Open Group – трейд-маркетинговая компания с 25-летней историей. Компания предлагает комплексные решения по управлению продажами, внедряет инновационные технологии в управление персоналом и мерчандайзинг, динамично развивает направление аутсорсинга. Сотрудничает с флагманами ритейла и FMCG, среди партнеров компании – ведущие разработчики программных продуктов и решений для индустрии рынка.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Большие данные в мерчандайзинге: кейс торговой сети «Лента»
Федеральный ритейлер с конца мая тестирует в Уральском регионе новый продукт Instant Merch, разработанный компанией Open Group, который позволяет управлять графиком работы приходящих мерчандайзеров и помогает выявить товары без движения. За это время товарооборот в торговых точках, принимающих участие в пилотном проекте, вырос на 10 процентных пунктов по сравнению с подобными магазинами в других регионах. Динамика продаж в категориях в штуках увеличилась на 6%. Рассказываем детали в этом кейсе.
Источник: shutterstock
Человеческий фактор в мерчандайзинге
Мерчандайзинг – одна из важнейших составляющих жизни ритейла. Своевременная выкладка товара на полку, отслеживание остатков и виртуального стока, соответствие планограммам – все эти процессы требуют повышенного внимания как со стороны поставщиков, так и со стороны сети.
Зачастую появление товара на полке зависит от человеческого фактора: условная коробка зубной пасты может затеряться на складе, а у мерчандайзера, который бывает в торговой точке пару раз в неделю, может не оказаться достаточно времени или мотивации, чтобы решить эту проблему. По данным торговой сети «Лента», порядка 90% директоров магазинов сталкиваются с нарушениями правил работы мерчандайзеров. Кроме того, зачастую график работы приходящего сотрудника расходится с графиком поставки товаров в точку. Например, мерчандайзер появляется в торговой точке в первой половине дня, а товар приходит только на следующий день. Получается, что оплаченный клиентом визит в таком случае имеет нулевой выхлоп по работе.
Еще одна важная проблема для сети – отслеживание времени, проведенного мерчандайзером на точке. Обычно инструмента для замера у сети нет. В итоге порядка 20% времени визита расходуется неэффективно. При этом прямая обратная связь от мерчандайзера зачастую отсутствует.
«При запуске пилота в Екатеринбурге мы много общались с директорами разных форматов «Ленты», – говорит Денис Козловский, директор по развитию бизнеса Open Group. – И многие говорили, что они не в курсе графика посещения мерчандайзера, а в отдельных случаях даже не знают о его наличии в какой-то конкретной категории. Соответственно, мерчандайзер не может сообщить об итогах визита напрямую сети. По нашим данным, 80% выявленных им проблем до ритейлера при подобной схеме работы не доходят».
Равно как и сеть при такой схеме работы может транслировать свои пожелания или сообщать о проблемах с товаром только поставщикам. Пока по цепочке информация дойдет до конкретного мерчандайзера – может пройти немало времени. И даже в этом случае оцифровать результат его работы для поставщика не представляется возможным. Отсутствует единый инструмент по управлению OSA, который является приоритетом № 1 для 85% поставщиков.
Так что проблему требовалось решать комплексно: обеспечить всех участников процесса удобной системой коммуникации, ежедневно обновлять данные и проводить аналитику, а также дать возможность сети и поставщику не только ставить точечные и конкретные задачи приходящему сотруднику, но и иметь возможность контролировать их выполнение.
Платформа Instant Merch
Система, которую сейчас пилотируют в гипермаркетах «Лента» на Урале, – это единая платформа для коммуникации и детализированного понимания ситуации по выкладке и наличию товара на всех этапах работы мерчандайзера: до его визита, во время визита и после него.
Instant Merch позволяет сети и поставщикам видеть график работы внешних мерчандайзеров и подстраивать его под даты поставок товара в точки. Это дает возможность выстроить цепочку процессов и избегать дублирования ресурсов по отработке задач. Мерчандайзер в своем отчете может указать причины отсутствия товара. Вся коммуникация происходит «в одном окне», и оценить эффективность работы приходящего сотрудника становится намного проще.
Источник: ООО «ОУПЕН Мск»
Как это работает?
Instant Merch интегрирована с базами данных «Ленты» и в ежедневном режиме получает всю информацию по товародвижению: актуальные данные по матрицам, остаткам, ценам, промо и датам прихода товара. Данные передаются в хранилище, где происходит обработка, анализ и автоматическое формирование сигналов.
«Сигналы формируются на нашем сервере и передаются мерчандайзеру в SFA, – рассказывает Дмитрий Осоловский, директор по трансформации бизнеса Open Group. – Например, по какому-то товару в последнюю неделю продаж нет, хотя до этого они были. Или, например, товар продается регулярно, но в последние дни продажи упали, хотя остаток в точке значится. Возможно, это виртуальный сток. Система формирует сигнал о том, что мерчандайзеру стоит проверить наличие этого товара. Плюс туда же подгружается информация об остатках и актуальной цене. Мерчандайзер во время визита должен проверить фактическую ситуацию на полке и дать обратную связь с фотоподтверждением. Порядка 90% поставщиков уже имеют систему распознавания товара на полке Image Recognition, поэтому она также интегрирована в наш продукт. Это даст нам возможность вести двойной контроль за выкладкой».
Таким образом, мерчандайзер может сфокусироваться на конкретных задачах, связанных с матрицей, остатками, ценами и другими факторами, влияющими на продажи, – проверять поставки товара в сеть, выкладывать их на полку, фиксировать расхождение цен, подтверждать старт или срыв промоакций и так далее. Все эти данные в формате отчета уходят к поставщику и сети, которые, в свою очередь могут оперативно заняться решением выявленной проблемы. Кроме того, в Instant Merch предусмотрена возможность ставить мерчандайзеру дополнительные задачи в «ручном» режиме.
Информация о сигналах и товародвижении доступна по каждому SKU (покрываемым на мерчандайзинговом контракте) и подгружается в SFA перед началом каждого визита вместе с заданием. Это позволяет сэкономить время мерчандайзера на поиск отсутствующего товара и оперативно понять, по какому SKU нужно поменять ценник или отметить виртуальный остаток. В начале визита мерчандайзером отрабатываются SKU с сигналами. Далее – выполняются задания, запланированные на этот визит. Результаты работы мерчандайзера по завершении визита доступны поставщику и самой сети.
После получения результатов визита мерчандайзера и информации о выявленных проблемах с наличием товара в торговой точке сеть сможет быстрее отрабатывать их, а также оперативно сообщать о проблемах поставщикам. После выхода из пилотной стадии проекта Instant Merch планируется также разместить в центральном офисе сети
«Лента» имплант-менеджеров. Они будут отвечать за быстрое решение вопросов и проблем с наличием товара, которые мерчандайзер не может решить самостоятельно. Отчетность от имплант-менеджеров будет также доступна центральному офису сети, директору торговой точки и производителю товаров.
В итоге всей работы поставщик получает увеличение показателя OSA и ISA, а также стопроцентное соответствие регулярных и промоценников, что в результате дает рост продаж за счет доступности товара на полке. Сеть, в свою очередь, может управлять ассортиментом в максимальной степени представленности, что положительно влияет на лояльность клиентов. И, наконец, сам мерчандайзер в начале визита в торговую точку имеет четкое представление о том, какие действия он должен совершить.
Источник: ООО «ОУПЕН Мск»
Рост товарооборота и динамики продаж в «Ленте»
Пилотный проект на Урале запустили в конце мая. Сейчас к системе Instant Merch уже подключены 36 магазинов сети «Лента» формата гипермаркет. Пока там отслеживаются и передаются данные в трех категориях – средства для ухода за полостью рта, бытовой химии и алкогольной продукции.
«На первом этапе пилота мы обрабатываем товары без движения, то есть те товары, которые какое-то время не продавались, – говорит Анастасия Серова, руководитель по трансформации бизнеса Open Group. – Мерчандайзер при получении такой задачи не может завершить визит в торговой точке пока не выяснит, в чем дело. Вариантов может быть два: товар представлен на полке, но не продается. Обычно причиной этого может быть отсутствие ценника, не актуальный ценник или выкладка товара не в своей категории. Либо же действительно он может быть не выставлен, то есть товар «затерялся» на складе или же это виртуальный сток. При этом отдельно отмечу, что работа с сигналами у мерчандайзера не займет слишком много времени. Сейчас среднее число сигналов в день составляет от 2% до 5% от всего объема ассортимента. Условно, если в ассортименте категории порядка 100 SKU, то проверка от двух до пяти позиций составит всего несколько минут».
Пилотный проект уже позволил провести замеры эффективности работы Instant Merch по нескольким показателям. Так, график посещения приходящими мерчандайзерами торговых точек сейчас соблюдается на 98%. Это означает, что заказчики действительно могут планировать визиты таких сотрудников под конкретные поставки и знать, что это время не будет потрачено впустую.
За полтора месяца работы проекта мерчандайзеры обнаружили 49 случаев наличия виртуальных остатков, 22 по SKU, и все были подтверждены в итоге менеджерами сети. Причем, в одном из случаев количество остатка составило 55 штук. Для любого поставщика из пилотируемых категорий это существенная цифра.
В итоге динамика продаж в штуках после отработки сигналов в пилотируемых точках выросла на 6%, а товарооборот по сравнению с «зеркальными» точками в другом регионе со схожими показателями по количеству населения, емкости магазина и ассортименту увеличился на 10 процентных пунктов.
Что дальше?
В ближайшее время Open Group планирует доработать решение и внедрить все остальные заявленные блоки, связанные с актуальными ценами, активной матрицей, выявлением остатков и отслеживанием промоактивностей. В конце августа будет запущена детальная аналитика, цель которой – подтвердить эффективность работы Instant Merch. Также в планах на осень – подключение к системе механики промо и добавление отражения схемограмм.
В августе к проекту присоединяются новые крупные участники из числа поставщиков «Ленты». В Open Group рассчитывают, что это даст возможность масштабировать проект и отшлифовать уже работающие процессы. Если вы тоже хотите присоединиться к проекту, то напишите на почту Denis.Kozlovskiy@open-com.ru или свяжитесь по телефону +7-925-391-37-77.Людмила Клыженко, Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.