Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Злопотребление
Праздничное сумасшествие в магазинах – лучший повод задуматься об отказе от чрезмерного потребления. Это еще называют этичным (ответственным) потреблением. Речь идет не только о выборе товаров, которые были произведены и доставлены до потребителя с минимальным вредом для людей и окружающей среды, но и об отказе от покупки лишних вещей. То есть если одни призывают при походе в магазин рассматривать деньги как средство голосования (за те или иные товары, за тот или иной способ их производства), то другие фактически призывают не ходить на эти выборы.
Обмену и возврату подлежит
В одном из помещений Центра творческих индустрий «Фабрика» в Москве пару недель назад – в то время, когда все транжирили деньги,– десятки людей бесплатно обменивались товарами на фримаркете (Free Market). У стенки стояли столы, над которыми висели листки с надписью «Верх» и нарисованной курткой и «Низ» с нарисованными брюками. Еще несколько столов были предназначены для игрушек, бижутерии и книг. К столам подходили люди, выкладывали из сумок принесенную с собой одежду, брали со столов одежду, выложенную другими участниками, прикидывали ее на себя и, если нравилась, складывали в свои освободившиеся сумки.
Понято, что среди этих людей были те, кто по финансовым причинам вынужден принимать в дар и носить бывшие в употреблении вещи. Но мы – не о них.
– Примерно три четверти участников приходят сюда по убеждениям,– говорит один из организаторов фримаркета, представившийся Ирвином.– Я, например, антикапиталист, анархист. Но здесь можно встретить людей самых разных политических взглядов. Идеи отказа от чрезмерного потребления и взаимопомощи годятся для любой идеологии. На фримаркеты приезжают и состоятельные люди, которые хотят сделать что-то хорошее для других. На моей памяти чего только не приносили: ноутбуки, кухонные комбайны, телефоны, телевизоры…
Переводчик Александра не так давно приехала в Москву из Петрозаводска. Там у себя в квартире организовывала фримаркеты для знакомых, поскольку тоже против бездумного потребления. В этот раз Александра принесла несколько своих вещей и книг, а унесла пару обуви, которую получила в дар от филолога и музыканта Марии Третьякевич. Мария на протяжении трех лет вместе с группой единомышленников организует фримаркеты в Москве (а первые фримаркеты в столице появились лет шесть назад).
– В большом городе мы не можем отказаться от потребительского образа жизни,– говорит Мария.– Альтернатива потреблению – натуральное хозяйство. Конечно, можно выращивать у себя на подоконнике салат. Но невозможно же питаться только этим салатом. Поэтому так или иначе мы будем пользоваться теми благами, которые произвели другие. Но в большом городе очень много ресурсов. И если их правильно организовать, нужно будет меньше производить.
Участников фримаркетов объединяют странички в соцсетях. Вообще же интернет связывает не только тех, кто бесплатно обменивается товарами, но и тех, кто так же бесплатно предлагает друг другу различные услуги.
На фримаркете на столе между Прилепиным и «Гарри Поттером» лежала принесенная кем-то книга 1962 года издания «Основы коммунистического воспитания». Не знаю, взял ли ее в итоге кто-нибудь. Там, наверное, написано, что в недалеком счастливом будущем деньги исчезнут и люди смогут пользоваться товарами и услугами бесплатно.
Непотребное потребление
На Западе люди купились на потребление значительно раньше, чем мы. Германия, к примеру, граждане которой сегодня меньше других европейцев страдают от кризиса и, как и население России, могут себе позволить покупать лишнее, наслаждается потреблением больше полувека. Считается, что на немцев до сих пор накладывает отпечаток экономическое чудо 50-60-х годов. После войны люди радостно откликнулись на возможность потребления. Конечно, и тогда экономика загрязняла окружающую среду, просто это не было предметом забот и обсуждения.
Месяц назад в Германии вышла книжка Кристины Акс и Фридриха Хинтербергера «Иллюзия экономического роста: что нас ведет к кризису и как мы из него выйдем». Авторы, в разные годы связанные с экологичной экономикой, Партией зеленых или Greenpeace, пишут, что сегодня немцы имеют все необходимое и у них заканчиваются не деньги, а желания. Согласно оценкам немецкого федерального ведомства по охране окружающей среды, в каждой квартире или частном доме в среднем находится 10 тысяч предметов.
Когда я называла эту цифру своим знакомым в России, она никого не ужасала, а реакция была у всех одинаковая: «У меня дома больше».
Авторы книги считают, что благосостояние уже превратилось в чрезмерное потребление, работа – в переработку, государственные достижения – в государственные долги, а использование ресурсов – в хищническую эксплуатацию природы. И предлагают выход: люди должны совместно использовать автомобили и бытовую технику, есть меньше мяса или совсем от него отказаться, покупать овощи и фрукты, выращенные в своем регионе, приобретать товары с большим сроком действия и в случае чего чинить их, а не заменять новыми. А государство должно облагать большими налогами не работающих, а покупающих.
Заметим: чтобы отказаться от чрезмерного потребления по совету немецких авторов, надо сначала в качестве потребителя купить их книжку примерно за 18 евро. И эта книжка станет 10 001-м предметом в доме.
Примерное поведение
Когда читаешь об отказе от чрезмерного потребления, понимаешь, что вроде все правильно и убедительно, что ты сам время от времени готов придерживаться каких-то разумных принципов, но при всем при этом хочется воскликнуть: «Покажите мне хоть одного человека, который так живет!» Что ж, покажем.
Один из таких людей, к примеру,– Роман Саблин. Не эколог по профессии, он когда-то бросил работу в PR крупной корпорации и стал тренером по экологичному образу жизни и консультантом по зеленым решениям для бизнеса. Свои принципы и свой за годы накопленный опыт он описал в недавно вышедшей книге «Зеленый драйвер. Код к экологичной жизни в городе» (издательство «Зеленая книга», Москва).
Избыточное потребление – это и экологическая проблема, пишет Роман. «Эксперты утверждают: ежегодный объем извлеченного и перемещенного сырья в расчете на одного жителя Земли в среднем составляет более 50 тонн. В процессе его промышленной переработки 48 тонн, или 96 процентов, превращаются в отходы. Например, после изготовления одного компьютера остается 1,5 тонны отходов. Вреден и транспортный след – это потраченный бензин или мазут, все выхлопные газы, образовавшиеся при доставке товара к тебе».
От чего частично или полностью отказался Роман за последние годы? От многого – начиная с мяса и заканчивая телевизором. Роман старается не покупать товары, привезенные издалека, отдает предпочтение местным продуктам питания. Не покупает избыточные средства для уборки – кондиционеры для белья, средства для мытья полов…
Он избавился от лишней одежды с помощью фримаркетов и общества безвозмездного дарения darudar.org (там тысячи людей что-то дарят друг другу) – раздарил на этом сайте три офисных костюма, пальто с меховым воротником и 20 галстуков, как говорит, «наследство офисной жизни». В доме у Романа и его жены Любови стоит коробка «Отдам даром» – с вещами, которые им уже не нужны. Гости могут выбрать что пригодится и взять себе.
Роман заменил бумажный документооборот на электронный. Он отказался от одноразовых вещей (посуды, зажигалок, пакетов), ссылаясь на то, что, к примеру, пластиковая ложка или тарелка разлагается в естественных условиях от 100 до 1000 лет. «Отказ не абсолютный – иногда я вынужден этим пользоваться, но в сотни раз реже, чем раньше»,– признается Роман. Он отдает предпочтение велосипеду, а не автомобилю, поезду, а не самолету (хотя на большие расстояния иногда все-таки летает).
И вот тот факт, что его отказы не абсолютные – и одноразовыми вещами при случае может воспользоваться, и на самолете слетать,– дает возможность приводить его образ жизни в качестве примера. Потому что если попробовать жить даже не по правилам Романа Саблина, а хотя бы по исключениям из этих правил (летать, но реже, брать целлофановые пакеты, но не всегда), уже будет наноситься меньший вред природе.
Юлия Ларина, Журнал «Огонёк»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?