном из магазинов «Магнит у дома» в центре зала после ребрендинга открыли туалет, хотя он не предусмотрен форматом. В ходе разговора с директором магазина выяснилось, что торговая точка располагается на пересечении дорог возле остановки общественного транспорта, от которой люди обычно идут дальше, в микрорайон. При этом покупатели часто проходили мимо магазина и направлялись прямиком домой, поскольку нуждались в удовлетворении своих естественных потребностей. А чуть дальше по улице стоит магазин-конкурент, до которого из микрорайона идти ближе, чем до «Магнита». Такие нюансы мог узнать только директор торговой точки и при редизайне настоять на открытии уборной. Кстати, место под нее отняли у подсобки, поэтому совместно с дизайнерами он разрабатывал специальное стеллажное оборудование для хранения товаров на антресоли».

Еще пример: «В другом магазине «Магнит у дома» есть целый отдел с товарами для вязания. Спрашиваю, как родилась идея, ведь в матрицу формата не входят товары для рукоделия, а искусственный интеллект, планирующий ассортимент, не может такое просчитать. Оказалось, что в районе, где располагается магазин открыто несколько курсов по вязанию, и туда приезжает много женщин из разных районов города. Такой трафикогенерящий отдел никто, кроме директора магазина, увидеть не может».

Яна Морозова, Retail.ru

Материал создан по следам мероприятия КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА 2021

Логотип Магнит

Магнит

Публичное акционерное общество «Магнит» (MOEX: MGNT) является холдинговой компанией группы общес...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Как «Магнит» учит директоров магазинов бизнес-мышлению

В апреле 2021 года «Магнит» запустил проект по развитию предпринимательского мышления у директоров своих магазинов, чтобы дать качественный толчок дальнейшему развитию бизнеса. За 5 месяцев была разработана система и программа обучения, которое прошли более 21 тыс. сотрудников из разных уголков страны. Финальные результаты проекта руководство сети ожидает получить в ближайшие полтора года, но первые плоды обучения видны уже сейчас – директора магазинов стали более активными и инициативными. Подробностями кейса поделились Елена Фабер, директор корпоративной академии сети «Магнит» и Людмила Боровкова, директор по персоналу блока операций, на IV всероссийском форуме «Корпоративное обучение и развитие персонала 2021».

Фото: «Магнит»

Зачем понадобилось перевоспитывать директоров?

Ключевая цель проекта – привить предпринимательскую культуру директорам магазинов, научив их анализировать финансовые результаты торговой точки и осознавать свои возможности на них влиять. Иначе говоря, нужно было научить директоров читать финансовый отчет, анализировать его и проявлять инициативу для улучшения показателей. Ведь результат каждого отдельного магазина напрямую влияет на EBITDA компании.

Идея возникла у руководства «Магнита» больше года назад, когда стало очевидно, что компания достигла плато: оптимизировала и реализовала все, что можно было сделать из головного офиса. Чтобы продолжать движение вперед, нужно меняться на уровне магазинов, а значит учить директоров мыслить как предприниматели. В таком случае специалисты на местах смогут посылать грамотные сигналы «наверх» о том, что нужно изменить, чтобы стать лучше для покупателей. Это даст качественный толчок к дальнейшему развитию сети.

Инициатором проекта выступил Руслан Исмаилов, директор розничной сети «Магнит». Корпоративная академия разработала методологию и обучающие материалы. Операционный HR-блок занимался внедрением проекта и был связующим звеном между высшим руководством компании и директорами магазинов.

Источник : «Магнит»

Проверка гипотезы: действительно ли нужно что-то менять?

Перед началом работы Людмила Боровкова, HR-директор блока операций, совместно с директорами форматов выяснила, по каким критериям директор магазина оценивает успешность своей работы. Оказалось, что сотрудники мыслят двумя ключевыми показателями – выручкой и потерями. А в течение рабочего дня занимаются сугубо операционными процессами: приемкой и списанием товара, выставлением его на полки, сменой ценников, проверкой сроков годности и т.д. При этом высокая исполнительская культура тормозила, а не рождала желание проявлять инициативу, хотя директор регулярно получал обратную связь от супервайзера и территориального управляющего.

Что нужно для нового мышления?

В результате центральной задачей проекта стала трансформация роли директора магазина. Важно было изменить мышление и поведение руководителя, переключить его от исполнительной роли к инициативной позиции: от «говорю об идеях» к «реализовываю», от «отвечаю за продажи/потери» к «отвечаю за конечный результат» и т.д.

Для этого было необходимо:

  • Обеспечить знания по отчету profit&losses у всех директоров магазинов.

  • Отработать навыки анализа отчета.

  • Научить выявлять зоны улучшений по финансовым индикаторам.

  • Выработать навыки составления плана действий в своей зоне ответственности по результатам анализа.

  • Вовлечь руководителей в развитие своей команды через непосредственное участие в обучении.

Источник: «Магнит»

«Мы хотели показать директорам магазинов, что конечный результат не определяется продажами. Есть так называемая конечная прибыль (EBITDA), куда включается, например, инкассация и ошибки при инкассации, счета за электричество, амортизация и т.д. Нам важно, чтобы сотрудники начали по-другому смотреть на свою работу: видеть совокупный результат конкретной прибыли и понимали, как эта прибыль вкладывается в общий результат компании», – объясняет Елена Фабер. Специалист уточняет, что чтение финансовой отчетности – это первая базисная ступень, которая позволяет видеть возможности и генерировать идеи на основе примеров и построения причинно-следственных связей.

Источник : «Магнит»

Барьеры разработки и внедрения

Корпоративная академия «Магнит» (в подразделении работают 102 сотрудника) создала обучающие материалы, инструменты и стратегию обучения для 22 тыс. директоров магазинов из 3 742 населенных пунктов по всей России.

«Мы договорились с бизнесом, что эту программу будет реализовывать сам бизнес. На себя мы взяли методологию и организацию процесса. Бизнес подтвердил, что это самая эффективная модель», – отметила Елена Фабер.

Но при внедрении возник ряд барьеров, иногда неожиданных.

  1. Отсутствие автоматизированных отчетов по каждой торговой точке. Когда Елена Фабер пришла с проектом в отдел финансов, оказалось, что таких отчетов просто нет, а детализировать каждую подстатью в каждом магазине – отнюдь непростая задача. Также важно было настроить автоматическую отправку отчета сотруднику, чего раньше в компании не было.

  2. Сложность обучения через видеоуроки, тренажеры, курсы (большая география торговых точек подразумевает разную специфику работы). Поэтому к процессу подключили руководителей на уровень выше. Это смягчило неопределенную боязнь со стороны директоров магазинов и дало им возможность пообщаться с теми, кого редко видят, а не со своими прямыми начальниками. Команда обеспечила материалами и организовала zoom-сессию для каждого руководителя (их 750 человек), который работал с директорами магазинов.

  3. Сопротивление со стороны тех, кто будет реализовывать проект. Аргументы такие: «мы не можем», «не понимаем, зачем это надо», «не хотим». Руководители среднего звена «включили» инстинкт самосохранения: если подчиненные (директора магазинов) станут вдруг грамотными, то я (их руководитель) стану ненужной управленческой прослойкой. «Пришлось провести много бесед на тему того, что наша конечная цель не в сокращении штата. Тем более пока нет инструмента, который смог бы контролировать и управлять напрямую 22 тыс. сотрудниками по всей России», – объясняет Елена Фабер.

Как проходило обучение?

После изучения теории (видеоуроков), обучающиеся сразу переходили к практике – тренажеру, который позволяет сократить время в онлайн и сделать работу более эффективной. В процессе тренинга директора магазинов отрабатывали 2–3 навыка на основе отчетности с руководителем, затем обсуждали результаты и выполняли домашние задания. Через 2 месяца обучения проходит практическое мероприятие (воркшоп) с руководителем.

Источник : «Магнит»

Результаты проекта, факторы успеха и планы на будущее

Проект запустили в апреле 2021 года и за 5 месяцев удалось:

  • Обучить 21 584 директора магазина.

  • Провести 1 105 тренингов с руководителями.

  • Провести 3 000 рабочих групп по разбору результатов домашнего задания с руководителями.

  • Получить 97% результат сдачи тестов по итогу обучения.

Что касается качественных результатов, то они тоже есть. Например, если раньше рядом с магазином начинался ремонт и проход к магазину был затруднен, то директор складывали руки и был готов, что в ближайшие 2 года продаж не будет. Сейчас же подавляющее большинство сотрудников имеют в арсенале 2–3 предложения, что делать в такой ситуации: где сделать обход, объездной путь, как вообще переделать вход и т.д.

Источник : «Магнит»

«Казалось бы простой кейс – обучить 22 тыс. сотрудников работать с отчетами, но за ним стоит огромная работа, которую мы провели совместно с нашими подразделениями. Нас очень сильно поддержал бизнес и операционный HR, благодаря чему удалось реализовать проект с такими цифрами. Это только первая стадия, финальные результаты мы ждем в течение последующих 1,5 лет. Тем не менее уже сейчас бизнес чувствует, что сотрудники стали понимать, разбираться, задумываться», – резюмирует Елена Фабер.

В планах компании – учить директоров магазинов работать с Big Data. «В нашей компании мы живем в Big Data: через цифры и массивы данных мы понимаем, как управлять процессами. Чему и будем учить следующие руководящие уровни. Но к такой работе нужно иметь склонность, банально не у всех людей аналитический склад ума. Так что эта задача будет посложнее», – делится Людмила Боровкова.

Бытовые примеры предпринимательского мышления в «Магните» от Людмилы Боровковой.

Источник: «Магнит»

«В одном из магазинов «Магнит у дома» в центре зала после ребрендинга открыли туалет, хотя он не предусмотрен форматом. В ходе разговора с директором магазина выяснилось, что торговая точка располагается на пересечении дорог возле остановки общественного транспорта, от которой люди обычно идут дальше, в микрорайон. При этом покупатели часто проходили мимо магазина и направлялись прямиком домой, поскольку нуждались в удовлетворении своих естественных потребностей. А чуть дальше по улице стоит магазин-конкурент, до которого из микрорайона идти ближе, чем до «Магнита». Такие нюансы мог узнать только директор торговой точки и при редизайне настоять на открытии уборной. Кстати, место под нее отняли у подсобки, поэтому совместно с дизайнерами он разрабатывал специальное стеллажное оборудование для хранения товаров на антресоли».

Еще пример: «В другом магазине «Магнит у дома» есть целый отдел с товарами для вязания. Спрашиваю, как родилась идея, ведь в матрицу формата не входят товары для рукоделия, а искусственный интеллект, планирующий ассортимент, не может такое просчитать. Оказалось, что в районе, где располагается магазин открыто несколько курсов по вязанию, и туда приезжает много женщин из разных районов города. Такой трафикогенерящий отдел никто, кроме директора магазина, увидеть не может».

Яна Морозова, Retail.ru

магнит, директор магазина, трансформация, HR, обучение, эффективность, руководительКак «Магнит» учит директоров магазинов бизнес-мышлению
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/cases/kak-magnit-uchit-direktorov-magazinov-biznes-myshleniyu/2021-11-30


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052