Декоративное изображение
13 267

Поделиться

Globus: почему с фермерскими товарами СТМ работать не просто

Доля продаж собственных торговых марок в ассортименте сети гипермаркетов Globus в декабре 2018 года составляет 5,5%, общее количество наименований под СТМ – 1 900 SKU. Как рассказала руководитель отдела закупок собственной торговой марки Елена Саборяк, доля СТМ в обороте компании регулярно увеличивается, в том числе за счет прироста магазинов и расширения ассортимента.

Отметив рост внимания к органическим продуктам, в феврале 2016 года ритейлер запустил марку «Глобус Вита» (Globus Vita), под которой производит фермерские и сертифицированные органические продукты без консервантов, гормонов роста, пестицидов и гербицидов. Часть товаров выпускаются с пометкой Organic и органической маркировкой «Евролист». 

Globus: фермерские продукты под СТМ

Первым продуктом марки стал орловский фермерский картофель сорта «Гала». В настоящее время только в ассортименте специализированного отдела «Эко.Био.Веган» представлено 100 артикулов марки «Глобус Вита». Помимо «Эко.Био.Веган» товары под маркой «Глобус Вита» продаются и в других отделах – молочном, овощном, бытовой химии, непищевых товаров (биоразлагаемые пакеты для завтрака, мусорные пакеты, одноразовая посуда).

По словам Елены Саборяк, направления «Глобус Вита» и «Эко.Био.Веган» начинали развиваться самостоятельно, но сейчас, что вполне логично, дополняют и поддерживают друг друга.

Спрос на товары «Глобус Вита» растет, к тому же сеть активно продвигает марку в точках продаж и рекламирует в средствах массовой информации. Из всей продукции наибольшим спросом пользуются овощи, фрукты и молочная продукция.

Vita-поставщики

Один из самых «больных» вопросов в сегменте натуральной продукции – поиск и отбор поставщиков. «У марки «Глобус Вита» достаточно много поставщиков, так как под ней представлены разные товарные категории, от молока и до бытовой химии, – говорит Елена Саборяк. – Это и российские фермеры из Краснодарского края, выращивающие овощи по принципам органического земледелия, и иностранные сертифицированные производители органической продукции».

Все поставщики проходят строгую процедуру отбора. Первый этап – внутренняя сравнительная дегустация, здесь требования специалистов сети очень высоки: продукт обязательно должен быть вкусным.

Затем отдел контроля качества проводит аудит производства. 

«Если производитель не проходит аудит по каким-либо параметрам, но мы видим потенциал к развитию, то вместе с ним разрабатываем корректирующие мероприятия, — рассказывает Елена Саборяк. — После того как наши требования выполняются, продолжаем работу по отбору».

После аудита продукцию в обязательном порядке сдается в лабораторию, где проходит исследование на расширенный спектр показателей, а овощи дополнительно проверяются на содержание нитратов, пестицидов и тяжелых металлов. Только убедившись в безопасности продукции, изучив порядок производства, сеть выставляет продукт на полку под своей маркой.

Globus: фермерские продукты под СТМ

Среди российских производителей есть уже немало компаний, способных удовлетворить потребности ритейлера в натуральных продуктах для СТМ. «Например, компания «Ягоды Карелии» поставляет нам джемы, нектары и замороженные ягоды, – рассказывает Елена Саборяк. – Компания «АгриВолга» производит молочные продукты для линейки «Глобус Вита Organic». Это российские производители, имеющие органик-сертификаты, что пока очень редкое явление – закон об органическом земледелии был принят в России только летом этого года».

Из ассортимента марки «Глобус Вита» российские производители поставляют все молочные продукты, овощи, фрукты, мед, нектары, джемы, замороженные грибы, ягоды, муку и бытовую химию. Компании производят свою продукцию в соответствии с ГОСТ либо в соответствии с новым законом об органическом земледелии, либо в соответствии с европейскими стандартами, на которые они опирались до принятия российского закона.

Даже если продукция не обладает экологическим сертификатом, но состав и условия производства соответствуют всем органическим стандартам, такой товар также может попасть на полки сети.

От некоторых поставщиков приходится отказываться из-за несоответствия требованиям сети. «К сожалению, нам пришлось расстаться с фермером Александром Саяпиным по причине того, что он закрыл фасовочное предприятие, – рассказывает Елена Саборяк. – Производство молочной продукции – это сложный процесс, где необходим постоянный контроль, и без автоматизированной фасовочной линии не обойтись. Фермерскую линейку молочной продукции мы заменили на линейку органической, которую запустили с крупным предприятием «АгриВолга», имеющим органический сертификат».

Globus: фермерские продукты под СТМ

Свежие планы

Планы по развитию СТМ «Глобус Вита» – грандиозные. Будет продолжено развитие молочного направления, и в ближайшем будущем ассортимент марки пополнится фермерскими сырами. Среди приоритетных задач – расширение предложения фермерских овощей. На обе эти категории товаров наблюдается стабильно высокий спрос.

Ведется работа по расширению ассортимента фермерских продуктов за счет ягод и фруктов, таких как арбуз, дыня, персики.

Прорабатывается вопрос производства под собственной торговой маркой органической косметики, предметов гигиены и текстиля – полотенец из органического хлопка.

Будет расширяться пул поставщиков, что потребует новых логистических решений и поиска партнеров. 

Globus: фермерские продукты под СТМ

«Мы сотрудничаем с семью фермерскими хозяйствами Краснодарского края, которые выращивают разные виды овощей в разных объемах, – рассказывает Елена Саборяк. – Возить свою продукцию по одиночке они, конечно, не могут – слишком высоки затраты на логистику. Приходится заключать договоры с транспортными компаниями».

Например, недавно ассортимент гипермаркетов «Глобус» пополнился фермерскими овощами Краснодарского края, и выстраивать логистику с новыми партнерами было довольно сложно. В итоге заключили договор с транспортной компанией, которая собирает овощи у всех фермерских хозяйств Краснодарского края, сотрудничающих с сетью, и централизованно привозит их в логистический центр в Подмосковье, откуда овощи уже распределяются по гипермаркетам.

В настоящее время прорабатываются возможности сотрудничества с фермерами всех регионов присутствия гипермаркетов – в Подмосковье, Тульской, Тверской, Владимирской, Рязанской и Ярославской областях. Сеть находится в поиске новых поставщиков, на сайте выложена форма, через которую поставщик может обратиться напрямую в отдел закупок СТМ.

По оценкам NeoAnalytics, в 2018 году ассортимент товаров под СТМ в некоторых сетях составляет около 2,5 тыс. наименований товаров. В 2017 году доля собственных торговых марок в общей структуре оборота российского FMCG-рынка составила около 8–10 %, объем российского рынка СТМ розничных сетей в стоимостном выражении составил 1156 млрд. руб., темпы роста рынка — 13,9 %, что выше динамики рынка FMCG, который в 2017 году, по оценочным данным составил 6,8 %.

Поможет ли закон?

Как ожидают в сети, закон об органическом земледелии, принятый летом 2018 года, существенно не повлияет на отношения с действующими поставщиками: те из них, кто работает с органическими продуктами, уже имеют сертификат. Продукция фермеров, не имеющих сертификата, позиционируется в гипермаркетах именно как фермерская.

Но новый закон позволит российским компаниям, претендующим на выпуск органической продукции, получать услугу от российских аккредитованных сертифицирующих организаций по более доступным ценам. 

«По нашим ожиданиям, эта возможность стимулирует рынок органики к развитию, – говорит Елена Саборяк. – Появится больше новых производителей, что в свою очередь позволит предложить покупателям более широкий выбор полезных продуктов по более привлекательным ценам. Благодаря внедрению закона в официальных источниках появится реестр производителей сертифицированной органической продукции, что упростит нам работу по поиску производителей – мы сможем просто заглянуть в список».

Пока в компании все происходит иначе – на сайте публикуется информация о поиске производителей, и получаемые предложения приходится тщательно анализировать на предмет соответствия требованиям, что отнимает очень много времени. 

Виктория Максимова

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами