Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Inarctica: путь красной рыбы от моря до полки
Крупнейшая аквакультурная компания страны Inarctica совместно с компанией оптовой торговли Metro запустила проект по популяризации красной рыбы. Чтобы сократить время переработки морской форели и лосося – на завод по переработке в Мурманске рыбу доставляют в живом виде на специальном судне. А на столичные прилавки она попадает уже через три дня. Об арктической аквакультуре, ультрафреш-логистике и мастер-классах для профессионалов и покупателей – рассказываем в этом материале.
Рыба из Баренцева моря
По данным Всемирного фонда дикой природы, запасы морской рыбы на планете за последнее десятилетие сократились наполовину, а отдельные виды в Северной Атлантике – практически исчезли. В последний год Россия также сталкивается с ограничением или отменой поставок этого продукта из-за рубежа. По данным трейд-маркетингового агентства «Градус», поставки лососевых рыб с Фарерских островов прекращены полностью, поставки из Чили значительно сократились. Тем временем спрос на красную рыбу в России растет.
«В России красная рыба испокон веков считалась традиционным продуктом к празднику, – говорит Константин Клинов, коммерческий директор компании Inarctica. – Однако сейчас, с ростом популярности движения за здоровый образ жизни, потребители все чаще выбирают лосось и морскую форель для ежедневного рациона. Эти виды рыбы богаты белком и полезными жирами. И мы хотим дать возможность тем, кто заботится о качестве своего питания, получить этот продукт ультрасвежим в любое время. Это одна из основных целей команды Inarctica».
Компания Inarctica сейчас выращивает в арктическом регионе более 30 тысяч тонн лосося и морской форели в год. В Баренцевом море расположено уже девять садковых комплексов, в каждом из которых одновременно может расти до 2,4 миллиона особей.
«Мы контролируем производство своей рыбы на каждом этапе: от икринки и выращивания малька на собственных заводах до процесса переработки и поставки ее партнерам, – комментирует Константин Клинов. – Это сложный процесс, поскольку наши рыбоводы работают в суровых условиях Арктики: штормовое море, низкие температуры, полярная ночь 9 месяцев в году. Однако акватория Баренцева моря – единственный регион России, обеспечивающий идеальные природные условия для обитания лосося и форели. Рыба живет и растет в садках глубиной до 40 метров и окружностью до 160 метров. Садковые комплексы размещаются в природных фьордах, где они надежно защищены от штормов и сильного течения. Температура воды там круглый год держится в пределах комфортной отметки от 0 до +13 градусов, не покрываясь льдом».
Кормление осуществляется по специальной системе, которая разработана опытными специалистами аквакультуры. Ежедневно рыбоводы и команда биологов отслеживают состояние рыбы через систему камер, а корм раздается со специальной баржи с использованием системы искусственного интеллекта.
Команда в Баренцевом море принимает молодь со смолтовых заводов весом около 100 граммов и выращивает ее в среднем до 5 килограммов. На то, чтобы рыба достигла этого «товарного» веса, уходит до двух лет.
Ультрафреш-логистика
«Процесс работы с категорией охлажденной красной рыбы определенно один из самых сложных, – говорит Константин Клинов. – Любой сбой может повлечь за собой проблемы с качеством и свежестью продукта. И важно не только правильно вырастить рыбу, качественно ее переработать, сохраняя холодную цепочку, но и гарантировать своевременную доставку в ритейл, а также поддерживать идеальные условия хранения в точке продаж.
Цепочка поставок начинается с живорыбного судна, которое по специальной системе трубопровода забирает из садка рыбу. До 100 тонн лосося или форели доставляется в цех переработки в Мурманске в живом виде. С таким объемом там справляются за сутки.
«Судно каждый раз забирает из садка именно столько рыбы, сколько нужно заказчику, – комментирует Константин Клинов. – Каждая тушка находится в обработке не более часа. Так что наша рыба никогда не замораживается и попадает на стол к покупателю в максимально свежем виде. Основной продукт нашей компании – это охлажденные потрошенные тушки лосося и морской форели. Также сейчас в соответствии со спросом рынка мы запустили производство охлажденного филе. Это удобный и востребованный формат продукта не только в домохозяйствах нашей страны, но и среди представителей ресторанного бизнеса».
Логистика продукции отработана до мелочей. Свежий лосось и морская форель Inarctica доставляются в Metro и другие федеральные сети в кратчайшие сроки: путь от завода до Москвы и Санкт-Петербурга сейчас занимает два-три дня. Доставка по Центральной России и в Сибирь – до 5 дней. Следовательно, любой потребитель в стране может оперативно получить свежую рыбу для своих блюд.
Мастер-классы для профессионалов
Продукцию компании в самой сети отыскать легко: стеллажи с рыбой оформляются баннерами и специальными табличками. Также в рамках совместного проекта в Metro проводится серия дегустаций и образовательных мероприятий для покупателей.
«В Metro представлен широкий ассортимент рыбы и рыбной продукции, и мы видим рост интереса к данной категории, – говорит Яна Большенко, руководитель направления закупок рыбной продукции Metro. – Компания серьезно относится к качеству представленных на полке товаров, поэтому предъявляет высокие требования к поставщикам и их работе».
«Нам предстоит много работы в этом направлении, – резюмирует Константин Клинов. – Несмотря на популярность продукта, в обществе еще достаточно стереотипов, которые порой заставляют усомниться в покупке. Например, россиянам сложно поверить, что они могут купить действительно охлажденный свежий качественный атлантический лосось или морскую форель, а не в замороженном или дефростированном виде. Также многие не в курсе тонкостей аквакультуры, масштабов и технологичности нашего производства, так что наша команда активно работает над тем, чтобы рассказать больше о своей работе и обучить клиента».
Дегустационные мероприятия в торговых точках партнеров Inarctica использует как возможность напрямую пообщаться с потребителем, узнать его мнение о продукте и рассказать о производстве. Показать разные варианты приготовления красной рыбы, которые выходят за рамки привычных засола, жарки или запекания.
Отдельное внимание уделяют обучению сотрудников партнеров. Для этого Inarctica и Metro запустили серию обучающих мастер-классов для профессионалов. Этот формат, по мнению компании, позволит донести всю информацию о пользе продукта как до шеф-поваров ресторанов, так и до продавцов рыбы на местах в торговом зале. В дальнейшем подобный опыт Inarctica планирует развивать и с другими партнерами.
Людмила Клыженко, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?