Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Зачем тузы отечественного бизнеса устраивают церемонии награждения друг друга призами
Александр Малютин
34 (75) 10 сентября 2007
* Pyle W. Organized business, political regimes and property rights across the Russian Federarion. BOFIT Discussion Papers. 18/2007. Aug. 2007.
Происходившее 6 сентября на улице Вятской живо напоминало кадры из «Москва слезам не верит». Помните, как молодые лимитчицы там около входа в Дом кино, увидев очередную звезду экрана и не веря своему счастью, восклицали: «Ах! Юматов!» А рядом с ноги на ногу переминался мало кому известный Смоктуновский.
Бизнес-центр на Вятской в минувший четверг мог с полным правом претендовать на звание Дома ритейлера. Толпа у входа. «Смотрите — Хасис! Галицкий!» — я это слышал собственными ушами. А чуть поодаль скромно покуривали куда менее знаменитые, нежели боссы X5 Retail Group и «Магнита», магнаты розничных сетей из регионов.
Вашего покорного слугу занесла туда производственная необходимость. Жюри, состоящее из светил российской розницы, признало лучшим СМИ по ритейлу в номинации «Журналы». Редакцию нашу, конечно же, можно поздравить, но объективности ради стоит заметить: весь цвет отечественного ритейла собрался в одно время в одном месте все-таки не за этим. И даже не за тем, чтобы понаграждать друг друга памятными призами за победу в номинациях «Маркетинг» или «Компания года», хотя и такое там было. Еще несколько странных на первый взгляд обстоятельств: невероятные для прямых конкурентов публичные заверения во взаимном почтении; клятвы в социальной ответственности; призывы к государству «вникнуть в проблемы».
Не уверен, что раскрою сейчас истинную причину такой демонстрации солидарности, но стоит напомнить: время от времени ведомство Германа Грефа поднимает вопрос о законе, который бы ограничил деятельность крупнейших сетей в пользу небольших магазинчиков, которым-де тоже необходимо на что-то жить. Во Франции действует нечто подобное, вот и нам нужно. Можно, к примеру, запретить «крупняку» торговать 24 часа или ужесточить для него условия аренды помещений. А ларькам — смягчить.
Ну а поскольку нехорошие с точки зрения бизнеса идеи правительства традиционно имеют у нас хорошие шансы на реализацию, бизнес пытается им противодействовать — сообща. Эффективно ли это? Вполне. Взять хотя бы один из свежих дискуссионных листков финского Института экономики переходного периода* (есть такой!), где как раз обсуждался вопрос, имеется ли какой-нибудь толк от российских бизнес-ассоциаций. Доказано — да. Исследователи изучили несколько сотен наших компаний и пришли к однозначному выводу: ассоциации не просто лоббируют своекорыстные отраслевые интересы, они помогают удерживать органы власти от принятия вредных решений. И чем менее демократичен регион, в котором действует ассоциация, тем больше от нее толку — а при демократии можно и так нормально конкурировать, не объединяясь. Так что действующим порознь ларькам в ближайшей перспективе не позавидуешь.
Прочтут наши предприниматели размышления финских ученых или нет, ясно и без того: на предстоящих в декабре парламентских выборах бизнес постарается взять в Думе максимум мест. Речь не о том даже, чтобы пробивать себе льготы. Сохранить бы достигнутое. Эксперименты с прямой скупкой голосов депутатов, как известно, нередко заканчивались для предпринимателей плохо. Теперь будет сделана попытка другого свойства: просто превратить Думу в бизнес-ассоциацию.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?