«Леруа Мерлен ЗИЛ» формата фиджитал-стор (phygital store) называют самым инновационным магазином сети в мире. Здесь на каждые 2 кв. м приходится одна омни-коммуникация. Создание формата поставило перед классическим офлайн-ритейлером много вызовов, о которых эксперты компании рассказали на конференции Retail Experience, организованной POPAI-Russia. Что получилось в итоге, что удалось, а над чем еще предстоит поработать – расскажем в этом материале.
Статистика компании «Леруа Мерлен» показала, что физические магазины имеют большие шансы на выживание, и ритейл не должен полностью уходить в онлайн. По данным «Леруа Мерлен», офлайн-магазины российской сети посещают 4,8 тыс. покупателей в день, а ежедневный онлайн-трафик — 600 тыс. посетителей, за день оформляет ся 50 тыс. онлайн-заказов. Казалось бы, онлайн сильно перевешивает, но при этом 44% составляют ROPO-покупатели (ищут онлайн, покупают офлайн). Почти половина клиентов ритейлера изучают ассортимент на сайте, но покупать товар приезжают в офлайн-магазин, и эта группа покупателей растет год от года. Ради них и был задуман и реализован проект магазина будущего — фиджитал-стор «Леруа Мерлен ЗИЛ», где ритейлер внедрил немало инноваций и создал для покупателя творческую среду.
Первые шаги проекта
Проект стартовал в январе, и уже в середине июня 2019 года магазин был запущен. Команда проекта определила для себя phygital store как формат, в котором лучшие практики онлайн-торговли интегрируются в традиционные магазины. Но в этом магазине не только объединены физическая (physics, где люди смотрят товар, общаются и вдохновляются) и цифровая (
digital
, онлайн-технологии) части, но и отведена большая роль human-составляющей (человеческой). В «Леруа Мерлен» поняли, что люди, делающие ремонт, находятся, можно сказать, в эмоциональной яме, а это значит, что ритейлер может постараться сделать их опыт похода за покупками для ремонта более приятным, помочь не только с приобретением товаров, но и с вдохновением. Клиенты — это фокус бизнеса, и из задачи и запросы стали фотокусом проекта phygital store.
Создавая карту магазина, действовали по классике customer development (тестирование идеи на потенциальных клиентах) — определяли болевые точки клиента и продавца и фокусировались на главных «болях».
При разработке проекта были сформированы рабочие фокус-группы, с которыми провели беседы, опросы и воркшопы. В группы входили клиенты, руководители секторов, менеджеры отделов, продавцы, лидеры магазинов, HR магазинов, команда РТП (расширенного товарного предложения), мерчанты (компании-партнеры, продающие свой товар на площадке маркетплейса «Леруа Мерлен»).
Из чего состоял проект запуска фиджитал-стор?
Основными составными частями подготовки проекта phygital store «Леруа Мерлен ЗИЛ» стали:
- клиенты (коммуникации с клиентом, построение customer journey, интервью с клиентами);
- команда (разработка employee journey, обучение продажам РТП, обучение продажам услуг);
- магазин (физическое строительство, цифровые инструменты, поиск вдохновляющих факторов и омниканальная интеграция);
- KPI и аналитика (KPI, Budgeting, control, анализ данных);
- анимация и коммуникация (анимация о проекте, определение общих точек с другими проектами и командами компании);
- расширенное товарное предложение (РТП) — ассортиментная стратегия расширенного предложения;
- РТП-мерчандайзинг — предоставление РТП в магазине, зоны и инструменты продаж РТП;
- услуги — предоставление услуг в магазине;
- контент — создание контента, UX Design, управление контентом;
- ИТ-система (ИТ-архитектура, ИТ-security, оборудование, программное обеспечение, сервисное обслуживание, поддержка).
Было проведено исследование клиентов с помощью телефонных опросов, видеонаблюдения и экспертного интервью. Как признаются участники проекта, 20 интервью с конкретными людьми дали чуть ли не больше данных, чем цифровые отчеты
big data
, и оказались очень важны.
Также проводилось исследование продавцов путем UX-анализа данных киоска РТП в магазине (киоски РТП дают доступ к онлайн-каталогу «Леруа Мерлен» и позволяют заказать товары, не представленные в торговом зале), сессии обратной связи после открытия магазина, тестовых заданий на покупку РТП.
Продавцы стали одной из самых важных частей проекта. Каждый из них должен был понимать, почему и как он должен продавать товар, которого физически нет на полке, осознать, что расширенная виртуальная полка является единственным средством выживания в омниканальном мире.
Для обучения работе в магазине нового формата были созданы онлайн-курсы, онлайн-тренажер и даже настольная игра «ОМНИ монополия».
Общий взгляд на пространство
Торговая площадь phygital store «Леруа Мерлен ЗИЛ» составляет порядка 8 тыс. кв. м, рядом с торговым залом располагаются «Фабрика идей» площадью 2 тыс. кв. м и цветочная оранжерея — 500 кв. м.
«Фабрика идей» — это пилотный проект сети, мастерская хобби и DIY, призванная помочь покупателю реализовать свои оформительские и дизайнерские идеи. Включает в себя 10 творческих пространств: «Дерево», «Освещение», «Металл», «Текстиль», «3D и электроника», «Покрасочная», «Вторая жизнь», «Свободная зона», «Декор стен», «
Коворкинг
», «Студия». Каждая зона оснащена необходимым оборудованием, в ней работает специалист-консультант.
В цветочной галерее представлен широкий ассортимент комнатных растений и свежесрезанных цветов, из которых профессиональный флорист может собрать эксклюзивный букет.
Ассортимент увеличен более чем в 100 раз: если предложение традиционного гипермаркета сети составляет 4 тыс. SKU, то в фиджетальном полка выросла до 300 тыс. SKU. Особенно заметно увеличен ассортимент отделов «Декор», «Инструменты», «Строительные материалы».
Карта устройств
Главная цель фиджитал-стор — создать уникальный омниканальный опыт, на всем пути клиента предлагать точку контакта и решение проблемы. Поэтому
путь покупателя
сопровождается различными цифровыми устройствами. На каждые 2 кв. м в магазине приходится одна омни-коммуникация. Устройства разделены на пять групп — в зависимости от того, что они дают клиенту.
Первая группа устройств — киоски РТП (расширенного товарного предложения), так называемая товарная часть, позволяющая купить не только один цвет или размер, имеющийся в офлайн-магазине, но и десятки других вариаций товара, которые можно найти в интернет-магазине или маркетплейсе сети. Каждый сотрудник «Леруа Мерлен ЗИЛ» имеет корпоративный телефон со специальной мобильной платформой РТП, созданной для сотрудников компании.
Концепция киоска РТП — одна витрина, одна корзина, одна доставка.
Киоски услуг и очереди. Установлены в 12 отделах и зонах. От количества услуг зависит дальнейшее развитие офлайн-розницы, считают в «Леруа Мерлен», поэтому оказывают около 300 услуг, среди которых — вызов мастера, установка крана, поклейка обоев, доставка, покупка в рассрочку и т. д. Эту информацию пытаются донести до покупателя с помощью киосков услуг и очереди. Киоски пока работают только как информационные, идет тестирование, оценивается интерес покупателей, в планах — сделать кнопку заказа и покупки.
Экраны вдохновения и экраны вендоров. Устройства, вдохновляющие на большую и комплексную покупку. Это обычные телевизионные экраны, имеющие определенную спецификацию и транслирующие ролики о товарах.
Community-зоны и устройства обратной связи (закассовая зона, клиентская зона).
Инновации и стартапы. Во входной зоне установлены стойка Yandex, терминалы Scan Go, Welcomer с Алисой, навигационный киоск.
В отделе «Напольные покрытия» установлена «роботизированная нога», визуализирующая тест на износостойкость ламината, в «Сантехнике» — робомозаика и детский киоск с игрой, в «Кухнях» — устройство виртуальной реальности для подбора оформления кухни, которое позволяет сэкономить от 30 минут до часа на проектирование, подбор цвета и модели и принять решения за 5 минут (VR-зона), digital-фартук, детский киоск с игрой. Отдел «38» имеет мультимедийную проекцию и теплый пол.
В зоне «Центр обслуживания клиентов» работает киоск аренды инструментов.
Всего в магазине установлено 60 устройств, из которых 39 находятся в ИТ-инфраструктуре и управляются централизованно, 21 устройство — не входит в инфраструктуру, поэтому не управляется дистанционно, и в случае сбоя черные экраны выглядят в зале очень печально и негативно влияют на имидж. После нескольких неудач с черными экранами команда проекта пришла к выводу, что все устройства должны быть подключены при помощи LAN-соединений, как бы многообещающе ни выглядело предложение беспроводной связи по Wi-Fi.
Чтобы экраны не были черными, важно согласовать с подрядчиком условия обслуживания и четко разграничить зоны ответственности.
«Кнопка вызова продавца». Одна из «болей» большого магазина — недоступность продавца. Предполагалось, что кнопка вызова сможет решить проблему, но практика показала, что устройство скорее вызывает больше негативной обратной связи, чем позитивной, поэтому будет демонтировано.
Группа устройств «комьюнити зоны» — экраны, приглашающие клиентов в социальные группы. В этом направлении устройств планируется развитие контента.
Создано несколько тестовых зон для самостоятельной проверки различных товаров. Дополнительные тестовые зоны обустроены в отделах «Инструменты», «Сантехника», «Кухни» и других.
В отделах «Водоснабжение» и «Электротовары» стало возможно спроектировать инженерную систему дома с участием специалистов, а в отделе «Декор» — разработать концепт-дизайн помещений совместно со специалистами по интерьерам.
В отделе «Плитка» можно заказать панно из мозаики по собственному эскизу. Сервис организован с помощью партнеров, изготовление панно роботизировано и длится всего несколько дней.
Как считать успешность?
Устройства и активности позитивно повлияли на средний чек магазина. Динамика не раскрывается, но, по данным команды проекта, средний чек «Леруа Мерлен ЗИЛ» находится в первой тройке магазинов сети, хотя по количеству клиентов — почти на последнем. Дело в том, что не все новостройки района пока заселены, и рост количества покупателей ожидается по мере заселения.
Почти 5% всех клиентов, приходящих в магазин, вступают в контакт с киосками РТП, что, по оценке компании, является высоким показателем конверсии и того, что проект удался. Временная воронка киосков РТП: июль — 100% — касание экрана с видеороликом (4,88% клиентов магазина) 5,68% — создано заказов, 53,55% — оплачено заказов; август: касание — 3,8%, создано заказов — 4,89%, оплачено — 49,26% (2,4% от всех покупок).
Офлайн-чек «Леруа Мерлен ЗИЛ» — 3,66 тыс. руб., средний чек онлайн-магазина «Леруа Мерлен» — 6 тыс., средний чек киоска — 15 тыс. руб. То есть средний чек киоска РТП за июль превысил средний чек самого магазина «ЗИЛ» больше чем в три раза. В августе средний чек вырос еще на 134%.
Доля товарооборота киоска в товарообороте отдела «Стройматериалы» выросла с 4,34% — в июле 2019 года до 7,54% — в августе, в отделе «Сантехника, плитка» доля ТО киоска составила 45,4% — в июле и 31,58% — в августе от общего ТО отдела.
Эти показатели говорят о том, что удалось нащупать потребность клиента, которую он реализует именно посредством диджитал-киоска.
По «Фабрике идей» результаты в цифрах пока не подсчитаны, но в компании считают, что за работой с увлечениями покупателей — будущее в отношениях с клиентом.
Неправильный контент
Одним из самых болезненных участков проекта стал диджитал-контент. Контент управляется централизованно из офиса с помощью специального программного обеспечения. Для демонстрации на цифровых экранах было создано 47 роликов, тем не менее создатели проекта считают эту задачу нереализованной. Выяснилось, что у традиционной офлайн-компании недостаточно компетенций, чтобы работать с диджитал-контентом. И хотя разработка и создание роликов были заказаны у агенства, входящего в топ самых успешных в мире, его экспертизы в создании видеороликов и традиционных маркетинговых коммуникациях тоже оказалось недостаточно.
Вывод проекта — диджитал-контент нельзя заказывать традиционным креативным агентствам, и даже не все онлайн-агентства понимают, что такое контент внутри магазина. Пока «Леруа Мерлен» продолжает искать решение этой задачи.
Для «Леруа Мерлен» проект фиджитал-стор пока еще остается пилотным. Компания планирует распространить его еще на 5 магазинов, чтобы протестировать решения в масштабе и понять, что действительно работает и имеет право на жизнь.
Михаил Петров, директор по продуктам и инновациям финтех-маркетплейса VR_Bank, резидента «Сколково»
Проекты, подобные «Леруа Мерлен ЗИЛ», требуют значительных затрат, которые могут составлять десятки миллионов рублей. И это связано, прежде всего, со сложностью проектирования идеального клиентского опыта, но самое сложное заключается в идеальной реализации каждой части клиентского пути. Ведь если даже маленький кусочек не будет работать, как нужно, общая картина восприятия моментально разрушится.
При этом развитие формата фиджитал совсем не гарантирует ритейлеру повышения лояльности потребителя и тем более — совершения покупки в его новом магазине. Целесообразнее делать ставку на использование сразу нескольких технологий, которые за счет правильной и оригинальной представленности будут создавать wow-эффект для клиента и давать ему тот самый интересный новый опыт. Или обеспечат решение его текущей потребности, например, моментальную покупку.
В фиджитал-магазине значительное место отводится диджитал-контенту. Основа любого контента в современном мире – персонализация. Мы уже пришли к новой эре вовлеченности клиента, которая длится не более 1,5 секунды. И если ритейлер не смог удивить покупателя за этот промежуток времени, его стратегия обречена на неуспех.
Рекомендации ритейлерам — думайте от клиента, поняв его потребности, попробуйте пройти весь его путь в магазине и честно ответьте себе на вопрос: «Действительно ли ему важны красивые ролики или он хочет чувствовать сопричастность с брендом, находиться с ним в постоянной коммуникации и быть услышанным?». Мы живем в цифровом мире с огромным количеством данных, но стоит осознать, что цифровизация — это когда данные меняют степень комфорта в окружающем мире. Попробуйте понять уровень текущего комфорта ваших клиентов, каждого, и постоянно стремитесь ее улучшать. Пусть это будут маленькие и незначительные улучшения, но они будут сделаны именно для покупателя, а не для повышения эффективности и снижения издержек магазина. Не забывайте о том, что и в цифровом мире клиент всегда останется аналоговым.