Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Западный сервис для покупателя рынков
© Торговое Оборудование (Санкт-Петербург) N9-2001
В последние годы питерские универмаги пережили жесточайший кризис. Их пустые, даже в выходные дни, торговые залы производили весьма унылое впечатление. Более состоятельные покупатели предпочитали отовариваться за рубежом — например, в соседней Скандинавии. Те, кто победнее, спешили на вещевые рынки. К изменению покупательских предпочтений добавились проблемы в отношениях между универмагами и отечественными производителями. Последние, чувствуя незаинтересованность крупных магазинов в активном продвижении их товара, начали создавать фирменные сети. Определённым прорывом в этой ситуации стало появление в нашем городе универмага Plato, который не позволяет провести аналогию ни с одним из существующих в городе магазинов.
Как в Германии
Plato с самого начала создавался как магазин западного образца. Именно так представлял себе концепцию нового предприятия его идейный вдохновитель, директор ООО «Трикотажное объединение «ЛАК» Евгений Томах. «Западность» прежде всего определялась спектром услуг, традиционным для любого европейского универмага: парковка на 300 мест, банкомат, кафе, детская комната, туалет, подвоз покупателей от двух станций метро. Поначалу здесь, по иностранному же образцу, был организован небольшой супермаркет, но, в силу российского менталитета, эта услуга не оказалась востребованной, и продовольственный магазин сократили до отдела, в котором сегодня предлагают кофе, чай, спиртные напитки и шоколад. Дизайн-проект торгового зала и поставку оборудования доверили немецким специалистам, имеющим значительный опыт работы над подобными проектами в Германии.
Название универмага — Plato — трактуется двояко. В переводе с латинского plato — «платье». С другой стороны, из географии мы помним, что этим словом обозначается равнина, лежащая высоко над уровнем моря и отделённая от соседней местности крутыми склонами и уступами. Получается, что покупатель попадает в этакий обособленный «Город одежды» — точнее, на «Равнину покупок». Таким образом, название и отражает специфику ассортимента, и указывает на значительные размеры торгового зала, который, к слову, был организован в бывшем ткацком цехе фабрики им. Володарского.
Лучший сервис — ненавязчивый
Любопытно, что новый торговый комплекс европейского образца позиционировался отнюдь не в нише дорогих бутиков. По замыслу авторов проекта, он должен был составить альтернативу вещевым рынкам. Отсюда — максимальная демократичность магазина. Непривычно высокие потолки помогают покупателю чувствовать себя свободнее. Фирменные цвета — синий и жёлтый — формируют у покупателя оптимистичный настрой. Таблички с указанием отделов и наименованиями товаров не дают заблудиться в зале общей площадью 6 тыс. кв. м. Что, по мнению руководства, особенно важно, — так это то, что персонал не набрасывается на покупателя с предложением показать ту самую вещь, которая «для него создана». Сервис, по мнению руководства, должен быть ненавязчивым. Лучше, если человек прогуляется по торговому залу магазина, рассматривая товар и прицениваясь к нему. Как правило, чтобы принять решение о покупке, нужны некоторое время и спокойная обстановка.
Дивиз Plato — «Что ищешь, то всегда найдёшь» — отражает основной принцип формирования ассортимента: представить всю цветовую гамму и полную размерную шкалу. Руководство магазина не ставит целью позиционировать отдельные торговые марки, как это делается в большинстве универмагов. Товар группируется в зале по размерам и расцветкам. В ассортименте сегодня представлено более 400 производителей, значительную часть которых составляют предприятия Москвы и Петербурга. Доля импортного товара — всего 2%. Помимо одежды для всей семьи, в магазине организованы отделы обуви, кожгалантереи и бытовой химии. В специальном отделе покупателю предлагают подобрать нарядную подарочную упаковку.
Привлекать покупателя играючи
По утверждению руководства универмага, магазин привлёк более разношёрстную аудиторию, чем предполагалось изначально. Получилось, что Plato удалось оттянуть покупателя и у вещевых рынков, и у зарубежных торговых центров. Поэтому, например, в ассортименте можно найти мужские костюмы от 1,5 тыс. рублей до 15-ти, хотя руководство торгового предприятия намеренно не делает акцента на дорогой товар, оставаясь верным выбранному принципу «магазина для людей с невысокими доходами».
В числе оригинальных способов привлечения покупателя в магазин универмаг использует акцию «счастливый час». В будние дни, с 12 до 13 часов, весь товар продаётся со скидкой 10%. Кроме того, в Plato периодически проводится акция «Предприимчивый покупатель», в ходе которой выбираются чеки на самые большие суммы, и среди их обладателей проводится розыгрыш автомобиля. Сообразительные покупатели могут объединиться с родственниками или знакомыми, чтобы коллективный чек мог принять участие в розыгрыше.
В торговом зале универмага установлено «сухое» оборудование из металлических труб прямоугольной, квадратной и круглой формы немецкого производителя TEGOMETALL. По утверждению руководства магазина, это оборудование легко монтируется, удобно в эксплуатации и, что немаловажно, не отвлекает внимание от товара. Для удобства работы с огромным ассортиментом установлена система автоматизации. Её предоставила компания «Х-арт». Система безопасности включает противокражевые ворота фирмы «Кристалл-Сервис» и видеокамеры, установленные КБ «Юпитер».
По мнению руководства универмага, покупатели вещевых рынков в полной мере оценили возможность отовариваться с большим комфортом и достоинством: в выходные дни число посетителей достигает 9-10 тысяч. Но возвращению культуры посещения универмагов также способствует и тот факт, что люди стали грамотнее подходить к выбору тканей. Ведь товар, который предлагается на рынках, на 90% состоит из синтетических волокон, и носить его в нашем климате медиками просто противопоказано. Руководство Plato, предлагая широкий выбор одежды из натуральных тканей, приучает покупателей к мысли, что экономия на своём здоровье и, тем более, на здоровье детей — не лучший способ сохранить деньги.
Юлия Яковлева
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?