Декоративное изображение
1 414 496

Поделиться

Завозной апельсин

Завозной апельсин

Девальвация рубля приведет к тому, что цены в магазинах поднимутся на 10-25 процентов, считают в Высшей школе экономики. В первую очередь подорожает импорт и товары, производимые в России с использованием ввезенного сырья. Из продуктов первыми могут прибавить в стоимости фрукты и овощи, мясо, колбасные изделия, рыба и молочные продукты.

Аналитики ВШЭ заявляют, что произойдет это примерно через пару месяцев, когда закончатся запасы, закупленные по прежним ценам. Доля импорта в товарах, которые предлагают российские магазины, довольно высока, по разным оценкам – от 30 до 40 процентов. По данным Федеральной таможенной службы, в 2013 году в Россию было импортировано наиболее значимых товаров на сумму 317,8 миллиарда долларов. В этой сумме доля продовольствия и сырья для его производства составила примерно 13,4 процента. Больше всего в Россию было ввезено фруктов (1703,4 тысячи тонн), мяса (1284,7 тысячи тонн), рыбы (774,7 тысячи тонн). Также было закуплено 889,1 тысячи тонн пшеницы, но вряд ли эту статью импорта можно считать жизненно важной, поскольку объем экспорта пшеницы был в 15 раз больше.

Хотя в некоторых сегментах (мясо птицы, свинина) зависимость от импорта удается сокращать, в других она остается критической. Например, импортной является 80-90 процентов продаваемой одежды, 80 процентов бытовой техники, 75 процентов лекарств, 70 процентов спорттоваров и игрушек, а также более половины косметики.

Завозной апельсин

Сегмент продуктов питания в целом на этом фоне выглядит не таким уж импортозависимым, хотя процент ввозимой продукции здесь меняется в зависимости от ее вида. Например, из предлагаемых магазинами фруктов около 70 процентов являются импортными, из овощей – 30-40 процентов, но оба показателя привязаны к сезонности. Доля импорта в молочных продуктах также довольно высока – около 30 процентов. Из них на сыры приходится около 50 процентов импорта, на сливочное масло – 35 процентов, на сухое молоко – 60 процентов.

Импорт мяса оценивается в 27 процентов, но в последние годы его доля заметно снижается. Специалисты в этой области отмечают, что в Россию импортируется около 2 миллионов тонн разного вида мяса, а производится более 10 миллионов тонн. Быстрее всех в этом сегменте развивается производство отечественного мяса птицы и свинины. В 2013 году данная индустрия превзошла прогнозы по производству мяса на 4,3 процента. Если смотреть по отраслям, то наибольший прирост показало свиноводство (плюс 10,3 процента), птицеводство выросло на 5,3 процента, а производство крупного рогатого скота на убой, наоборот, уменьшилось на 0,6 процента. В целом в 2013 году Россия произвела 5,122 миллиона тонн мяса птицы, 3,626 миллиона тонн свинины и 2,896 миллиона тонн говядины.

С одной стороны, ослабление рубля и отсутствие альтернативы импорту на руку продавцам, которые любят повышать цены на товар, и не дожидаясь подходящего для этого повода. С другой, резкое повышение цен, особенно сетями, работающими на определенного потребителя, невыгодно. Кроме того, на некоторые категории товаров, согласно договору, можно повышать цены всего лишь несколько раз в год, а он еще только начался.

Ожидая повышения цен на товары, розничные продавцы, по словам экспертов ВШЭ, ищут способы заменить импорт на продукцию отечественного производства. Но учитывая, что доля импорта, по оценкам ВШЭ, в последние годы остается стабильной, сделать это будет сложно, а по многим видам и вовсе невозможно. Немного иная ситуация с соотношением импорт/продукция местного производства в регионах, преимущественно ЦФО, куда не добрались еще крупные торговые сети. Если одежда, бытовая техника и лекарства там так же, как и по всей России, импортные, то с продуктами дело обстоит более оптимистично. Найти мясную, молочную продукцию, овощи местного производства или привезенную из соседних регионов не составит большого труда. А отдельными видами продуктов некоторые области обеспечивают себя полностью.

Завозной апельсин

Пока возможности российского производства не позволяют осуществить импортозамещение во многих сегментах рынка. Экономика страны топчется на месте, и так называемый украинский фактор здесь ни при чем. В текущем ослаблении рубля лишь отчасти виновата политика. Тогда как основной фактор, толкающий рубль вниз, – неуверенность в будущем как продавца, так и покупателя. И причиной этих страхов отчасти является слишком сильная зависимость российской экономики от внешних факторов. Помимо этого членство в ВТО существенно ограничивает Россию в части субсидий и поддержки собственного производителя. А последнему помощь государства как раз очень необходима. Около 40 миллионов гектаров пахотных земель в России заросло лесом, а приблизительно 100 миллионам гектаров грозит опустынивание. Но даже если с землей все будет в порядке, закупочная цена в 15 рублей за литр молока или около 90 рублей за килограмм мяса не слишком вдохновляют производителей, особенно если сравнивать со стоимостью этих же продуктов в магазине.

Процесс импортозамещения гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Это не столько вопрос замены турецкого помидора российским, сколько проблема продовольственной безопасности. Страна, занимающая одну седьмую часть суши и обладающая 9 процентами пахотных земель от мировых, из которых половина – черноземы, вполне могла бы обеспечить себя большинством видов продукции. Конечно, в сегменте дешевого ширпотреба Россия уже вряд ли обгонит китайцев, а в продуктовом, по мнению отраслевых экспертов, вполне возможно было бы сократить долю импорта на 10 процентов. При этом все заинтересованные стороны получили бы определенную выгоду: производители – возможность пробиться на рынок, покупатели – более качественный товар. Кроме того, это могло бы заметно снизить зависимость страны от импорта и торговых войн. Но весь этот процесс, конечно, более затратный, чем экспорт ресурсов.

Татьяна Романова, «Лента.ру»

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами