По типу организации аутсорс можно разделить на классический и облачный. С классическим все понятно: компании покупают готовые бизнес-решения «под ключ». А вот услуги аутсорса на базе облачных технологий более стандартизированы. Они предоставляются платформой, которой в одно и то же время пользуется множество клиентов. Эти решения называются SaaS – software as а service, что значит программное обеспечение как сервис. По прогнозам Forbes, именно эта форма аутсорсинга будет развиваться активнее всех: 95% американских компаний в том или ином виде пользуются SaaS-платформами.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Gig Economy в ритейле
Uber, Airbnb, BlaBlaCar и другие маркетплейсы изменили формат взаимодействия между заказчиками и исполнителями, сформировав Gig Economy — модель, в которой обе стороны сотрудничают на основе краткосрочного договора.
Фото: kentoh/shutterstock
Механика Gig Economy на глобальном рынке
С начала времен люди обменивались товарами и услугами. Но только в последние 10 лет шеринг, или совместное потребление, стало значительной частью глобального экономического процесса.
Этому есть масса причин, но основная — глобальные кризисы последних лет. Людям стало сложнее планировать крупные траты, например, на личный автомобиль или собственный дом на берегу моря. Поэтому многие с радостью пересели в Uber и стали проводить отпуск в арендованном через Airbnb жилье.
Не только В2С-, но и В2В-рынок заинтересовался принципами совместного потребления. И крупные корпорации, и совсем маленькие стартапы все больше отдают свои бизнес-процессы на аутсорс. PwC прогнозирует , что к 2025 году объем аутсорса дорастет до 114 млрд долларов, при годовом росте в 5–6%, а в отдельных отраслях, в особенности на рынке HR, даже больше.
К тому же 2025 году (по данным PwC) совокупный оборот сервисов, работающих по убер-модели, достигнет 335 млрд долларов и догонит компании, предпочитающие классический подход в тех же отраслях.
Например, в США уже в 2018 году в гиг-экономике было занято 36% трудоспособного населения, а сейчас в стране успешно работают сотни компаний, развивая gig-economy во всем мире.
Как Gig Economy работает в ритейле?
Проще всего на аутсорс отдаются процессы, не лежащие в основе бизнеса. Например, юридический консалтинг, бухгалтерия, маркетинг, продажи и подбор персонала. Рекрутинг, а в особенности подбор людей линейных специальностей, идеально подходит для SaaS-решений.
Развитие аутсорсинга и массового подбора линейного персонала можно сравнить с развитием рынка такси от начала 90-х до наших дней. Начиналось все с высоких рисков и отсутствия гарантий: не отлаженные процессы, оплата наличными, аналоговые технологии работы. Такие условия создавали питательную среду для букета серых схем в духе трансфера из аэропорта за 5000 ₽. Но Uber все изменил.
Теперь парой нажатий в приложении и за пару минут ожидания мы получаем машину к двери подъезда. Логически можно подумать, что с ростом комфорта вырастет и цена, но как ни парадоксально, платить мы стали меньше. В этом главная прелесть уберизации. Тот же уровень удобства и экономии предлагает MyGig, позволяя бизнесу за несколько кликов находить временных сотрудников и избавиться от рутинной работы по оформлению и оплате.
Проблемы массового набора
Конкуренция за кандидатов
Как правило, массовый подбор сталкивается с необходимостью найти большую группу людей в максимально короткий срок. У линейных работников также стоит цель получить предложение по вакансии как можно скорее.
Поэтому в интересах обеих сторон — оперативно договориться о приеме на работу. Времени подумать у компании нет, ведь кандидат, скорее всего, примет предложение более активного конкурента.
Высокая текучка персонала
В розничной сфере сотрудники увольняются по разным причинам, а большинство — 62% работников массовых специальностей – твердо уверены, что в течение месяца найдут место, сопоставимое по условиям.
Слабая эффективность традиционных методов подбора
Когда-то давно закрывать потребности в персонале получалось при помощи классических методов: размещением вакансий в печатных изданиях, на джоб-бордах и в наружной рекламе. Но этот процесс отнимает огромное количество как времени рекрутеров, так и денежных ресурсов. Самые тяжелые моменты приходятся на время высокого сезона и пиковых нагрузок: бизнесу приходится искать временных сотрудников, чтобы увеличить команду на 50%.
Трудные процессы найма и онбординга
Сейчас временный персонал составляет только 15% от общей доли наемных сотрудников. Все потому, что на привлечение парт-таймеров требуется несоразмерно много времени: от поиска до доведения до рабочего места. Сюда же добавляются затраты на адаптацию и удержание новичков.
Путь к цифровой трансформации
Цифровая трансформация — уже не дань моде, а стратегический инструмент, который помогает подстроиться под современные условия рынка, оптимизировать траты на HR-ресурсы. Временный персонал через SaaS-платформу обойдется компании намного дешевле, чем традиционные методы массового найма и оформление сотрудников в штат.
Сейчас в России работает около 1 млн торговых точек крупного и малого бизнеса, 7 млн сотрудников, а к концу 2021 года планируется, что рынок вырастет на 8%. Такие условия дают хорошую почву для развития уберизации в ритейле: во время пандемии люди начали чаще обращаться к подработкам и почувствовали их преимущество, а для компаний это стало дополнительной возможностью ускорить оптимизировать бизнес-процессы по набору персонала.
Ритейлу новая платформа поможет быстро находить большое количество исполнителей в загруженные часы или высокий сезон и избавиться от простоев в работе. Также MyGig берет на себя весь документооборот и оплату выполненной работы исполнителям.
Исполнители получают возможность брать подработки с гибким графиком рядом с домом и официальный заработок. Многие совмещают подработки с основной занятостью или пользуются сервисом во время поиска постоянной работы.
Сервисом предельно легко пользоваться: создавать заказы с помощью заранее подготовленных шаблонов за несколько минут. Рекомендательный алгоритм на основе машинного обучения помогает заказчику выставлять актуальную ставку за смену, а исполнитель через приложение подбирает подходящие подработки.
Как работает MyGig?
Сервис MyGig работает с крупным, средним и малым бизнесом. В сервисе можно создавать как разовые заказы, так и искать людей на регулярные подработки.
Вот как это работает.
-
Заказчик размещает подработку, указывая срок и размер оплаты.
-
Исполнитель видит новое предложение на карте в приложении и бронирует подработку.
-
MyGig проверяет документы, статус самозанятого исполнителя, осуществляет проверку с помощью службы безопасности.
-
Исполнитель перед выходом на смену проходит инструктаж/обучение, если это требуется. В том числе MyGig практикует онлайн-форматы, чтобы сэкономить максимум времени. Если требуется, исполнитель может пройти стажировку непосредственно на точке.
-
MyGig контролирует выполнение смены по геолокации, фиксирует обратную связь от заказчика.
-
После выполнения смены MyGig автоматически формирует закрывающие документы, за счет интеграции с ФНС России.
-
Сервис самостоятельно проводит оплату исполнителю через 30 минут после выполнения заказа.
Как мы MyGig ищет людей?
Используются все доступные каналы, через которые можно связаться с потенциальными исполнителями.
-
Digital marketing: MyGig рассказывает о себе в социальных сетях, запускает контекстную и таргетированную рекламу, делает программатик закупку, использует СРА-сети и пр.
-
Классический рекрутмент с помощью джоббордов.
-
Офлайн методы — MyGig сотрудничает с Центром занятости населения города Москвы, проектом «Моя Карьера» Правительства Москвы, работает с вузами, размещает офлайн-рекламу.
-
Сарафанное радио — исполнители активно рекомендуют сервис MyGig друзьям и знакомым, хотя у компании пока еще не запущена реферальная программа.
MyGig сегодня
Сейчас в сервисе зарегистрировано более 40 000 исполнителей, и каждый месяц появляется около до 7 тысяч новых пользователей: водителей, курьеров, грузчиков, продавцов, мерчендайзеров, сборщиков заказов, промоутеров, комплектовщиков заказов, кладовщиков и др.
Исполнители MyGig уже подрабатывают в «Пятерочке», «ДоДо Пицца», Domino's Pizza, «Папа Джонс», MyBox, ресторанах FARSH, сети ресторанов «Много лосося», в других крупных федеральных продуктовых сетях.
Сейчас MyGig закрывает 78% разовых подработок (когда заказчики формируют запрос за 1–2 дня или даже несколько часов), и 95% регулярных подработок (когда MyGig на постоянной основе приводит подработчиков в конкретные магазины).
Самые быстрые закрытия заказов происходят за 1 минуту, благодаря автоматизированным уведомлениям исполнителей поблизости, подходящих под вакансию.
На данный момент MyGig работает только в Москве и Московской области, но уже к концу второго квартала этого года сервис планирует подключить 5 новых регионов и активно расти дальше.
Переход к уберизации приводит рынок к большей гибкости. Это значит, что меняется парадигма рабочих отношений: людей более не удовлетворяют стандартные трудовые договоры в обмен на фиксированную ежемесячную оплату. Работники стремятся к независимости и самостоятельности, из-за чего уходит ценность постоянной работы в штате одной компании. А организации, благодаря автоматизации рутины и сокращения расходов, могут сосредоточиться на развитии и новых интересных проектах.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?