Декоративное изображение
7 176

Поделиться

«Чижик» – инструменты повышения продаж в формате дискаунтер

30 сентября этого года в Москве открылся двухтысячный магазин «Чижик». За четыре года своей работы торговая сеть совершила стремительный рывок, открыв свои магазины в 44 регионах России, в которых ежедневно совершают покупки более 1 млн посетителей. Успеху проекта способствовала в том числе и жесткая управленческая стратегия. О некоторых ее особенностях рассказал управляющий директор торговой сети «Чижик» Илья Якубсон на примере нового московского магазина.

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

В новом магазине представлено около 850 SKU, более 500 из которых – бренды сети. Все магазины «Чижик» имеют примерно одинаковые размеры: общая площадь – около 400 кв. м, площадь торгового зала в среднем около 210 кв. м.

Когда открывался первый «Чижик», сама идея, что можно сделать магазин, в котором качество продуктов будет соответствовать стандартам лидеров рынка, а уровень цен будет значительно ниже, воспринималась довольно скептически. Однако управляющей команде удалось этого добиться. Низкая цена на продукт предполагала максимально возможное снижение затрат и себестоимости. Добиться этого, не снижая качества продукции, можно только с помощью оптимизации всех бизнес-процессов и внимания к, казалось бы, мелочам. Но из этих мелочей в итоге и формируется конкурентное преимущество.

Логистика: большие машины и двери

В 2024 году сеть открыла шесть собственных распределительных центров, которые снабжают магазины продукцией более 300 федеральных и локальных поставщиков. До конца года планируется открыть еще три распределительных центра. Однако и в организации логистики есть ряд на первый взгляд незначительных, но имеющих важное значение решений. Например, чтобы снизить себестоимость доставки товара, перевозить его нужно только в большой машине. Поэтому в «Чижике» открывают магазины лишь в тех локациях, к которым может приезжать 10-тонная машина. В сети подсчитали, что если бы использовалась 5-тонная машина, то стоимость доставки возросла бы на 30%. Схожая ситуация и с дверными проемами приемного помещения. Оно должно быть не меньше 2,1 м по высоте, чтобы в него свободно проходили товары на палетах.

В  «Чижике» магазинная полка значительно глубже, нежели в других супермаркетах. Это сделано для того, чтобы помещались большая упаковка и продавцы тратили меньше времени на  выкладку товара.

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

Скорость обслуживания и много штрихкодов

Скорость работы кассиров – важный критерий успеха. В «Чижике» установлен норматив скорости сканирования – не менее 1100 товаров в час. В сети есть множество ноу-хау, позволяющих эту скорость увеличить. Например, на упаковках товаров, которые являются СТМ сети (а таких большинство), можно увидеть не один штрихкод, а несколько. Причем они достаточно крупные. Соответственно, кассиру не надо искать его на упаковке, чтобы просканировать. Достаточно не глядя провести товар мимо сканера, и какой-нибудь из штрихкодов обязательно попадет в зону считывания.

Сеть постоянно держит в фокусе внимания скорость сканирования товара. Персонал соревнуется между собой, и все знают, какой кассир быстрее всех сканирует.

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

Выкладка в крупной упаковке и большие ценники

Товары выкладываются по возможности в крупной упаковке. В сети исходят из того, что на выкладку крупной упаковки уходит меньше времени, соответственно, снижаются трудозатраты и себестоимость данной операции. 

Собственные СТМ выпускаются в красивых, разноцветных коробках. Это очень оживляет полку. Удивительно, но большинство брендов поставляют свои товары в некрасивой серо-бурой гофротаре. К каждому своему товару в «Чижике» подбирают групповую упаковку таким образом, чтобы ее было удобно перевозить, чтобы она занимала меньше места в палете, не оставляя на ней пустого места, легко утилизировалась и при выкладке выгодно отличалась от бренда-аналога.

Большие ценники – тоже особенность «Чижика». Обычно в продуктовых магазинах на единицу товара приходится мало места, и крупные ценники поставить невозможно. Благодаря тому что в «Чижике» товар находится в групповой упаковке, такая проблема отсутствует, и можно размещать ценники, которые будут легко читаться покупателями.

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

СТМ и бренды

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Илья Якубсон, управляющий директор торговой сети «Чижик». 
Фото: Крыкова О. / Retail.ru.

У «Чижика» на полке представлено около 40 брендов СТМ, еще более 30 находятся в стадии разработки. Главная задача, чтобы СТМ имели какую-либо добавленную ценность по сравнению с брендами-аналогами, отличались от того, что можно обнаружить в магазине конкурентов. И даже если товар продается под брендом производителя, он тоже должен отличаться от конкурентов. И не только ценой, а, например, весом. Так, макаронные изделия одного известного производителя продаются в упаковках 1 кг, разработанных специально для сети. В «Чижике» рассказывают о долгих переговорах с производителем, которого с большим трудом удалось убедить пойти на такой шаг. В результате только в «Чижике» есть данные макароны в такой развесовке. Задача сети – чтобы таких товаров было достаточно много в ассортименте. Чтобы, если на полках находится известный бренд, он был представлен в большем объеме на единицу продукции, чем у конкурентов.

Что же касается непосредственно СТМ, то здесь принцип работы таков – ищется то, что на сегодняшний день имеет серьезный спрос у потребителя, затем ставится задача сделать аналогичный продукт, желательно с какими-либо преимуществами по сравнению с брендом – лидером рынка.

Каждый продукт проходит слепые тесты, в которых участвует 250–300 человек, и только получив проходные баллы, он попадает на полку. Кстати, многих товаров еще нет в собственных марках «Чижика», потому что до сих пор не найден производитель, который может сделать продукт, в слепом тесте либо приближающийся, либо победивший лидера рынка и призера покупательских предпочтений.

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

Ротация ассортимента

Временный ассортимент – один из самых сложных в управлении. В «Чижик» каждую неделю заходит какой-либо товар, который должен быть продан за две недели. Этот товар всегда продается с огромной разницей в цене в сравнении с конкурентами. Это и продовольственные товары, и непродуктовая группа (в пропорции 50:50%). 

Цены на эти товары всегда можно сравнить с ценами в крупнейших интернет-магазинах и увидеть, что они ниже. Для «Чижика» это принципиально. Но реализация подобной стратегии достаточно сложна. Заказывая такой товар за 9–12 месяцев, например, из Юго-Восточной Азии, необходимо заранее спрогнозировать очень много параметров и учесть самые разнообразные факторы. Но если научиться это делать, то можно получить сильное конкурентное преимущество, так как ни один конкурент, обнаружив в «Чижике» такой товар, не сможет оперативно среагировать на его появление. А когда сможет, он уже будет полностью распродан. Покупатели знают о подобных акциях, которые начинают стартовать в четверг, и приходят к самому открытию магазина, понимая, что такой товар очень быстро распродается.

Не как у всех

Источник: Крыкова.О/Retail.ru

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

Формат «Чижика» не предполагает вывода на рынок новинок. В сети смотрят, что на рынке реально пользуется спросом у потребителей, и продают это с выигрышным соотношением цена – качество.

Сегодня многие дискаунтеры начинают развивать собственное производство и пекарни. В «Чижике» пока не видят возможностей для развития этого направления, аргументируя это необходимостью выделения дополнительных площадей, затратами на специалистов, электричество и т.п., что не позволяет получить желаемое соотношение уровня цены и качества, которое было бы приемлемо для компании.

В сети пока очень маленькая доля онлайн-продаж по сравнению с конкурентами, но в планах ее развивать. В «Чижике» нет и программы лояльности. Ее появление не исключается, но пока логика такая – если покупателям что-то отдается, значит, это нужно взять в другом месте. А таких мест, учитывая жесткую политику оптимизации всего, чего только можно, немного… Пока данная стратегия показывает очень хорошие результаты, позволяющие планировать открытие еще 200–300 магазинов «Чижик» до конца года.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Артём Пономарёв, Ассоциация производителей альтернативных пищевых продуктов: «Сегодня наши потребители – все покупатели на рынке FMCG»

Как альтфуд уживается в ритейле и на тарелке потребителя рядом с обычными продуктами? Что изменит ГОСТ? Каковы перспективы ниши?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами