Использование системы быстрых платежей выгодно ритейлеру: банковская комиссия за обслуживание меньше, чем за эквайринг, не нужно покупать эквайринговые терминалы или другое оборудование, деньги моментально зачисляются на расчетный счет. Удобно и то, что фирма «1С» встроила поддержку СБП в свои решения, а значит, не потребуется дополнительных работ по интеграции с ИТ-системами вашей компании.
Фото: PanuShot/shutterstock
Система быстрых платежей – это способ принимать безналичную оплату со смартфона без пластиковых карт и эквайринга. Сервис разработан Банком России и АО «НСПК».
Список банков, поддерживающих СБП, постоянно расширяется. Уже сейчас в него входят более 200 банков, среди которых Сбербанк, ВТБ, Тинькофф, Альфа-банк, Промсвязьбанк, Газпромбанк, Райффайзенбанк.
«В своих презентациях российские банки отмечают, что все большее количество покупателей начинают использовать СБП для оплаты товаров и услуг через мобильные банковские приложения, – рассказывает менеджер по развитию сервисов компании «1С» Сергей Шпанко. – Каждый месяц количество оплат по СБП увеличивается на 50%. Чтобы обеспечить быстрое подключение и удобную работу, фирма «1С» встроила поддержку СБП в свои решения».
Ответим на некоторые типичные вопросы ритейлеров о работе в системе.
Почему бизнесу стоит подключаться к СБП?
Использовать СБП выгодно, так как банковская комиссия за обслуживание продажи товаров и услуг составляет 0,4–0,7%. Это дешевле эквайринга, даже при том, что Банк России принял решение об уменьшении комиссии за эквайринг по ряду товаров до 1%.
Кроме того, до 1 июля 2022 года действует программа Минэкономразвития, по которой государство в полном объеме компенсирует предприятиям МСБ все затраты по комиссиям за использование СБП.
Специальных платежей фирме «1С» за подключение к сервису делать не нужно. Ритейлеры платят только комиссию банку.
Деньги моментально зачисляются на расчетный счет продавца. К системе можно подключиться из любого города РФ в любое время.
Не требуется приобретать эквайринговый терминал и тратить деньги на его обслуживание.
Как выглядит использование СБП в магазине?
В момент продажи кассир формирует QR-код, являющийся платежной ссылкой. Для этого в программе «1С» необходимо нажать соответствующую «кнопку» – QR-код создается автоматически и быстро.
Кассир
выводит код на монитор, дисплей покупателя или распечатывает на принтере. Покупатель с помощью мобильного приложения банка сканирует код и производит оплату. Программа «1С» получает информацию об исполнении платежа. Далее печатается чек, автоматически или вручную, в зависимости от кассы. Самый популярный способ вывода QR-кода для покупателя – дисплей смартфона покупателя, он позволяет не использовать чековую ленту для печати кода.
«Ритейлеры часто спрашивают о том, нужна ли будет касса в магазине, если используется СБП, – говорит Сергей Шпанко. – Касса по-прежнему необходима, при этом тип кассы не имеет значения».
Как делать возврат при работе в СБП?
Возврат производится из программы «1С». Кассиру необходимо указать номер чека или отсканировать QR-код с чека покупателя и в программе дать соответствующую команду. Возврат происходит автоматически.
Установлено ли ограничение по суммам разовой оплаты через СБП?
В настоящее время лимит по одной сделке составляет 600 тыс. рублей. С 1 мая Банк РФ планирует повысить лимит до 1 млн рублей.
Как долго и насколько дорого подключаться к СБП?
Пользователи программ «1С» могут подключиться к системе быстро и просто. Для этого необходимо отправить заявку в банк или платежному интегратору, затем заключить договор, получить идентификатор торговой точки, логин и пароль участника СБП. Далее следует внести полученные идентификатор, логин и пароль в программу «1С». Начиная с этого момента можно использовать СБП.
В настоящее время фирма «1С» работает с системой быстрых платежей через банки «Открытие», «СКБ» и платежного интегратора Paymaster.
Готов ли покупатель пользоваться СБП?
«Многие ритейлеры опасаются, что о СБП знают далеко не все покупатели, и этот способ оплаты не будет пользоваться популярностью, – говорит Сергей Шпанко. – Но для современного покупателя оплата товаров и услуг с помощью смартфона – привычный сценарий, позволяющий не носить с собой пластиковую карту. Сейчас СБП – наверное, единственный стабильный способ оплаты через мобильный телефон, альтернатива Google Pay и Apple Pay. Оплату по QR-коду уже ввели крупные ритейлеры, такие как «Магнит» и Fix Price. Банки проводят активную рекламную кампанию по продвижению, и количество подключенных клиентов постоянно растет. Поэтому ритейлеру важно подготовиться к работе в СБП, правильно оформить торговую точку, чтобы покупатели знали, что здесь можно оплатить по QR-коду, обучить кассиров необходимым действиям в программе и вписать в сценарий общения с покупателем предложение оплатить через СБП».
Какие программы «1С» интегрированы с СБП?
В апреле 2022 года система быстрых платежей уже работает в программах «
1С:Розница
8»,
«1С:Рабочее место кассира»
,
«1С:Мобильная касса»
, «
1С:Управление нашей фирмой
8», «1C:Бухгалтерия 8». В ближайшее время сервис станет доступен и в других решениях системы «1С:Предприятие 8».
Как подключить свой бизнес к СБП? Простая инструкция и заявка на подключение к СБП на сайте «1С».
Как сеть аутлетов Offprice начала использовать Систему быстрых платежей в «1С:Рознице»
С февраля 2022 года сразу 30 аутлетов Offprice стали принимать оплату от покупателей через Систему быстрых платежей с QR-кодами. Статистика прошедших месяцев показала, что от 10 до 30% покупателей, в зависимости от торговой точки, оплачивают свои покупки в аутлете через СБП. Для персонала компания разработала мотивационную программу – сотрудников стимулируют делать больше продаж через СБП, и это, безусловно, дает свои плоды. Клиентам на кассе в первую очередь предлагают оплатить покупку смартфоном, через СБП и без банковской карты.
Это удобный способ оплаты, плюс при необходимости покупатель сможет оформить возврат максимально быстро также через Систему быстрых платежей. Сформированный QR-код из программы «1С» печатается на пречеке, покупатель сканирует код в своем мобильном банке, и ритейлер получает зачисление денежных средств. «Сеть Offprice планирует увеличить процент оплат по СБП и продвигать удобный способ оплаты среди своих покупателей, – говорит Андрей Павлов, руководитель группы разработки. – Это удобно для них и выгодно для нас – используя СБП в «1С», мы снизили затраты на эквайринг. Применение СБП в офлайн-торговле считаю успешным и готов рекомендовать своим коллегам по бизнесу».
Валерия Миронова, Retail.ru