ГК «Дикси» работает на российском розничном рынке с 1992 года. В состав группы компаний входят торговые сети «Дикси» и «Первым делом». Магазины и распределительные центры (РЦ) компании расположены в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. В розничной сети работает около 40 000 сотрудников.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Дикси» внедрила Service Desk для повышения эффективности управления ИТ
Разработанная российскими программистами система «Итилиум» для автоматизации и повышения качества работы службы техподдержки уже внедрена на всей территории работы федеральной розничной сети «Дикси». Ежедневно регистрируется 1300 обращений, более чем 8500 пользователей компании обслуживают 3 линии поддержки. Результат — отлично налаженный внутренний сервис, экономия на миллионы за счет миграции с более дорогостоящего ПО, снижение трудозатрат, оптимизация штата и повышение качества услуг за счет ускорения обработки обращений.
Кратко о проекте
Внедрение системы «Итилиум» обеспечило повышение эффективности управления ИТ в розничной сети «Дикси». В результате проекта была выстроена многоуровневая отказоустойчивая система с кластеризацией на платформе «1С». Множество процессов автоматизировано посредством внутренних обработок, использования интеграционных механизмов и мессенджер-ботов. Внедрен наиболее продвинутый на сегодня вид сервиса — омниканальный Service Desk, который включает в себя веб-портал, чат-боты Telegram и Skype, кол-центр и почтовый сервис. Для повышения мобильности, эффективности и упрощения работы сервис-инженеров используется мобильное приложение. Система охватывает сегодня всю торговую сеть «Дикси» на территории Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов.
Почему Service Desk важен для ритейла?
ИТ-стратегия компании-ритейлера нацелена на то, чтобы удовлетворить клиента и повысить эффективность собственных ИТ-процессов. Внедрение Service Desk в ритейле — это особая категория клиентоориентированности. Ведь качественная организация ПО — один из ключевых факторов успеха современного ритейлера. Это позволяет магазинам и распределительным центрам всей сети работать «в унисон», без серьезных сбоев и при этом повышать уровень сервиса — в чем в конечном итоге заинтересован не только продавец, но и покупатель.
В чем особенность использования Service Desk в «Дикси»? Торговая сеть имеет значительную территориальную распределенность: компания управляет более чем 2 500 магазинами, расположенными в нескольких федеральных округах и разных часовых поясах России, часть из торговых точек открыта для покупателей круглосуточно. Service Desk объединяет работу всех подразделений компании, аккумулируя в едином окне заявки на обслуживание ПО аппаратного обеспечения, сервисов службы управления персоналом, финансами (Центральная бухгалтерия), служб эксплуатации, РЦ и других (90% подразделений группы компаний).
Выбор системы
В 2020 году ГК «Дикси» приняла решение о смене системы Service Desk с целью сокращения стоимости владения ПО и повышения эффективности управления ИТ-услугами на всей территории розничной сети.
«Ранее использовавшаяся в качестве Service Desk система устарела, не имела вендорской поддержки, ее работоспособность была нестабильна, – говорит Сергей Цветков, руководитель направления поддержки ЭДО Управления поддержки ИТ Бизнес-систем Департамента информационных технологий ООО «МИТ». – При выборе нового решения для автоматизации мы сформулировали требования к системе на нескольких уровнях».
Уровень 1.
-
Общие затраты на внедрение и владение продуктом (цена на конфигурацию, ПО, лицензирование, оборудование для организации Service Desk, первичная и последующая вендорская поддержка) не должны быть высокими.
-
Это должен быть российский продукт на отечественной платформе.
-
Решение должно быть методологически проработано с позиций ITIL®.
-
В программе должен быть открытый код, она должна быть гибкой в адаптации.
-
Должна быть предусмотрена возможность обучения пользователей, в состав продукта должны входить инструкции, методическая литература.
-
Продукт должен отвечать требованиям территориально распределенной компании.
Уровень 2.
-
Быстродействие.
-
Удобство работы.
-
Интуитивно понятный интерфейс и широкие возможности кастомизации.
-
Наличие мобильного приложения.
-
Возможность интеграций со множеством систем.
-
Возможность кластеризации (с целью отказоустойчивости).
-
Возможность вести учет КЕ в рамках Service Desk.
-
Прозрачный и корректный учет трудозатрат каждого сотрудника.
-
Широкий и гибкий инструментарий по отчетности.
«В ходе оценки нескольких отечественных решений мы остановили свой выбор на системе «Итилиум», так как она подходит по всем основным критериям, – говорит Сергей Цветков. – Решили работать напрямую с разработчиком — компанией «Деснол Софт», понимая, что только в этом случае мы получим максимальные гарантии внедрения».
Как проходил проект
Основные мероприятия по внедрению инструментов для повышения эффективности управления ИТ в розничной сети пришлись на 2021 год. Заказчиком проекта выступил департамент информационных технологий. Курировал проект Сергей Цветков, руководитель направления поддержки ЭДО управления поддержки ИТ бизнес-систем департамента информационных технологий ООО «МИТ». Заинтересованные службы и организации, которые были задействованы в проекте, — это, в первую очередь, департамент ИТ, а также разработчик и интегратор «Итилиум» — компания «Деснол Софт».
«При реализации проекта нам, конечно, помог более ранний опыт работы с Service Desk и обучение плюс консультационная помощь со стороны экспертов «Деснол Софт», – комментирует Сергей Цветков. – Разработчик помог разобраться с принципами и особенностями процессной модели «Итилиум» и далее мы могли совершенствовать свои процессы самостоятельно».
Этапы проекта
1. Данные о пользователях импортированы в систему «Итилиум».
2. Чтобы построить процесс оказания услуг правильно, выстроена эффективная иерархия клиентов (потребителей услуг) и рабочих групп.
3. Разработан каталог услуг, сформированы параметры уровней услуг, заключены SLA (Service Level Agreement — соглашения об уровне услуг).
4. Разработана регламентная и эксплуатационная документация.
5. Проведены настройки системы в соответствии с регламентами внедряемых процессов.
6. Настроена работа с обращениями и нарядами.
7. Настроена система сервисной отчетности, система показателей KPI.
8. Настроена работа с активами, загружена вся информация по активам.
«Ядром автоматизации стала система «Итилиум» – рассказывает Сергей Цветков. – Однако, зная особенности нашего бизнеса, мы кастомизировали необходимые решения. Во-первых, был доработан интерфейс с целью минимизации типовых действий — проще говоря, созданы дополнительные кнопки. Во-вторых, выполнена кастомизация общих шаблонов уведомлений по фильтрам — для тех или иных отделов или заказчиков требуется определенная информация из документов или дополнительных полей, которая не требуется другим и лишь будет считаться излишней и нагрузочной. Кроме того, мы создали массовый загрузчик пользователей по иерархии клиентов и реализовали механизм автоматического определения массового инцидента. Плюс к этому разработали универсальный API, чтобы легко выполнять необходимые нам интеграции».
Интеграции
В ходе проекта была выполнена интеграция «Итилиум» более чем с 10 системами — это как корпоративные учетные системы и сервисы «Дикси», так и ITSM-системы подрядчиков. Для настройки обмена данными разработан универсальный API. В результате «Итилиум» уютно встроен в ИТ-ландшафт розничной сети, а объем передаваемых данных исчисляется гигабайтами.
1. Двухсторонняя интеграция Grafana (API + Telegraf Agent) и «Итилиум» для мониторинга количества лицензий, показателей инфраструктурных метрик, производительности.
2. Для того, чтобы использовать в процессе управления обращениями чат-боты и применять базу знаний в AutoFAQ для автоматических ответов пользователям, реализованы три двухсторонние интеграции:
- «Итилиум» — AutoFAQ
- AutoFAQ — Skype для бизнеса
- Telegram — AutoFAQ
3. Выполнена односторонняя интеграция между «Итилиум» и системой управления финансами и персоналом, реализованной на другой платформе, чтобы обеспечить выдачу в первый рабочий день стандартных наборов доступов для штатных единиц (например: регионального менеджера и территориального руководителя).
4. Обеспечена односторонняя загрузка данных в «Итилиум» из «Паспорта магазинов» — паспорта мастер-данных по торговым точкам (это необходимые данные об управляющих магазинами и их заместителях, инженерах по эксплуатации и подрядчиках, «привязанных» к магазину, а также их актуальные телефоны). Интеграцию упрощает использование API.
5. Внешние системы, с которыми выполнена интеграция «Итилиум»:
-
сервис по эксплуатации ГК «Магнит» ТОиР (активы розничной сети «Дикси» принадлежат ГК «Магнит»);
-
автоинкассация (услуга по приему денежной наличности с использованием терминалов для зачисления на счет в банке);
-
покопийка (подрядчик, отвечающий за печать);
-
Сrystal Service Integration (кассовое оборудование)
-
и многие другие.
Обучение и поддержка пользователей
Важный этап проекта, без которого не обойтись, — обучение пользователей.
«В ходе проекта наши администраторы и пользователи были обучены работе в системе, – рассказывает Сергей Цветков. – Эту работу полностью взял на себя «Деснол Софт». И я хочу отметить внимательное отношение к нам и высокий профессионализм, который продемонстрировали специалисты вендора. С нами разобрали все аспекты процессной модели «Итилиум», в результате чего у нас появилась четкая картина: что мы будем применять «как есть», а что адаптируем «под себя».
Хорошо организованная поддержка со стороны разработчика — пожалуй, одно из преимуществ использования системы «Итилиум». Есть форум, есть документация, инструкции, WIKI «Итилиум», за консультациями мы обращаемся к специалистам, которые строго отвечают в сроки, обозначенные по SLA. Кроме больших релизов, скачиваем bug-fix расширения, которые вендор выпускает дважды в месяц. Оперативная обратная связь, получение ответов на самые разные вопросы — всё это кажется нам весьма удобным».
Масштаб и охват проекта
Более 8 500 пользователей компании — это потребители услуг. В их числе — управляющие магазинов и их заместители, сотрудники офисов, сотрудники РЦ — от специалистов до руководителей. Иными словами, контур автоматизации охватывает как торговую сеть, так и бэк-офис.
За счет грамотно организованной работы трех линий поддержки с помощью системы «Итилиум» функциональное администрирование осуществляют всего 5 специалистов. В оказании услуг (исполнении заявок) задействованы более 1000 специалистов разных должностей. Процесс управления активами обеспечивают около 100 специалистов групп инженеров, специалистов по ОС и сотрудников распределительных центров.
Пользователи системы:
-
потребители услуг,
-
специалисты колл-центра,
-
1-я линия поддержки,
-
2-я линия поддержки,
-
3-я линия поддержки,
-
специалисты по КЕ и активам,
-
администраторы,
-
внешние подрядчики.
Объекты на обслуживании — это ПО, ИТ-оборудование, кассовые автоматизированные комплексы, а также торговое оборудование:
-
около 60 000 конфигурационных единиц (КЕ);
-
4 000 единиц активов.
Число обращений, которые регистрируются в «Итилиум»:
-
ежедневно — 1 300 шт.,
-
ежемесячно — 39 000 шт.,
-
ежегодно — 468 000 шт.
«Как правило, в системе одновременно работают примерно 300 пользователей (когда делали расчет, мы учитывали заказчиков услуг только в момент подачи обращения — то есть в течение 5 секунд), – комментирует Сергей Цветков. – Динамика, которую мы отмечаем на данный момент, — плюс примерно 20% обращений в год. Прирост обусловлено развитием системы и, как следствие, более активным ее использованием».
Как работает Service Desk
В ходе проекта налажен контроль текущего состояния ИТ-обеспечения всех торговых точек розничной сети, выдаются наряды на устранение сбоев, контролируется процесс устранения неисправностей, поступает обратная связь о качестве оказанных услуг. По всем видам сервиса определены многоуровневые иерархии услуг по приоритету. Для управления нарядами настроены плановые трудозатраты. Service Desk «Итилиум» используется, в основном, как система для омниканальной подачи заявок на обслуживание, учета трудозатрат специалистов по обслуживанию, учета лицензий и конфигурационных единиц (КЕ), учета движения активов, аналитики.
С помощью «Итилиум» автоматизированы основные процессы:
-
Управление каталогом и уровнем услуг
-
Управление обращениями
-
Управление работами
-
Управление активами и КЕ
-
Измерения и отчетность
-
Управление знаниями (за счет интеграции «Итилиум» с AutoFAQ)
Каталог услуг и SLA
Служба Service Desk в полной мере несет ответственность перед пользователями за предоставление определенного уровня услуг, что отражено в SLA (соглашении об уровне услуг). Особенность «Дикси» — здесь большое количество соглашений из-за точечного разграничения прав на услуги.
Управление многоуровневым каталогом услуг
Уровни услуг в Service Desk «Итилиум» розничной сети «Дикси»
«Омниканальный» значит user-friendly
Омниканальный Service Desk — наиболее продвинутый на сегодня вид сервиса. Такой подход дает потребителям услуг больше возможностей связаться с поддержкой, используя предпочитаемые ими средства связи. Через единое окно Service Desk «Итилиум» организована работа по оказанию услуг всем подразделениям компании: поступают заявки, автоматически формируются наряды, выполняются работы, ведется строгий учет.
На рабочие группы поступают обращения и назначаются наряды
Для внедрения омниканального подхода было необходимо подготовить сотрудников и процессы компании, синхронизировать коммуникационные каналы в одну систему с учетом четкого понимания распределения обязанностей сотрудников, обучить специалистов поддержки работать в омниканальном режиме, выстроить единую стратегию коммуникации, создать базу знаний (FAQ) для быстрых ответов ботов в мессенджерах.
Сегодня обращения в службу поддержки могут поступить:
-
через веб-портал;
-
через Telegram-бот;
-
через Skype-бот;
-
по электронной почте;
-
через колл-центр.
Все доступные каналы работают как единая система, благодаря которой вся история общения с потребителями услуг хранится внутри «Итилиум». Кроме того, омниканальность задает единый уровень коммуникации с пользователями. Какой бы канал связи потребитель услуг ни выбрал, он уверен в быстром решении своего вопроса.
Чтобы «Итилиум» аккумулировал и агрегировал обращения, которые поступают от потребителей услуг по email, выполнена интеграция системы с почтовым сервисом и настроены правила обработки почтовых сообщений.
Для того, чтобы потребители могли обращаться в поддержку и получать ответы «живым голосом», предусмотрен колл-центр.
Однако кроме вполне стандартного «джентельменского набора» Service Desk есть и более прогрессивные каналы взаимодействия с потребителями услуг — веб-портал и мессенджер-боты.
Дружелюбный веб-портал
Веб-портал — это специализированный ресурс для двухсторонней обратной связи с потребителями услуг. Для потребителей услуг он работает как удобный личный кабинет. Отправленные через портал заявки (обращения) немедленно поступают в информационную базу системы «Итилиум» и направляются к исполнителю в соответствии с заданным каталогом услуг. Портал доступен не только с десктопа, но и, само собой, с мобильного устройства тоже, имея адаптивную верстку.
Интерфейс веб-портала в смартфоне и главная страница портала для потребителя услуг
Каждый потребитель услуг видит в личном кабинете портала только свои обращения, результаты их выполнения, переписку с исполнителями и комментарии. Обращения отображаются списком, пользователю видны их темы, номера, даты создания и даты изменения, крайние сроки выполнения и статусы — «зарегистрировано», «в работе», «выполнено» и т.д. Всё это позволяет быстро ориентироваться, сортировать заявки по статусу и находить нужные.
Создавая обращения, потребитель услуг заполняет форму, выбирая тему обращения из списков услуг и состава услуг. Например: услуга — «Поддержка офисного оборудования», состав услуги — «Восстановление работоспособности». Это упрощает формулировку проблемы как для потребителя услуги, так и для исполнителя. Помимо этого, можно выбрать из списка конфигурационную единицу, с которой связана заявка: например, монитор, принтер, программное обеспечение и т.д.
Обращение на портале для потребителя услуг
Во время создания новой заявки или при добавлении комментария к существующей пользователь может прикрепить к ним файлы, это дает возможность более полно проинформировать специалиста поддержки о цели обращения. В интерфейсе портала потребитель услуг видит все свои открытые обращения, а также уведомления о том, что должен отреагировать, — например, чтобы оперативно подтвердить выполнение работ и оценить его по пятибалльной шкале.
На портале потребители услуг могут оценить выполненные работы по пятибалльной шкале
«Портал предоставил разработчик — компания «Деснол Софт», однако мы его кастомизировали, – рассказал Сергей Цветков. – Во-первых, упростили авторизацию — обеспечили сквозную доменную идентификацию для пользователей в домене DIXY или при входе с любого устройства под доменной учетной записью. Плюс к этому добавили функционал для массового оповещения пользователей о проблемах — это актуально для ритейла. И, наконец, сделали определенные поля обязательными для заполнения в зависимости от вида услуги и ее состава».
На портале для потребителей услуг торговой сети «Дикси» предусмотрен функционал массовых оповещений пользователей о проблемах.
Обязательные поля веб-портала зависят от выбора услуги и ее состава.
Удобные мессенджер-боты
Реализован удобный механизм для обращений потребителей услуг — интеграция с чат-ботами мессенджеров Telegram и Skype. Для выполнения этих интеграций был разработан универсальный API. Бот помогает потребителям услуг зарегистрировать обращение, внести в него уточнения, просмотреть историю сообщений в ленте, получить статус обращений, поставить оценку за выполненное обращение и так далее. И, что немаловажно, боты интегрированы с AutoFAQ, что позволяет им обращаться к базе знаний и таким образом снимать лишнюю нагрузку с поддержки: все ответы на «часто задаваемые вопросы» робот «подскажет» прямо в мессенджере.
Чат-бот в «Skype для бизнеса» и процесс создания обращения через Telegram-бот.
Управление активами и КЕ = «Итилиум» + мобильное приложение
Управление активами реализовано в системе «Итилиум» с помощью мощной подсистемы «Активы 2.0». Данный функционал позволяет осуществлять, помимо стандартных операций учета, заказ активов — как внутренний, так и у поставщика. Предоставляются широкие возможности по указанию различных аналитик учета — как для отдельных видов активов, так и для конфигурационных единиц.
Управление активами
Управление КЕ.
Однако самое интересное, что для работы с активами и КЕ предусмотрен дополнительный инструмент, облегчающий многие задачи, — мобильное приложение, с которым работают сервис-инженеры.
Приложение реализует возможность нестационарного управления процессами и предоставляет основные функции системы «Итилиум» по работе с активами вне рабочего места. Приложение позволяет работать с обращениями, вести общение по обращениям и просматривать по ним отчетность, регистрировать наряды как на основании обращений, так и по собственной инициативе, проводить инвентаризацию активов (оборудования) с помощью сканирования штрих-кодов, формировать отчетность и отправлять в «большой «Итилиум»». Для сервис-инженеров использование приложения — это, несомненно, ускорение работы и возможность соблюдения сроков выполнения поставленных задач.
Мобильное приложение ««Итилиум»+» на платформе «1С».
Нативная версия приложения для работы с системой «Итилиум».
Аналитика
Омниканальность сервиса обеспечивает быстрый сбор данных о работе службы поддержки для анализа ее эффективности. Руководителю технического специалиста не приходится запрашивать информацию из разных источников, поскольку все обращения собраны в единую историю запросов.
В процессе учета трудозатрат специалистов по обслуживанию используются отчеты по нарядам и обращениям для отделов. Для измерения эффективности процессов внедрены численные KPI, связанные с соблюдением уровней услуг и установленного времени их предоставления и поддержки. Процент выполнения KPI влияет на премии сотрудников. При анализе результативности также используются такие данные из системы, как количество обращений по услугам, нарушение SLA, оценки качества выполненных работ, а также комментарии на обращение.
Регулярно формируются отчеты по остаткам активов на РЦ, по движению активов между складами и КЕ, отчеты, отражающие созданные заявки на выдачу оборудования, отчеты по нарядам и др. Предусмотрена регламентная отчетность.
Подсистема «Измерение и отчетность» в «Итилиум»
Пример отчета по обращениям с подчиненными нарядами.
Регламентная отчетность.
Активно используются как отчеты внутри конфигурации «Итилиум», так и мониторинг производительности системы при помощи Grafana.
«Каждый сервис в нашей сети обладает тем или иным уровнем критичности, поясняет Сергей Цветков. – Статус сервиса Itilium — «Очень критичный», приоритет восстановления сервиса — 1-й категории. Остановка работы «Итилиум» для нас означает потерю бизнес-критичных данных в рамках работающих процессов розницы».
Мониторинг производительности системы в Grafana
Результаты автоматизации
-
Выстроена многоуровневая отказоустойчивая система с кластеризацией на платформе «1С», которая интегрирована с корпоративными учетными системами и сервис-решениями подрядчиков.
-
Обеспечена стабильность работы системы.
-
Обеспечен структурированный (системный) подход к оказанию услуг.
-
Наведен порядок в учете активов и конфигурационных единиц.
-
Внедрена необходимая отчетность, которая позволяет вести аналитику в необходимых разрезах.
-
Повысились качество сервиса и удовлетворенность потребителей.
Отказоустойчивая и сбалансированная инфраструктура ITSM.
Экономический эффект
Экономия в деньгах за счет миграции на «Итилиум». Экономия за счет снижения стоимости владения ПО и лицензиями благодаря миграции на «Итилиум» трех служб — службы ИТ, службы управления финансами и персоналом, служб эксплуатации. По оценке на начало 2022 года — 3–4 млн. руб./год (а в текущих ценах выйдет гораздо больше!). Расчетный срок окупаемости внедрения ПО — не более 2 лет.
Снижение трудозатрат и оптимизация штата. Сокращение трудозатрат в отдельных подразделениях — до 60%. Наибольшую выгоду получил контакт-центр (КЦ), где в результате автоматизации и внедрения Service Desk удалось не допустить увеличения штата.
Повышение производительности. Сократилось время на выполнение типовых действий при работе с системой. Уменьшение общего объема ручных операций — 42%.
Повышение качества услуг за счет ускорения обработки заказов. За счет более оперативного взаимодействия с подрядчиками удалось сократить:
-
сроки исполнения заказов/оказания услуг — на 9%,
-
длительность простоев оборудования — на 14%.
Retail.ru
Читайте также:
Чек-лист: как решать проблемы сервисного обслуживания франчайзи?
«Магнит» внедрил «1С:ERP» на кондитерском производстве
ГК «Рост» внедрила «1С:ERP» на своих предприятиях
Маркировка молочной продукции: как автоматизировали учет в сыроварне
Как производитель кофе Strauss развивает продажи с помощью «1С:ERP»
«Фармация» автоматизировала оптово-розничную торговлю лекарствами
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.