Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Жертвы мониторинга
Дмитрий Шевченко, Исполнительный Директор Ассоциации Факторинговых Компаний
На борьбу с факторингом, похоже, брошены все силы органов, ответственных за контроль и надзор. Количество исходящих в последнее время от контролирующих инстанций проверок и предписаний становится критическим. Еще немного, и компании начнут тратить на общение с госорганами больше ресурсов, чем на развитие бизнеса. И это не гипербола, когда речь идет о новой компании в молодом бизнесе – факторинге.
Факторинг продолжает демонстрировать выдающиеся темпы роста объемных показателей, что отражает увеличивающуюся потребность российского бизнеса в финансировании товарооборота и управлении дебиторской задолженностью. Однако хотя тысячи российских компаний уже имеют возможность использовать лучший международный опыт факторинговой индустрии, сам факторинг остается фигурой умолчания в российском законодательстве. Понятия «факторинг» в законах просто нет.
Факторы и их контрагенты продолжают опираться на положения главы 43 Гражданского кодекса (ГК) РФ, в общем виде описывающей процесс финансирования под уступку денежного требования. Ситуация напоминает перепалку Балаганова с Паниковским с возгласами «Ты кто такой?!» Допустим, согласно главе 43 ГК РФ, условный Балаганов будет финансовым агентом (ст. 825 ГК РФ), а условный Паниковский – клиентом или должником. И первый покажет второму Гражданский кодекс, подкрепит его международными конвенциями УНИДРУА и ООН, и они договорятся, и сделку заключат.
Сложнее, когда на месте условного Паниковского оказывается некий государственный институт, наделенный надзорными функциями. Например, Банк России или Федеральная служба по финансовому мониторингу. Если финансовый агент – это банк, значит, по мнению ЦБ, он занимается кредитованием, и глава 43 ГК РФ здесь ни при чем. Если финансовый агент – специализированная факторинговая компания, значит, по мнению Росфинмониторинга, она входит в поле его деятельности и обязана отчитываться об исполнении ФЗ № 115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем».
О том, чем факторинг отличается от кредита, написано уже немало. В том числе и в журнале «Профиль». Юристы банков-факторов вроде бы научились объяснять своему регулятору цель и суть факторинговых операций. Осталось закрепить это в официальных документах.
В случае Росфинмониторинга обращения не помогают. «Антиотмывочный» 115-й закон писался на базе зарубежной практики финмониторинга, где факторинг давно кодифицирован, а главное, определенны критерии, по которым организация может быть идентифицирована в качестве факторинговой компании или финансового агента. В 2008 году российские финансовые агенты попали в поле зрения Росфинмониторинга благодаря закону №275-ФЗ от 28.11.2007. А спустя год президент страны подписал закон, упраздняющий возможность лицензирования финансовых агентов, и статья 825 ГК РФ зазвучала кратко, как выстрел: «В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации».
Следуя букве и духу закона, любая коммерческая организация, предпринявшая попытку заключить договор факторинга в качестве финансового агента, обязана сообщить об этом в Росфинмониторинг, встать на учет в этом ведомстве и регулярно сообщать о сомнительных сделках клиентов. Стоит ли говорить, что совершить такое над собой может только организация, стремящаяся цивилизованно, открыто и добросовестно развивать факторинговый бизнес в России на базе международных норм и практик, привлекать фондирование и клиентов, увеличивать оборот и портфель, развивать кадры и технологии, участвовать в профессиональных объединениях. Излишне напоминать, что организации, имеющие целью то, с чем борется 115-й закон, делать этого не будут ни при каких обстоятельствах.И покуда в законодательной базе нет критериев, по которым финансовый агент отличается от отмывочной конторы, а факторинг отличается от псевдофакторинга, Росфинмониторингу следует нежнее относиться к компаниям, стремящимся развиваться на находящемся в стадии становления рынке. Рынок сам отделит зерна от плевел, нужно только дать ему шанс, а не срок.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?