В «Азбуке вкуса», как и во многих других компаниях, в период самоизоляции офисные сотрудники перешли на удаленную работу. Да, возникли некоторые сложности: кому-то было неудобно, кто-то хотел общения, кто-то сильно переживал.
Ритейлер
предпринял немало усилий, чтобы сделать удаленную работу эффективной и интересной. Сотрудникам привезли удобные стулья из офиса, организовали онлайн йогу и квиз. Некоторые новые форматы работы оказались вполне удачными и, возможно, останутся после возвращения сотрудников в офис. Расскажем о них подробнее.
Фото: FotograFFF/shutterstock
В «Азбуке вкуса» работает порядка 13 000 сотрудников, из них в офисах Москвы и Санкт-петербурга – 1071 человек. 95% офисных сотрудников перешли на удаленную работу. В период самоизоляции компания не закрыла ни одного магазина, но режим их работы изменили. Были закрыты бистро, бариста и сомелье из них временно перешли на работу в кафетерии и энотеки. В Санкт-Петербурге были временно закрыты кафетерии при супермаркетах, бариста из них перенаправили на работу в супермаркеты и в департамент дистанционной торговли в качестве сборщиков.
В случае заболевания «Азбука вкуса» гарантирует сотрудникам сохранение рабочих мест и выплачивает материальную помощь в размере до 60 000 рублей в зависимости от тяжести течения заболевания. В случае вывода на карантин в связи с контактом с заболевшим – сохраняет средний заработок сотрудника на весь период карантина.
Объединяемся онлайн
В «Азбуке» столкнулись с тем, что не все сотрудники готовы к удаленной работе — многим это давалось нелегко и морально, и в вопросе организации рабочего дня. Начали с того, что через Zoom-конференции президент компании вместе с заместителем получили обратную связь от всех департаментов офиса и линейных подразделений о том, что конкретно вызывает трудности в работе на удаленке. Говорили о том, чего не хватает в технической части организации работы дома, обсуждали успехи и неудачи, а также идеи на будущее.
В частности, сотрудники жаловались, что дома не очень комфортно работать, так как нет оборудованного рабочего места. После одного из таких звонков руководитель департамента коммерческой деятельности отправил своим подчиненным офисные кресла.
В компании быстро перестроили внутренние коммуникации на онлайн-взаимодействие и сделали акцент на восполнении дефицита общения внутри коллектива. Так получился целый календарь онлайн-событий, в котором практически каждый день занят чем-то полезным.
Чтобы не терять контакт между руководителями и подчиненными, придумали «Завтрак с топом» — встречи на актуальные темы, когда сотрудники могут задать топ-менеджменту любые интересующие вопросы.
Видеовстреча «Завтрак с топом»
«Мы экспериментировали с форматом, пробовали устраивать тематические завтраки или общались на личные темы, – рассказывает Софья Кудрявцева, начальник управления корпоративной культуры и развития персонала. – Итог — хорошие отклики участников, на завтраках собиралось больше 350 человек. Неформальное общение с руководителями компании не всегда доступно сотрудникам, в том числе потому, что большая часть коллектива работает в разных частях Москвы и в Санкт-Петербурге, а также за пределами города. А тут — хорошая возможность узнать человека с другой стороны
Другой вид встреч, который существовал и раньше, но тоже хорошо прижился онлайн, называется Open Day. В рамках одного часа специалисты одного из направлений рассказывают о своей работе, ее особенностях и отвечают на вопросы коллег. Если на офлайн-встречи могли прийти только сотрудники центрального офиса в Москве, то сейчас могут участвовать все желающие, независимо от места работы или должности. Если тема встречи интересна – подключайся и слушай, не отвлекаясь от других задач.
Спорт и игры в формате онлайн
И до кризиса спорт в «Азбуке вкуса» занимал важное место в жизни коллектива. Уже несколько лет существуют сборные по волейболу, футболу и хоккею: компания арендует спортивные площадки и регулярно проводит тренировки и матчи, а кто-то объединяется в группы для занятий утренней зарядкой и вечерней йогой или состоит в команде по бегу и участвует в марафонах.
С переходом на удаленку интересующихся спортом в компании стало больше: сейчас все тренировки проходят онлайн, что значительно упрощает возможность присоединиться к ним.
Раньше посменный график работы сотрудников розницы не позволял им регулярно быть на тренировках. Сейчас же можно присоединиться к специальным тематическим чатам в WhatsApp, где регулярно обновляется расписание и появляются ссылки для занятий. Например, в йога-чате — порядка 200 участников, и в среднем за одну практику одновременно отпускают мысли и тренируют осознанность около 90 сотрудников.
Расслабить голову после работы можно не только спортом, но и развлекательными играми, о которых в «Азбуке» тоже не забыли. Каждую неделю в команде начали играть в «Мафию» — всего за это время искали и нашли преступников 60 сотрудников. Раз в две недели сотрудники розницы и офиса регистрируют свои команды для участия в квизах. В среднем во время одной игры соревнуются 10–15 команд, каждая из которых может объединять до 6 человек из разных подразделений и городов.
«По отзывам сотрудников, такие совместные занятия вне работы действительно хорошо поднимают настроение и не позволяют заскучать по встречам с коллегами. И, наверное, больше всего рады сотрудники «Азбуки Вкуса» из Московской области и Санкт-Петербурга: теперь они могут принимать участие во всех мероприятиях, а не только в локальных», – говорит Софья Кудрявцева.
В обычное время сотрудникам доступны бесплатные консультации психологов и юриста, сейчас общение с этими специалистами тоже проходит дистанционно, нужно просто забронировать время через онлайн-календарь. И если с середины марта по середину апреля количество обращений было больше обычного, то сейчас есть возможность записаться на ближайшие дни.
Не рядом, но вместе
Традиция, которая многие годы объединяет сотрудников розницы и офиса – дни рождения супермаркетов и минимаркетов. На праздник готовят фирменный торт с фабрики-кухни, организуют концерт, а коллеги из центрального офиса всегда приезжают в магазины, чтобы поздравить именинников. Сейчас, по понятным причинам, нельзя устроить большие торжества, но от этого праздники не стали менее теплыми.
В апреле и мае дни рождения отметили 8 супермаркетов и 5 минимаркетов в Москве и Санкт-Петербурге. Был традиционный торт, а лучшие сотрудники получили знаки отличия, хоть и без торжественной линейки.
До вируса команды магазинов готовили разные выступления, клеили коллажи на заданные темы и вместе занимались спортивной ходьбой, то сейчас весь совместный креатив – в онлайне. Такая практика важна и для развития коммуникабельности персонала, который каждый день общается с большим количеством клиентов. Этой весной первыми флешмоб начали топ-менеджеры, когда в видеоролике сказали #СпасибоСотрудникамАзбуки за профессиональную работу и бодрость духа в такое нелегкое время.
Вторую волну флешмобов на тему работы во время пандемии запустили между командами розничной торговли. Так получился хэштег #АзбукаНеРядомНоВместе, под которым продавцы и кассиры в своих социальных сетях опубликовали видеоролики о том, как проходят их рабочие будни в современных условиях.
Новая реальность и новые форматы обучения
Система обучения сотрудников в «Азбуке Вкуса» состоит из очных тренингов в образовательных классах, дистанционных теоретических и практических курсов, а также коротких информационных блоков, тренировок, опросов и интеллектуальных викторин в приложении Skill Cup.
В середине апреля в компании провели опрос среди сотрудников о том, в какой форме удобно учиться. Более 60% ответивших предпочитают проходить обучение в формате коротких электронных курсов (длительностью не более часа). Также более 50% опрошенных отметили, что им было бы интересно получать знания в формате видеороликов.
Обучение решили не приостанавливать – классные занятия стали проводить в формате вебинаров с практическими заданиями, также подготовили ситуативный контент, например, видео-уроки о соблюдении мер безопасности на рабочих местах и дома. Адаптация и обучение новых сотрудников офиса и розницы тоже изменились. Теперь hr-специалисты и продавцы-наставники работают в прежнем режиме, но через отдельные чаты, а welcome-тренинги успешно перешли в Zoom.
Новая реальность требует новых решений, поэтому в календаре онлайн-активностей появились семинары и тренинги, которые рассказывают, как прокачать эмоциональный интеллект, эффективно управлять удаленной командой и разобраться с личным тайм-менеджментом.
Кроме того, в «Азбуке» быстро нащупали инсайт о том, что с удаленной работой сотрудники стали писать больше писем, поэтому быстро адаптировали под онлайн-формат курс «Деловая переписка».
За это время к дистанционным занятиям присоединились порядка 650 сотрудников. HR-департамент получает хорошие отзывы о таком формате обучения, поэтому есть большие шансы, что он останется в компании и после окончания самоизоляции.
Нерабочие дни закончились. Что дальше?
В «Азбуке вкуса» говорят, что эффективность работы на удаленке пока не измеряли, но темп заметно ускорился. Это отмечают и руководители, и сами сотрудники. С переходом на удаленную работу проекты, которые даже не планировались, команды смогли реализовать очень быстро.
Пока у компании нет централизованного решения о возвращении с удаленки для всех сотрудников центрального офиса, так как, несмотря на окончание карантина в Москве, риск заражения все еще остается. По-прежнему каждый руководитель должен объективно оценивать производственную необходимость и принимать решение о режиме работы своей команды: можно оставить всех или часть сотрудников продолжать работу удаленно, если этот режим повышает эффективность, можно вывести сотрудников частично в офис на несколько дней в неделю. Главное, чтобы функция не потеряла эффективность, а сотрудники чувствовали себя комфортно.
Retail.ru