В опросе Ассоциации «Маркетинг в ритейле» приняли участие 28 компаний: 3D Display, Adventa, Coral Group, DDA, IAM, Inscom Solutions, Intelligence, ITM Group, LBK Marketing Pro, NAMI, Public Totem, ReSeM, Virtu, «Ариал, Вайдформат24», «Группа Квадрат», «Дека», «Директ Арт», «Инел Дисплей», «ИТОН», «ЛазерСтиль», «Постер-Принт», «Призма», «Промостойка.РФ», «Светофор Дисплей», «СоРоС», «Техномерч», «Эль Пако».
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Жив ли рынок производства POSM-материалов и технического мерчандайзинга?
В мае 2022 года число заказов на производство рекламных материалов для магазинов и на услуги технического мерчандайзинга упало на 60–80%. Как известно, во втором квартале 2022 года многие крупные рекламодатели – иностранные компании – приостановили свою маркетинговую активность. Но постепенно рекламные мероприятия в магазинах возобновились, хоть и не в полном объеме. Чтобы узнать, как поставщики рекламных материалов и услуг мерчандайзинга пережили этот год и какие изменения произошли в структуре заказов, в июле–августе 2023 года Ассоциация «Маркетинг в ритейле» провела опрос среди компаний этого сегмента. Результаты опроса представляем в этой статье.
Более 80% опрошенных компаний заявили, что с ними перестали работать 20% из их заказчиков, 14% заявили о сокращении числа предыдущих заказчиков на 20–40%. И только 5% отметили катастрофическое прекращение работы на 40–60%.
Но в целом динамика количества клиентов у компаний производителей POSM и поставщиков услуг технического мерчандайзинга положительная. Более 70% говорит об увеличении числа клиентов за прошедший год, еще 14% отметили, что количество компаний осталось прежним и только 14% заявили о сокращении количества заказчиков в целом.
Такие показатели связаны с новыми компаниями среди заказчиков, все участники опроса отметили появление новых клиентов, их количество в среднем увеличилось на 20–40%.
«В условиях ухода крупных рекламодателей мы наблюдаем мощную ротацию среди специалистов на стороне клиента, – сказал Юрий Кондратьев из LBK Marketing Pro. – Многолетний опыт в транснациональных компаниях приносится и успешно внедряется в новых компаниях. Положительный опыт сотрудничества с нашей компанией помогает нам становиться партнерами. В том числе, благодаря прежним связям нам удалось существенно расширить приток новых клиентов в 2022–2023 годах».
Как изменился объем продаж в первой половине 2023 года по сравнению с первой половиной 2022-го?
Насколько новые компании среди заказчиков повлияли на объем продаж? Почти половина опрошенных компаний – 44,8% заявили о значительном увеличении продаж на 20–30%, почти 25% отметили сокращение продаж от 5 до 30%.
Говоря об увеличении объема продаж, необходимо учитывать, что данная динамика может быть связана не столько с увеличением клиентов или тиражей, сколько с ростом цен на материалы для производства POSM и затрат на заработную плату.
Роман Герасимов из компании «Лазерстиль» подтвердил, что ситуация после ухода клиентов с рынка стабилизировалась, заметно существенное увеличение количества новых клиентов, продажи выросли на 25%, однако отметил: «Серьезной проблемой для роста производства в 2023 г. является большой дефицит производственного персонала и значительный рост зарплат».
Повлияло ли увеличение объемов продаж на количество сотрудников в компаниях? Да, но только у половины компаний. 51,7% опрошенных компаний ответили, что количество сотрудников в целом не изменилось, 30% незначительно увеличили штат менее, чем на 20%
«К концу 2022 года первый шок прошел, появились перспективы возрождения рынка, во многом за счет российских компаний, которые получили перспективы быстрого развития за счет снижения конкуренции, освобождения перспективных торговых пространств. Также заметно усилились позиции компаний Китая и Турции, – говорит Владимир Иткин из Virtu. – Уход западных luxury-брендов снизил потребность в навыках производства высококачественного эксклюзивного торгового оборудования.
На определенном этапе наиболее востребованными стали производители, работающие в сегменте «эконом». Правда, ряд российских брендов чувствует открывшуюся перспективу выхода в премиальный сегмент, что может привести к увеличению числа заказов на соответствующее их новому статусу индивидуальное торговое оборудование».
Кто заказывает?
Какие же сегменты рынка продолжают или начали заказывать производство POSM и услуги технического мерчандайзинга? По результатам опроса, в лидерах рекламодатели из сегмента «Продукты питания и безалкогольные напитки», работу с ними подтвердили 86,2% опрошенных компаний. Далее среди заказчиков фигурируют производители таких товаров, как «Алгоколь (включая пиво)» и «Парфюмерия, косметика, средства по уходу» – 72,4%, на 3м месте – «Бытовая техника и электроника» и «Бытовая химия и хозтовары» – 62,1%.
Что заказывают?
По оценкам экспертов, в первом полугодии 2023 года увеличился объем производства препаков. Этот простой тип конструкций, который приходит в торговую точку уже с товаром, особенно часто используется для сезонных активностей брендов и СТМ ритейлеров. Кроме того, он достаточно экономичен, потому что не требует больших затрат на разработку дизайна и конструктива.
Если говорить про долгосрочные и краткосрочные POSM, то здесь эксперты отмечают как увеличение у одних, так и сокращение у других производителей, что связано с перераспределением компаний заказчиков по сегментам рынка.
Относительно услуг технического мерчандайзинга эксперты однозначно отмечают увеличение объема заказов на складские и логистические услуги, монтаж, техническое обслуживание и ремонт рекламных материалов.
Новые направления
В связи со сложной ситуацией на рынке часть компаний расширяет направления своей деятельности. Только 40% заявили о том, что у них не появилось новых заказов не из сферы производства POSM или услуг технического мерчандайзинга.
«За прошедший год рынок POSM столкнулся с новыми вызовами, которые, безусловно, дали серьезный импульс для изменений, – комментирует Лилия Сидорина из Public Totem. – Уход ряда клиентов и сворачивание рекламный кампаний действующих клиентов заставили пересмотреть клиентский портфель и обратить внимание на те ниши, которые ранее не были в фокусе нашего внимания».
Среди новых направлений, которые развивают компании, можно отметить производство упаковки, услуги по металлообработке, литьевые изделия, производство оборудования для мероприятий и торгового оборудования, а также производство мебели.
Retail.ru
Читайте также:
POPAI: оформление категории «Сад и огород» в магазинах разных форматов
Поставка в сеть на препаках: почему это выгодно и как выбрать правильную конструкцию
Ландшафт ИТ-возможностей: как ритейлеру выбрать систему автоматизации
Жесткие дискаунтеры – оптимизируй все
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?