Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Зачем тузы отечественного бизнеса устраивают церемонии награждения друг друга призами
Александр Малютин 34 (75) 10 сентября 2007
* Pyle W. Organized business, political regimes and property rights across the Russian Federarion. BOFIT Discussion Papers. 18/2007. Aug. 2007.
Происходившее 6 сентября на улице Вятской живо напоминало кадры из «Москва слезам не верит». Помните, как молодые лимитчицы там около входа в Дом кино, увидев очередную звезду экрана и не веря своему счастью, восклицали: «Ах! Юматов!» А рядом с ноги на ногу переминался мало кому известный Смоктуновский.
Бизнес-центр на Вятской в минувший четверг мог с полным правом претендовать на звание Дома ритейлера. Толпа у входа. «Смотрите — Хасис! Галицкий!» — я это слышал собственными ушами. А чуть поодаль скромно покуривали куда менее знаменитые, нежели боссы X5 Retail Group и «Магнита», магнаты розничных сетей из регионов.
Вашего покорного слугу занесла туда производственная необходимость. Жюри, состоящее из светил российской розницы, признало лучшим СМИ по ритейлу в номинации «Журналы». Редакцию нашу, конечно же, можно поздравить, но объективности ради стоит заметить: весь цвет отечественного ритейла собрался в одно время в одном месте все-таки не за этим. И даже не за тем, чтобы понаграждать друг друга памятными призами за победу в номинациях «Маркетинг» или «Компания года», хотя и такое там было. Еще несколько странных на первый взгляд обстоятельств: невероятные для прямых конкурентов публичные заверения во взаимном почтении; клятвы в социальной ответственности; призывы к государству «вникнуть в проблемы».
Не уверен, что раскрою сейчас истинную причину такой демонстрации солидарности, но стоит напомнить: время от времени ведомство Германа Грефа поднимает вопрос о законе, который бы ограничил деятельность крупнейших сетей в пользу небольших магазинчиков, которым-де тоже необходимо на что-то жить. Во Франции действует нечто подобное, вот и нам нужно. Можно, к примеру, запретить «крупняку» торговать 24 часа или ужесточить для него условия аренды помещений. А ларькам — смягчить.
Ну а поскольку нехорошие с точки зрения бизнеса идеи правительства традиционно имеют у нас хорошие шансы на реализацию, бизнес пытается им противодействовать — сообща. Эффективно ли это? Вполне. Взять хотя бы один из свежих дискуссионных листков финского Института экономики переходного периода* (есть такой!), где как раз обсуждался вопрос, имеется ли какой-нибудь толк от российских бизнес-ассоциаций. Доказано — да. Исследователи изучили несколько сотен наших компаний и пришли к однозначному выводу: ассоциации не просто лоббируют своекорыстные отраслевые интересы, они помогают удерживать органы власти от принятия вредных решений. И чем менее демократичен регион, в котором действует ассоциация, тем больше от нее толку — а при демократии можно и так нормально конкурировать, не объединяясь. Так что действующим порознь ларькам в ближайшей перспективе не позавидуешь.
Прочтут наши предприниматели размышления финских ученых или нет, ясно и без того: на предстоящих в декабре парламентских выборах бизнес постарается взять в Думе максимум мест. Речь не о том даже, чтобы пробивать себе льготы. Сохранить бы достигнутое. Эксперименты с прямой скупкой голосов депутатов, как известно, нередко заканчивались для предпринимателей плохо. Теперь будет сделана попытка другого свойства: просто превратить Думу в бизнес-ассоциацию.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?