Компания iCover продает на маркетплейсах товары для дома, бытовую технику, косметику и многое другое. Обороты бизнеса стабильно растут, соответственно, увеличивается количество товара и складских запасов, а значит, возрастают и риски, связанные с перезатариванием или, наоборот, недостачей товара на складах. Чтобы оптимизировать товарные запасы и прогнозировать спрос, iCover выбрала решение Forecast NOW! В этом кейсе читайте о том, какие проблемы помогает решить автоматизация при продажах товаров на маркетплейсах и каких результатов достигли еще четыре крупных участника рынка.
Группа компаний iCover – крупный селлер широкого спектра товаров на маркетплейсах. В ассортимент группы входят мебель и товары для дома под собственным брендом Ridberg, бытовая техника и товары для красоты Enchen, а также аудиотехника и многое другое.
У iCover два склада в Москве и Московской области общей площадью более 10 тыс. кв. м. Помимо этого, компания поддерживает необходимый уровень запасов на складах маркетплейсов Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» и «Мегамаркет» по всей России.
Почему потребовалось что-то менять?
До 2020 года компания развивала сеть розничных магазинов и островков в супермаркетах. Основу ассортимента составляли мобильные телефоны, гаджеты и аксессуары для них. Постепенно рассматривали новые рынки сбыта, расширяли ассортимент. В период коронавируса компания столкнулась с необходимостью серьезных изменений.
Розничный сегмент оказался парализован из-за ограничений, поэтому начали активно развивать продажи на маркетплейсах. В результате вся оборотная часть бизнеса оказалась задействована в торговле на маркетплейсах. В 2023 году был закрыт последний розничный магазин компании.
«Переход на маркетплейсы дал нам очень хороший старт в развитии компании. Каждый год мы удваивали обороты. Со временем значительно расширили ассортимент и начали выпускать собственные торговые марки – мебель, товары для дома, мелкую бытовую электронику и товары для гигиены», – рассказал Антон Киселёв, руководитель проектов компании iCover.
Прогнозирование спроса и потребности в товарах на складах – это две самые сложные задачи при торговле на маркетплейсах. Продажи имеют очень высокую волатильность по сравнению с классической розницей из-за особенностей конкретной площадки, ее алгоритмов, продвижения и многих других факторов. Спрос на один и тот же товар может отличаться в 5–10 раз в различные периоды.
«Триггером для поиска решения для управления запасами послужили развитие продаж через маркетплейсы и активный рост товарооборота. Увеличение географии распределения товаров и ассортимента, несовершенство текущего инструмента управления запасами привели к кратному росту объектов управления и увеличению ручных операций, необходимых для обеспечения функции управления запасами в компании.
В результате влияние ошибок человеческого фактора на все процессы, связанные с управлением запасами, стало значительным, а время расчета заказов и распределений сильно выросло», – расcказал Алексей Святобог, руководитель отдела товародвижения компании iCover.
Еще одна проблема – это излишки и дефициты, которые накапливаются на складах. С такими объемами товарооборота это распространенная проблема в торговых компаниях.
Все эти задачи в компании надеялись решить с помощью повышения качества прогнозов, оптимизации структуры и частоты заказов.
«С ростом оборотов и наших запасов цена ошибок, связанных с перезатариванием или, наоборот, недостачей товаров, кратно возрастает. От программы мы ожидали помощи в оптимизации этих процессов», – прокомментировал Антон Киселёв.
Почему выбрали Forecast NOW!
Первоначально в компании рассматривали два варианта для автоматизации процессов – самостоятельная разработка на основе используемой учетной системы или покупка готового решения.
«После формирования основных функциональных требований к системе, изучения рынка исполнителей возможных решений, а также оценки сроков реализации проектов был сделан выбор в пользу готового решения», – обосновал Алексей Святобог.
Решение должно было соответствовать ряду требований:
- Прогнозирование спроса на основании статистики
- Работа с товарами-новинками
- Возможность использования разных цепочек поставок для разных товаров
- Расчет потребности и заказа на склад
- Расчет потребности и распределения с РЦ на торговые точки/филиалы/склады МП
- Расчет потребности и перемещения запасов между складами
- Выбор оптимальной периодичности заказа
- Учет будущих промоакций
- Учет продаж и остатков товаров аналогов
- Учет размещенных заказов на закупки и товаров в пути
- Учет минимальной суммы заказа и финансовых ограничений
- Учет транспортных ограничений по весу/объему/палетам
- Учет кратности упаковки и минимальной партии товара
- И т.д.
Этим требованиям соответствовали четыре IT-решения. Однако на следующем этапе – моделирования работы программных продуктов на исторических данных компании – стало понятно, что наиболее подходящим для iCover будет решение Forecast NOW!.
«Forecast NOW! максимально соответствовал нашим функциональным требованиям, а соотношение предлагаемых функций и стоимости проекта было оптимальным в сравнении с другими системами», – прокомментировал Антон Киселёв.
Forecast NOW! позволяет рассчитать и подготовить план закупок у поставщика на длительный период: сколько товара будет заказано в конкретную неделю, месяц, квартал; в какие даты будет поступление.
Для всех поставщиков можно задавать ограничения и другие условия поставок. В соответствии с уже сформированным планом закупок можно проанализировать план приходов товаров на склад. Это поможет оценить заполненность склада и нагрузку на приемку – когда, сколько, какого веса и размера товары привезут поставщики.
Также как одно из преимуществ в компании отметили блок долгосрочного финансового планирования.
«Возможность использовать в расчете потребности не только статистику, но и плановые показатели оказала значительное влияние на окончательный выбор исполнителя», – отметил Алексей Святобог.
На текущий момент у компании iCover есть локальные поставщики, сроки поставок от которых не превышают недели, и зарубежные, сроки поставок от которых могут достигать 3–4 месяцев. Поэтому система должна уметь работать с долгосрочным планированием и прогнозированием.
Forecast NOW! – это программа для автозаказа, оптимизации товарных запасов и прогнозирования спроса. Она позволяет формировать заказы поставщикам, оптимально распределять товары по филиальной сети, строить прогнозы спроса, продаж и прибыли, а также прогнозировать эффект от маркетинговых мероприятий.
Программа помогает торговым компаниям сократить излишки, неликвиды и справиться с проблемой дефицитов за счет использования вероятностных моделей и оценки возможных рисков при прогнозировании спроса, планировании запасов и расчете заказов.
Кейсы: каких результатов добились другие компании с помощью Forecast NOW!
Кейс группы компаний «Толедо», федерального дистрибьютора электротехнических товаров. В ассортименте – более 100 тыс. SKU, складские комплексы площадью более 100 тыс. кв. м.
Результаты:
- Уменьшился период оборачиваемости товаров на 40%, с 45–50 дней до 27–35 дней.
- Дефицит сократился более чем в два раза, с 4% до 1,4–1,7%.
- При увеличении количества поставщиков с 240 до 300, увеличении количества SKU с 70 тыс. до 100 тыс., увеличении оборота на 50% количество менеджеров отдела закупок сократили с 21 до 17 человек.
Кейс компании «Кинсей», оптового поставщика японской и корейской бытовой химии, товаров первой необходимости и повседневного спроса, имеющего подразделения в Москве и Владивостоке. В ассортименте – 3500 SKU.
Результаты:
- На 30% уменьшились остатки в течение полугода после внедрения Forecast NOW! Уменьшилось количество товаров в категории С и увеличилось в категории B.
- На 25–30% увеличились продажи за тот же период.
- На 35% уменьшился период оборачиваемости. Произошло переопределение закупок – стали закупать больше быстро оборачиваемых товаров и меньше медленно оборачиваемых.
- В пять раз сократилось время на формирование заказов при увеличении товарооборота в пять раз, а количества товарных позиций – в семь раз.
Кейс компании ДКС, одного из крупнейших дистрибьюторов и производителей электротехнического и низковольтного оборудования в России и Европе, имеющего представительства в семи странах, 25 производственно-складских комплексов. В ассортименте – 35 тыс. SKU.
Результаты:
- Для 10% всей номенклатуры товаров в компании пересмотрели необходимость хранения. Складской ассортимент расширился на 2500 SKU и, наоборот, около 1000 SKU перевели в формат заказных позиций.
- Снизилась нагрузка на отдел продуктового маркетинга. Раньше сотрудники отдела активно участвовали в планировании спроса и запасов. Сейчас в этом нет необходимости.
- С 10 до 2 человек уменьшилось количество сотрудников, которые раньше занимались планированием и контролем запасов. Они делают все расчеты через Forecast NOW!. Дальше с результатами работы программы работает планово-экономическая служба компании.
Кейс сети супермаркетов для дома и сада «Порядок», управляющего 47 магазинами и 2 РЦ. В ассортименте – 40 тыс. SKU.
Результаты:
- В 7,5 раза сократилось время на подготовку заказов для одного супермаркета, с 2,5 часа до 20 минут.
- В среднем сотрудники стали тратить на рутинные операции в два раза меньше времени.
- С момент начала использования программы количество магазинов увеличилось на 30%, общий объем заказов по розничному и торговому направлению – в два раза. При этом количество сотрудников отдела закупок оставалось неизменным.
- Уровень наличия товаров, показатели по дефицитам и неликвидам держатся на стабильном уровне при росте сети.
Retail.ru