Декоративное изображение
41 004

Поделиться

Иностранцы в России: приехать студентом, уехать с бизнесом

Пока китайская студентка Оу Мэй училась в Санкт-Петербурге, она придумала, как зарабатывать на родине. Китайцы питают слабость к янтарю, но в Поднебесной он очень дорог. Девушка начала свой маленький бизнес по продаже российского янтаря через интернет, создав на платформе WeChat онлайн-магазин, который в хорошие месяцы приносит ей до 100 тысяч рублей. О том, как идут дела, в чем преимущество магазина в социальной сети и какие сложности испытывает китайский предприниматель в России, – в нашем кейсе.

Китайский онлайн-магазин русского янтаря

Идея открыть магазин янтаря в Китае пришла Оу Мэй еще во время учебы в России. На каникулах она подрабатывала гидом и, водя китайских туристов по сувенирным лавкам Санкт-Петербурга, наблюдала, с каким ажиотажем те сметают изделия из янтаря. Однако это был 2014 год, и цены на аренду коммерческих помещений в Китае пошли вверх. Тогда-то студентка и обратила внимание на еще новую в то время социальную сеть We Chat, которая быстро набирала популярность. Впрочем, вскоре выяснилось, что клиентов в интернете искать сложнее, чем в шоп-турах для туристических групп. Кроме того, в России туристы «охотятся» за сувенирами из янтаря, а в Китае покупатели приходят в магазин за ювелирными изделиями и предъявляют более строгие требования к качеству, в том числе самих камней. Поэтому в первые месяцы Оу Мэй активно заполняла свою страницу информацией о янтаре и создала, по ее словам, настоящий образовательный блог, читатели которого со временем стали покупателями.

Непросто складывались и отношения с поставщиками янтаря. Сначала Оу Мэй покупала изделия в магазинах Санкт-Петербурга, с персоналом которых поддерживала хорошие отношения. Но потом наладила связи с такими же лавками в Калининграде, где все было значительно дешевле. По признанию Оу Мэй, когда продавцы думали, что она и приехавшие с ней покупатели плохо знают русский язык, то, бывало, начинали мухлевать с весами или выдавать фальшивые камни за янтарь. После нескольких неприятных эпизодов с полицией, которая прямо у выхода из магазина предъявляла обвинения в попытке незаконного вывоза янтаря и пыталась конфисковать покупки, Оу Мэй не доверяет торговцам, найденным через интернет, и сотрудничает только с проверенными поставщиками.

Как найти настоящий янтарь?

Как найти настоящий янтарь?

Цены. Дешевле всего янтарь продается в Калининграде, где находятся крупнейшие мировые запасы этого камня. Город буквально заполнен янтарными магазинами и лавками, которые часто располагаются недалеко от мест добычи. Оу Мэй регулярно совершает туры в Калининград.

Как рассказала девушка, цены на янтарь постоянно меняются. Стоимость зависит от веса, качества и диаметра камня — последний показатель играет даже большую роль, чем вес. Если камень плоский, но тяжелый, то цена на него будет ниже, чем на такой же по весу камень с большим диаметром. Поэтому круглые камни ценятся больше всего. 

Китайские покупатели, в большинстве своем изучающие в интернете методику выбора янтаря перед покупкой, готовы платить за круглые камни намного больше.

«Обычно я покупаю камни от 10 до 100 граммов. Нормальная цена за 10 граммов составляет примерно 2–3 тыс. рублей без наценки магазинов. В Калининграде наценки наиболее щадящие — 10-граммовый камень хорошего качества там можно купить за 4–5 тыс. рублей», — говорит Оу Мэй.

Проверка подлинности. Закупая камни для своего магазина, Оу Мэй проверяет их. Существует несколько способов отличить настоящий янтарь от подделки. Первый — раскалить на огне иглу и прикоснуться ей к камню. Если янтарь настоящий, он начнет плавиться, а в воздухе сразу запахнет смолой.

Второй вариант проще: нужно развести в воде несколько ложек соли и опустить туда камень — настоящий янтарь всплывет, а фальшивка утонет. Обычно продавцы соглашаются на второй способ проверки подлинности.

Но даже после обеих проверок камень может оказаться поддельным. «Несколько раз бывало так, что даже после проверки камня в соленой воде или накаленной иглой у меня оставались сомнения и я отправляла его на экспертизу, в результате которой выяснялось, что это подделка. Такие камни обычно слишком идеальной формы, что натуральному янтарю не свойственно. Для меня стало правилом, что настоящий янтарь не бывает идеальным», — отмечает Оу Мэй.

Почему янтарь так интересует китайцев?

Китайская культура богата легендами о драгоценных камнях, которые помогают в лечении недугов, приносят счастье и удачу. Свое место в китайской символике занимает и янтарь. 

Согласно легендам, в него после смерти превращается душа тигра. Поэтому для китайцев этот камень представляется оберегом от злых духов и несчастий. Также янтарь используют в лечебных целях, что делает камень привлекательным для пожилых туристов.

Стоит отметить, что в Китае янтарь встречается редко и стоит дорого. В списках покупок, которые китайские туристы часто готовят перед путешествиями, этот камень фигурирует почти всегда. Так, на янтарь и косметику приходится 30% всех покупок в российских магазинах, оплаченных при помощи китайских платежных приложений WeChat Pay и Alipay.

Почему китайцы интересуются янтарем?

В 2019 г. китайские туристы впервые стали лидерами по тратам среди иностранцев в России. Одно из главных увлечений китайцев — походы в русские ювелирные магазины, в том числе за изделиями с янтарем. Фото: FashionNetwork

Особенность работы онлайн-магазина WeChat

WeChat — самая популярная социальная сеть Китая, число пользователей которой превышает 1 млрд чел. При этом WeChat также предоставляет функции платежной системы, онлайн-платформы для продажи товаров и услуг и т. д. Одна из возможностей для любого пользователя WeChat — бесплатно создать группу, в которой можно размещать товары на продажу и платить за них в одном приложении. Так поступила и Оу Мэй, открыв на этой платформе «Янтарную девушку».

Особенность работы онлайн-магазина WeChat

Главная страница онлайн-магазина «Янтарная девушка»

«Несколько раз в неделю я публикую на странице сообщества фотографии янтаря — камней или украшений. В зависимости от количества приобретенного янтаря зависит и количество постов с фотографиями — обычно на неделе я публикую 10–15 украшений или камней. Пост в «Янтарной девушке» выглядит так: 2–3 фотографии янтаря или текст, где указаны размер, вес, диаметр, классификация янтаря по чистоте (у нас очень большая система оценки прозрачности и блеска камня, о которой можно писать целые книги), место покупки и цена», — объясняет Оу Мэй.

Принцип работы WeChat заключается в том, что новости любого сообщества или человека, на которого подписан пользователь, публикуется в общей новостной ленте в хронологической последовательности. По словам Оу Мэй, большинство ее покупателей обычно специально не заходят на страницу «Янтарной девушки» для покупок. Они видят понравившиеся украшения в общей новостной ленте и связываются с ней для покупки.

Также в общей новостной ленте есть место и для рекламы, которую часто используют магазины. Оу Мэй несколько раз обращалась к функции рекламы WeChat. Цена на нее разнится в зависимости от городов — если вы рекламируете свои товары жителям Пекина и Шанхая, то цена за 1 000 показов в ленте стоит 150 юаней (около 1 400 рублей), в меньших городах — цена ниже.

Продажа, оплата и доставка янтаря

Штаб-квартира «Янтарной девушки» располагается в родном городе Оу Мэй — в Цзинане. Янтарь хранится у нее дома, а для работы она арендует небольшое помещение в офисном центре. Под работой подразумевается фотосъемка янтаря для онлайн-магазина — для этого в кабинете есть профессиональное освещение и камера. Обычно, если покупатель заинтересован в определенном камне или украшении, Оу Мэй присылает ему новые фото под разными ракурсами и подробнее рассказывает про камень — его происхождение, место покупки, характеристики и т. д.

Примеры постов магазина

Примеры постов магазина

После заключения всех договоренностей с покупателем тот оплачивает товар через платежную систему, которая встроена в WeChat. Товар также можно оплатить другой популярной платежной системой Alipay или банковским переводом. Если заказчику не понравился товар, то «Янтарная девушка» гарантирует беспроцентный возврат средств заказчику в течение 7 дней после покупки.

Доставка янтаря осуществляется через китайскую службу экспресс-доставки SF Express. Время доставки занимает обычно 1–3 дня, в зависимости от города. Цена доставки, которая входит в стоимость товара, составляет 25 юаней (230 рублей) по всему Китаю. Для Гонконга и Макао — дороже.

Доход магазина

Средний доход «Янтарной девушки» в месяц составляет порядка 40 тыс. рублей. В последнее время он несколько упал из-за того, что янтарь все больше проникает в китайские магазины, он стал дешевле и доступнее, а значит, цена на камни и украшения в «Янтарной девушке» вынужденно падает. 

Однако в Новый год и китайские праздники продажи янтаря в онлайн-магазине резко возрастают. Так, например, в «Праздник Весны» (Китайский Новый год) за месяц Оу Мэй может зарабатывать до 100 тыс. рублей.

Доход магазина

Целевой покупатель

Чаще всего янтарь покупают взрослые, зрелые люди возрастом от 35 до 60 лет. Так как янтарь — это увлечение не из дешевых — то у моих покупателей должны быть свободные деньги и лишнее время, поэтому молодежи среди них почти нет. Русский камень часто покупают в качестве подарка, поэтому среди покупателей «Янтарной девушки» мужчин столько же, сколько и женщин.

Бывает, янтарем интересуются коллекционеры драгоценностей — для них украшения это не только хобби, но и наука, и они часто тщательно и серьезно отбирают янтарь. Порой такие редкие покупатели желают лично поучаствовать в туре за янтарем в Калининград, чтобы удостовериться в качестве и происхождении камня.

«Онлайн-магазин дает определенную свободу и не требует от меня каких-либо вложений в отличие от реального магазина, арендную плату за который я точно не смогу потянуть. «Янтарная девушка» для меня остается для меня, второй неофициальной работой, выходящей за рамки хобби, но не превращающейся в полноценный бизнес. Я очень ценю те доверительные отношения, которые у нас сложились с подписчиками и покупателями, и мой магазин, наверное, останется все той же небольшой, но уютной янтарной онлайн-лавчонкой», — делится своими впечатлениями Оу Мэй.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами