Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Законодатели и бизнес: в поисках компромисса
Проблему регулирования деловой деятельности в канун 2018 года обсудило бизнес-сообщество и представители государственных органов ряда европейских стран, а также России на форуме, организованном Financial Times в Берлине.
регулирование
Белый против черного
По оценке аналитиков Financial Times, сегодня законодатели прогрессивных стран пытаются сконцентрировать свои усилия на разработке логичных и адекватных поставленным целям регулирующих механизмов. При этом государство пытается получить максимум информации и использует современные технологии.
И, кстати, в ряде законодательных новшеств Россия не только не уступает, но и опережает ряд европейских стран, например, с июля 2017 года большая часть российских продавцов товаров и услуг должна использовать онлайн-кассы. И это как раз тот случай, когда закон в течение нескольких лет, способен в корне изменить весь рынок торговли. Онлайн-кассы работают менее полугода, но уже «обелили» рынок примерно на 50%. До введения онлайн-касс официально наблюдаемый объем розничной торговли составлял чуть более 1 трлн рублей в месяц, через 5 месяцев после работы по новым правилам - в наблюдаемой зоне стало около 1,5 трлн рублей в месяц. Последствия этого закона для рынка – предсказуемы – крупные и средние компании смогут работать по новым правилам, а вот самые маленькие, микробизнес скорее всего не потянут покупку и обслуживание нового оборудования. Для них государство отсрочило переход и, возможно, еще доработает закон.
Подобная система контроля внедрена и в Словении, где налоговые органы способны отслеживать практически всю цепочку взаимодействия покупателя и продавца. По словам Тилена Божича, госсекретаря министерства финансов Словении, директорат, который занимается налоговой системой, находится под большим давлением, когда речь идет о внедрении европейского законодательства, и должен адаптироваться быстрее, чем мошенники.
«В то же время мы располагаем огромным количеством различных данных. Например, с 2016 года работает онлайн реестр наличных средств, любой чек имеет QR-код, что осложняет подделку. Налоговый инспектор в специальной программе может посмотреть, когда фискализирован тот или иной чек. В дополнение к этому есть возможность скачать мини-реестр денежных потоков», - говорит Божич.
В обеих случаях страны идут не только по пути обязательств и ограничений, но и дают возможность бизнесу анализировать полученные данные, использовать их на пользу собственной компании и потребителя.
Разрешить или запретить?
сокращение
Ограничительные и запретительные меры всегда носят двоякий характер. "Меня удивило, что в Польше представители бизнеса сами предложили введение более строгого регулирования, чтобы обеспечить безопасность торговли и ограничение нелегалов, - считает Лукаш Колано, исполнительный директор UN Global Compact Network Poland. - Бизнесмены предложили внедрить новые законы, которые привели бы к новым издержкам, что, на первый взгляд, кажется абсурдным. Сейчас идет процесс диалога между бизнесом и правительством, и в основном обсуждаются вопросы продажи алкоголя, табака и бензина".
Алкогольное и табачное регулирование – это всегда острый вопрос для обеих сторон. Основной метод воздействия государства на продажу табачной продукции – регулирование акцизной ставки, хотя в последние годы также набирают обороты попытки ограничить спрос на сигареты через регулирование упаковки.
Постоянное повышение акцизов на сигареты привело к тому, что доля нелегальной табачной продукции на российском рынке выросла в четыре раза – до 4,6% в 2017 году. Тем не менее, согласно исследованиям холдинга «Ромир», антитабачная кампания дает видимые результаты: в 2015-м году о пристрастии к курению заявляли 32% россиян, в 2017-м - уже 26%. С точки зрения борьбы с курением все работает не так уж плохо, но как реагировать бизнесу на подобные тенденции? И кто в треугольнике "производитель-потребитель-государство" больше выигрывает от введения запретов и ограничений?
«Избыточное регулирование всегда порождает много рисков: и политических, и экономических, что постоянно подтверждается авторитетными международными исследованиями. Это общая проблема не только для табачной отрасли, но и для фармацевтики, производителей напитков, кондитерских изделий и топлива. В нашем случае огромный регуляторный риск представляет собой запрет на брендинг, который ведет к коммодитизации бизнеса, что негативно отражается и на покупателях, и на экономике, и на структуре потребительского сектора в целом. Очень важно проводить оценку принятых законов, например, через 5 лет, смотреть, как они работают, удалось ли государству достичь поставленных целей», - сказал на форуме Александр Кривошеев, вице-президент по связям с общественностью компании JTI.
По его словам, участие бизнеса в разработке и реализации законодательных инициатив выгодно государству про многим причинам: в этом случае политика учитывает интересы населения, экономические последствия, обеспечивается широкая экспертиза и высокий уровень соблюдения законодательства, повышается доверие бизнес-сообщества к государству.
«Подчеркиваю, что правительственные структуры и бизнес должны обсуждать законодательные инициативы. Есть различные пути коммуникации, нужно развивать культуру дискуссии. Сотрудничество сторон не должно заканчиваться после урегулирования какого-то одного вопроса. Например, мы постоянно взаимодействуем с государственными органами в вопросах борьбы с контрабандой», - отметил Кривошеев.
В Европе проблема контрабанды табака еще острее, чем в России. Евросоюз проводит политику устранения национальных барьеров, что открывает для торговли новые возможности, но и создает множество подводных камней. О ситуации в Польше рассказал Лукаш Колано: «Во многих отраслях высокие налоги неэффективны, потому что в соседних странах есть доступ к тем же товарам по более низкой цене. Часто на границах нелегальные продукты обмениваются на нефть, уголь и другие легальные продукты, что делать с этим? Почему потребитель не должен покупать эти товары? Подделка – это не всегда товар худшего качества. В конце концов, ответственность объяснить покупателю преимущества законной торговли лежит в большей степени на государстве", - заключил Колано.
Один из способов решения проблемы нелегальной торговли алкоголем и табаком – выравнивание акцизного налога в рамках пяти государств, не имеющих таможенных границ, чтобы их товары были менее привлекательными для контрабандистов, нелегально ввозящих сигареты и алкоголь из, скажем, Беларуси, где ставки низкие, в Россию, где они высокие.
Конечно, выравнивание ставок окончательно не решит всей проблемы нелегальной торговли, так как новым правилам будет подчиняться в основном легальный бизнес, но все же снизит экономические стимулы для контрабандистов. Сейчас, по данным, озвученным Нурматбеком Мамбеталиевым, начальником департамента налоговой политики Евразийской экономической комиссии, доля алкоголя, продаваемого на российском рынке нелегально, составляет 25%.
Чем громче кричишь – тем больше шансов, что тебя услышат
громче!
Основной вывод, к которому приходят участники дискуссии о регулировании – это вовлекать все заинтересованные стороны в переговорный процесс, причем чем раньше, тем лучше.
Зачастую в вопросах регулирования рынка государство и бизнес стоят по разную сторону экономических баррикад, считает директор Центра оценки регулирующего воздействия Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики» Даниил Цыганков. «В рейтинге качества регулирования рынка, который ведет Всемирный банк, или по индексу Economic Freedom, Россия находится в нижней половине списков стран. На сегодняшний день министерства и бизнес, проводя встречи и консультации, всегда конфликтуют друг с другом, пользуются разными аргументами, - продолжает Цыганков. - Мы хотим использовать выборы [президента РФ] в марте 2018 года, чтобы продвинуть реформу системы регулирования, объединить множество инструментов. На данный момент мы работаем над созданием Стандарта доказывания необходимости регулирования и хотели бы использовать его как официальный руководящий принцип».
Чем крупнее компания, тем весомее ее мнение, однако малые предприятия больше подвержены риску пострадать от непродуманного регулирования, которое может в самом худшем варианте лишить предпринимателя его дохода.
«Участие малых и средних предприятий в консультациях при разработке законодательства позволит предотвратить этот риск», - считает Мэлла Фруен, генеральный директор союза FoodDrinkEurope (объединяет 300 тыс. европейских компаний: 99% малые и средние предприятия, 4,5 млн сотрудников).
При этом она отметила, что в некоторых случаях, когда дело касается здоровья потребителя, регулирования не может быть много: «В пищевой отрасли свыше 1000 нормативов, регулирующих каждую деталь. Мы относимся к этому весьма положительно, ведь крайне важна безопасность потребителя».
Законодателям проще общаться с объединениями предпринимателей, способными выразить мнение большинства представителей отрасли. «Ввиду размера отрасли, законодатели обычно хотят обратиться к конкретному контактному лицу, а не вести беседы со всеми компаниями. Комиссия или парламент звонят мне и приглашают на мероприятия, спрашивают мнение. Мы обращаемся в Европарламент, когда видим, что готовятся какие-либо законопроекты. Отрасли не навязывают решение, что очень важно. Все понимают, что пищевая промышленность – это огромный сектор, где занято свыше 4,5 млн человек», - комментирует Мэлла Фруен.
European_Parliament_Strasbourg_Hemicycle_-_Diliff
Компании потребительского сектора сильнее всего чувствуют социальный контекст, поэтому могут предлагать эффективные меры саморегулирования, помогая государству, отметил исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев.
«В России немало таких успешных инициатив, например, в области рекламы, где компании добровольно ограничивают продвижение газированных напитков, кондитерских изделий и других товаров среди детской и подростковой аудитории, и это работает эффективно», - добавил он.
При этом именно производители потребительских товаров ощущают на себе наибольшее регуляторное давление. Непродуманное ужесточение регулирования брендинга вызывает беспокойство у ассоциации «Русбренд», отметил Поповичев.
В индустрии потребительских товаров важнейшую роль играют бренды, которые олицетворяют качество продукта, его подлинность и ответственность компании за продукт. Поэтому любые решения, касающиеся запретов и ограничений на брендинг, будут иметь негативный эффект для бизнеса и потребителей.
«Такие инициативы, как унификация упаковки, должны быть взвешенными и понятными для общества. Если говорить о России, где эта мера предлагается к рассмотрению правительства, не стоит забывать, что мы 70 лет жили в однообразном мире без брендов и рекламы, и только последние 20 лет могли наслаждаться разнообразием потребительского выбора. Доверяя брендам, доверяют производителям – в этом смысле спрос на бренды в России себя не исчерпал. Важно понимать, что бизнес товаров народного потребления это, в первую очередь, обслуживание потребностей потребителя», - заключил Поповичев.
Независимый консультант по вопросам регулирования рынка Чарльз-Генри Монтин, несколько лет проработавший в Еврокомиссии (прим. - орган исполнительной власти ЕС, ответственный за подготовку законопроектов), отметил: «любой здравомыслящий человек понимает, что нельзя быть профессионалом во всех вопросах». Учесть интересы и государства, и бизнеса – одна из главных дилемм госслужащего при разработке той или иной меры. «В ЕС мы старались привлекать руководителей мелких предприятий, чтобы услышать их мнение по тому или иному решению. Но даже сегодня многие не верят, что их голос будет услышан в Брюсселе, присутствует некая доля недоверия. Нет ничего лучше, чем прямой контакт с предприятием», - уверен Монтин.
В России граждане тоже могут попробовать донести свою точку зрения. «Не все знают, что в России работает веб-страница regulation.gov.ru, которая соответствует regulations.gov в США. Каждый имеет право отправить свой комментарий и поучаствовать в обсуждении или оценке того или иного нормативного акта, - добавляет Даниил Цыганков. - Есть другой пример, когда небольшое предприятие из Владивостока создало свою группу в Фейсбуке, в котором сейчас насчитывается около 1500 предпринимателей и чиновников, участвующих в обсуждении инициатив».
По-прежнему самым цивилизованным способом решения проблем остается коммуникация. Различные институты, отрасли промышленности, организации должны дискутировать между собой и находить общее решение. Необходимо признать, что честная дискуссия – это не дань уважения, а вопрос экономической эффективности.
Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.