Декоративное изображение
5 559

Поделиться

Затянувшийся апгрейд

© Елена Кошовец, Елизавета Никитина, Новости Торговли, N10-2003

Значительная часть продаж отечественного рынка компьютерной и оргтехники не только в благополучной Москве, но и в небогатых регионах приходится на цивилизо-ванную розницу и благоустроенные рыночные павильоны. На этом рынке еще вели-ка доля мелких фирм, а сильных игроков, претендующих на общероссийский мас-штаб или на первенство в столице, немного.

По данным аналитического агентства ITResearch, общий объем российского рынка компьютеров в 2002 году составил около 2,9 млн штук, или $1865,5 млн. Эксперты компании ASTERA Research оценили объем импорта в Россию компьютерной техни-ки в 2002 году в $5,5 млрд. Согласно информации, предоставленной аналитиками розничной сети «Техносила», рынок компьютеров за январь-июнь 2002 года увели-чился на 15% по сравнению с январем-июнем 2001 года, во втором полугодии про-шлого года по сравнению с аналогичным периодом 2001-го — на 33%, а в целом за год рост рынка составил 27%. По предварительным прогнозам, в 2003 году рост рынка компьютеров и оргтехники достигнет 46%.

Специфика товара определяет структуру и организацию торговли на рынке компью-теров и оргтехники. Обновление модельного ряда, появление новинок и усовершен-ствованных модификаций тех или иных комплектующих происходит несколько раз в год — новые модели становятся «вчерашним днем» уже через несколько месяцев по-сле вывода на рынок, и цена на них стремительно падает — в среднем стандартный компьютер дешевеет за год на 25-30%. Таким образом, ритейлерам необходимо иметь отлаженную сбытовую систему, грамотную рекламную поддержку, регулярно проводить маркетинговые мероприятия по стимуляции продаж. Например, некото-рые компании предоставляют услугу money back — принимают обратно непонравив-шийся товар, а также зачет сданного в магазин старого компьютера в цену нового. Другая особенность рынка — проданный товар нуждается в последующей техниче-ской поддержке. Поэтому возникает необходимость организации продавцами собст-венной постоянной сервисной службы. У компании «Формоза» — крупнейшего игрока на рынке — работает сеть из 100 сервис-центров по всей России.

Эти факторы в значительной степени повлияли на структуру российского розничного рынка компьютерной и оргтехники. «Основные места продаж компьютеров — магази-ны и павильоны на так называемых цивилизованных рынках, а также интернет-магазины, — рассказывает президент РАТЭК Александр Пляцевой. — В этом смысле торговля компьютерами идет на шаг впереди, например, торговли бытовой техникой, где продажи на открытых рынках все еще занимают значительную долю в общем обороте».

Первопрестольная

В настоящее время соотношение цивилизованной и нецивилизованной форм тор-говли компьютерами и оргтехникой в Москве составляет 90% к 10%. Структура рын-ка такова: чуть более десятка специализированных сетей, большое количество оди-ночных магазинов, иногда с достаточно узкой специализацией, магазины бытовой техники и электроники и рынки. По оценкам компании «Техносила», одиночные и спе-циализированные компьютерные магазины занимают 45% рынка, сетевые магазины — 15%, а рынки — 40%.

Самая большая столичная сеть, специализирующаяся на торговле компьютерной техникой — в ее число входит 5 салонов и 10 магазинов, — принадлежит компании «Формоза — Волшебный мир компьютеров». За ней по числу магазинов следуют сети Polaris (13 торговых точек), «КИТ» и «Техмаркет Компьютерс» (по 11 магазинов), «Бе-лый ветер» (10), «Цифра» (7), R-Style и «Электрон-сервис» (по 6), «ПортКом» (5), ISM Computers и «Респект» (по 4). Кроме того, с 2000 года на российском рынке работает сеть «Вобис», принадлежащая компании «Вобис Компьютер» и насчитывающая 7 ма-газинов в Москве. «Вобис Компьютер» входит в состав европейской компании Vobitek, имеющей собственные магазины в Австрии, Швейцарии, Голландии и Польше. Кро-ме того, в столице работает большое количество одиночных магазинов, специализи-рующихся на торговле компьютерами и оргтехникой. Например, компания Force Computers, присутствующая на рынке с 2000 года, только начинает создание собст-венной торговой сети. Второй магазин компании — один из крупнейших специализи-рованных салонов в Москве площадью 2 тыс. кв. м — начал работу в конце августа прошлого года.

Львиная доля продаж компьютерной техники на московском рынке приходится на одиночные специализированные магазины, например, Flash Computers, «Олди», «Компьютер для дома», Exciland computers, «Ручные компьютеры» и многие другие, и так называемые цивилизованные рынки — «Савеловский», «Буденовский», «Горбушка», на которых, кстати, работают павильоны многих крупных сетей, таких как «Белый ве-тер», «Вобис», «КИТ». Из больших открытых рынков, где торговля осуществляется из палаток или контейнеров, а кассовые аппараты отсутствуют, можно назвать только «Митинский». Сейчас этот рынок более популярен у мелких оптовиков, нежели у ча-стных лиц.

Компьютерная техника присутствует в магазинах всех крупных столичных сетей электроники и бытовой техники, таких как «М.Видео», «МИР», «Партия», «Техносила» и «Эльдорадо». Однако, по словам директора по связям с общественностью компании «М.видео» Марии Белан, компьютеры, мониторы, ноутбуки и прочее в сетях бытовой техники представлены скорее не как значимая категория в структуре продаж, а для поддержания широкого ассортимента.

Санкт-Петербург

В отличие от Москвы, доля специализированных сетей на втором по величине рынке компьютеров и оргтехники — петербургском — составляет 95%, к тому же в Северной столице абсолютное лидерство принадлежит двум компьютерным розничным сетям — «Кей» и «Компьютерный мир». По данным исследовательской компании TNS Gallup Media, к началу 2003 года на эти сети приходилось две трети (67%) продаж компью-терной техники Петербурга, при этом доля «Кей» составляла 40%, «Компьютерного мира» — 27%. Доли остальных игроков не превышали 9%: сеть «Компьютерная служ-ба 320-8080» занимала 9% петербургского рынка, магазины «РиК» — 7%, «Мир Техни-ки» — 5%, «Свега Плюс» — 4%, «РиМ» — 3%. Помимо вышеперечисленных розничных сетей, на петербургском рынке работают около 150 мелких фирм, специализирую-щихся на сборке компьютеров в основном под заказ и торговле бывшей в употреб-лении техникой, но доля мелких компаний неуклонно сокращается.

Второе отличие — в Северной столице отсутствуют специализированные рынки. Пе-тербургским аналогом московских рынков «Савеловский», «Митино», «Горбушка» с не-которой натяжкой можно назвать рынок «Юнона». Но доля компьютерной техники, продаваемой здесь, всегда была незначительной, а за последние 3 года акцент сме-стился с перепродажи компьютерных комплектующих на розничную продажу мо-бильных телефонов и аксессуаров, а также пиратских CD и DVD.

С 2000 года количество магазинов марок «Кей» и «Компьютерный мир» увеличилось более чем в два раза — с 4 и 5 соответственно до 10 и 13. Также наметилась тенден-ция к укрупнению формата торговли. Торговая площадь девятого, самого большого магазина компании «Кей, открывшегося в конце 2002 года, составляет 1 тыс. кв. м, тогда как площадь первого составляла 150 кв. м. Средняя торговая площадь магази-нов «Компьютерный мир» составляет около 200 кв. м, но и эта сеть открыла в августе 2003 года новый объект торговой площадью 600 кв. м.

Примечательна своими экспериментами по части торговых технологий другая пе-тербургская сеть — «Компьютерная служба 320-8080». В 2002 году руководство ком-пании сделало ставку на торговлю компьютерной техникой через интернет или по-средством заказов по телефону, в то время как для остальных игроков петербургско-го компьютерного рынка on-line торговля носила вспомогательный характер ввиду низкой популярности у покупателей. В этом году в «Компьютерной службе 320-8080» предпринята новая инициатива: компания заявила о развитии нового для компью-терного рынка формата — cash&carry. Сеть объединила три магазина площадью 900 кв. м под торговой маркой «Компьютеры Cash&Carry».

Немаловажную роль в формировании рынка компьютерной техники Петербурга сыг-рала географическая близость к финской границе и наличие большого грузового порта — благодаря этому петербургская дистрибуция компьютеров и оргтехники раз-вивалась автономно. Наиболее сильные позиции в Северо-Западном регионе по ди-стрибуции на протяжении прошедшего десятилетия удерживают петербургские ком-пании «Марвел», «Ниеншанц», OCS, «Конком». Московские дистрибьюторы, такие как «Формоза», «Квазар» «Элко», «РСС», в последние годы усилили активность в регионе, открыв в Петербурге свои представительства.

Интересно, что с приходом московских игроков расстановка сил на рынке компью-терной розницы Петербурга никак не изменилась. По мнению аналитиков, сказалась разница в концепциях торговли этим видом товаров. На низкие объемы продаж сто-личных компаний также влияет слабая узнаваемость московских торговых марок, причиной чего может быть невысокая представленность по сравнению с петербург-скими компьютерными сетями.

Вдалеке от столиц

Однако несмотря на то, что существенная доля продаж компьютерной и офисной техники приходится на Москву, налицо тенденция к росту провинциального рынка. «Рост регионального рынка идет примерно в пять раз быстрее увеличения продаж в столице, — полагают эксперты компании «Техносила», — что объясняется ненасыщен-ностью рынка в регионах, а также ростом платежеспособного спроса покупателей. Кроме того, ценовые предложения в регионах привлекательнее, так как средства, которые население готово тратить на покупку электроники, в провинции ограничены, а коммерческие издержки продавца ниже, чем в Москве». С этим мнением согласен вице-президент группы компаний «Формоза» Владимир Шаров. «Сейчас наша компа-ния делает значительную часть оборота в регионах, в то время как продажи в Моск-ве почти не растут уже не первый год», — рассказывает он.

Надо заметить, что тенденция роста региональных продаж пока верна для сегмен-тов ПК и наиболее ходовой периферии (принтеров, сканеров, ЭЛТ-мониторов), кон-куренция в которых наиболее жесткая. Другие сегменты рынка — ноутбуки, ЖК-мониторы, оборудование для презентаций — показывают высокую динамику продаж только в Москве. Например, профильный товар сети «Белый ветер» — ноутбуки, — по информации компании, в регионах продается в небольших объемах, в то время как продажи в Москве дают высокие показатели.

Среди столичных сетей наиболее развитую региональную сеть имеет «Формоза» — 150 магазинов этой компании работают в 120 городах России. У R-Style открыто 9 региональных магазинов, у сети Polaris — 6, у «Вобис» и «Техмаркет Компьютерс» — по одной торговой точке. А вот компания «Белый ветер» еще в 1998 году продала свою региональную сеть из 7 магазинов по соображениям коммерческой целесообразно-сти. «Строительство региональной сети под единым брендом требует от компании более значительных затрат, чем открытие магазинов в Москве, — поясняет ситуацию коммерческий директор сети «Белый ветер» Татьяна Степина. — Серьезные вложе-ния необходимы в поддержку бренда. Не обеспечив жестких механизмов осуществ-ления контроля за качеством и культурой обслуживания покупателей, мы приняли решение пока отказаться от региональной экспансии».

Другой движущей силой на региональном рынке являются местные оптовые компа-нии, создающие свои розничные подразделения. Например, в Чите работает сеть компьютерных салонов «Вавилон», в Екатеринбурге — «Матрица» и «Интерстэк», в Ижевске — «Миллениум», в Бресте — Zodiak, в Новосибирске — «Арсиситек», в Оренбурге — «База 25».

При этом цивилизованные формы розницы в регионах еще не слишком развиты. «Основной тормоз перехода регионов к цивилизованной розничной торговле — низкий уровень доходов населения, — считает Владимир Шаров. — Этим обусловлено то, что покупатели готовы мириться с неудобствами ради порой совсем небольшой эко-номии, забывая о дополнительных расходах на самостоятельную транспортировку и установку товара, не говоря уже о большом риске приобрести некачественный то-вар, не получить техническую поддержку, сервис, возможность обмена или возврата».

Национальные особенности

Из-за сокращения маржи и жесткой конкуренции розничная торговля компьютерами и оргтехникой становится все менее прибыльной. Чтобы удержаться на плаву, круп-ные московские компьютерные компании давно превратились в многопрофильные холдинги. Так, например, компания «Белый Ветер» начинавшая свою деятельность с создания розничной сети, со временем, слившись с компанией DVM Computer, стала развивать собственное компьютерное производство под маркой Rover. По мнению большинства специалистов, тенденция к укрупнению и сокращению числа игроков на компьютерном рынке продолжится. Буквально на днях о слиянии объявили москов-ские компании NT Computer (сеть магазинов Polaris) и «Техмаркет Компьютерс». В результате сделки, будет образована компания с потенциальным оборотом около $400 млн. в год, владеющая 33 магазинами в столице и регионах. «Развитие всех существующих направлений деятельности обеих компаний продолжится, при этом «Техмаркет» будет в основном специализироваться на корпоративных продажах, производстве компьютеров и серверов и Интернет-торговле, а NT Computer — на по-строении дистрибуторских, оптовых и розничных сбытовых сетей», — сообщил пре-зидент NT Computer Сергей Бестужев.

Особенностью российского рынка компьютеров является большая доля серого им-порта и так называемых товаров no name. Непрозрачность российского рынка, высо-кие таможенные пошлины удерживают иностранные компании от активного присут-ствия на рынке, заставляя отдавать дистрибуцию на откуп местным дилерам. Боль-шая представленность товаров no name объясняется тем, что их первичные покупа-тели — сборщики, а не конечный потребитель. Появление новых крупных игроков в секторе торговли компьютерной техникой, по мнению операторов рынка, невелико. «Прежде всего это связано с высоким порогом вхождения на рынок, — полагает Татьяна Степина. — В среднем открытие одного хо-рошего магазина с учетом арендных ставок, стоимости торгового оборудования и прочих расходов обходится в $100-200 тыс., а при условии инвестиций в недвижи-мость стартовая сумма возрастает на несколько порядков».

А иностранные компании, решающие создать в России крупную торговую сеть, будут вынуждены строить свои сборочные цеха (в противном случае они будут сильно проигрывать местным компания по цене) либо торговать техникой местных произво-дителей. Впрочем, такой вариант специалисты не исключают.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами