Декоративное изображение
6 603

Поделиться

Зачем McDonald's пытается взрастить конкурента Starbucks? Ретрофутуристический эксперимент CosMc's

Прошел почти год с открытия первой drive-thru кофейни CosMc's – нового проекта от McDonald's. Сейчас молодая сеть насчитывает всего семь точек, а к концу года намерена увеличить их число до десяти. После этого McDonald's должен подвести результаты этого необычного для себя эксперимента и решить, есть ли место такому формату на сверхконкурентном американском рынке напитков. Давайте посмотрим, что представляет собой CosMc's, чем отличается от Starbucks и других подобных заведений, и обсудим, зачем McDonald's вообще решил запустить отдельную сеть для кофейных напитков.

Joseph Hendrickson/Shutterstock/Fotodom

Joseph Hendrickson/Shutterstock/Fotodom

Инопланетные амбиции

Первый CosMc's открыл свои окошки для приема заказов 7 декабря 2023 года в Чикаго на севере США. Тогда же McDonald's объявил о планах запустить еще девять точек новой сети в южном штате Техас (почему именно там – объясним чуть ниже, когда речь пойдет о целевой аудитории бренда). С самого начала McDonald's позиционирует CosMc's как эксперимент, что в некотором смысле развязывает компании руки – ведь любой эксперимент может провалиться, а опыт всегда бесценен.

Откуда вообще взялось название CosMc's? Так звали одного малоизвестного персонажа вселенной McDonald's, который появлялся в рекламе на американском телевидении во второй половине 80-х годов. Он представляет собой шестирукого инопланетянина с головой улитки, одетого в круглый скафандр и увлекающегося серфингом. Его смогут вспомнить только самые преданные фанаты McDonald's, и то с трудом. У McDonald's есть намного более популярные персонажи, как, например, бургерный вор Hamburglar или похититель молочных коктейлей Grimace. Если бы компания хотела вызывать у покупателей ностальгию, то взяла бы за основу бренда кого-нибудь из них. Но выбор пал на всеми забытого CosMc.

«Поскольку он [CosMc] настолько неизвестен, название вызвало у клиентов нейтральную реакцию. McDonald's как бы говорит: “Мы начинаем с чистого листа”», – прокомментировал Стивен Загор, адъюнкт-профессор Columbia Business School.

Главный исполнительный директор McDonald's Крис Кемпчински так объяснил концепцию CosMc's: «Представьте, что бы произошло, если бы персонаж McDonald's из 1980-х годов, который был частично инопланетянином, частично серфером, частично роботом, открыл ресторан в 2023 году».

Реклама с персонажем CosMc.

Самого инопланетянина в айдентике CosMc's нет. Кофейня выполнена в минималистичном стиле в сине-желтых цветах. Многие СМИ обращают внимание на ретрофутуристические элементы в дизайне кофеен и их меню. Действительно, в них есть что-то от традиционных американских закусочных 1960-х годов. Средняя площадь кофейни составляет 260 кв. м, внутри нет посадочных мест, сделать заказ можно через окошко или в приложении, а забрать – только на автомобиле, что соответствует формату drive-thru.

Центральное место в меню CosMc's занимают холодные кофейные напитки и фраппе со всевозможными топпингами. Покупатель может сам кастомизировать свои напитки за отдельную плату. В ассортименте есть горячие напитки, а также сэндвичи, сладкие и соленые закуски, мороженое и печенье.

Источник: McDonald's

Источник: McDonald's

Холодный кофе растопляет рынок

В меню CosMc's всего 13 холодных напитков. Напрашивается вопрос: зачем выделять для них отдельное заведение с отдельным брендом, а не просто добавить в основное меню McDonald's? Для чего такие траты?

Дело в том, что современные рестораны McDonald's очень напоминают высокотехнологичные фабрики: для каждого процесса там выделена отдельная зона, все сюжеты, связанные с готовкой, подачей и уборкой, прописаны до мельчайших деталей. Такая дотошность и определила успех McDonald's. По словам Криса Кемпчински, основные рестораны сети не могут вместить в себя зоны для приготовления и кастомизации холодных напитков – это нарушит хорошо выстроенную модель заведений.

В то же время создание отдельной сети для такого ограниченного сегмента напитков – это не пустая роскошь со стороны McDonald's. Кастомизированные кофейные напитки считаются самой быстрорастущей категорией последнего времени. Рынок холодного кофе в США оценивался по итогам 2023 года в 2,59 млрд долл. – к 2032 году ему прогнозируют рост до 16,22 млрд долл. (среднегодовой рост +22,6%).

Холодные безалкогольные напитки сегодня пользуются огромной популярностью у американских поколений Z и Альфа (родившихся с 1996/ 2000 года по н. в.). Хештег DrinkTok, под которым выкладывают видео с кастомизированными фраппе из Starbucks и Dunkin’ Donuts, набирает в TikTok 4 млрд просмотров. Если горячий кофе и дорогой Starbucks – это культура миллениалов, то Z и Альфа тут – абсолютные контркультурщики, отдающие предпочтение более дешевому холодному кофе в том же Dunkin’ Donuts. И McDonald's со своим CosMc's бросает вызов в первую очередь не Starbucks (да, там тоже представлены холодные напитки, но высокие цены отпугивают американскую молодежь), а Dunkin’ Donuts.

Поколением Z объясняется и выбор Техаса для пилотных кофеен CosMc's (сейчас там открыло шесть точек). В последние годы Техас стал основным местом для миграции молодежи из Калифорнии и других штатов из-за более низких налогов (еще туда переезжают крупные компании типа Tesla). А сам Техас – штат огромный, общественный транспорт там развит слабо, поэтому перемещаются по нему исключительно на личных автомобилях. Чем не зона для drive-thru кофеен?

Cloudy Design/Shutterstock/Fotodom

Cloudy Design/Shutterstock/Fotodom

Тренд на экономию

Кстати, раз уже речь зашла о Starbucks: дела у сети идут не лучшим образом. Согласно последним данным, мировые продажи Starbucks с ноября 2023 по июль 2024 года сократились на 3% в годовом выражении. В США падение составило 2%. Акции Starbucks с начала года (по 30 июля 2024 года) упали на 19%. Одна из основных причин – усталость потребителей от высоких цен, которыми славится сеть. Причем по той же причине Starbucks терпит убытки и в Китае, где уже не первый год пытается закрепиться. Там продажи за последний квартал вовсе упали на 14%. Американскую сеть активно вытесняют местные игроки с низкими ценниками на кофе.

Но и McDonald's в последнее время испытывает трудности. Продажи в американских ресторанах, открытых менее года назад, сократились в последнем квартале на 0,7%. Это первое подобное падение с 2020 года. С падением трафика столкнулись Burger King и Wendy's. Везде причина одна – слишком высокая инфляция и тренд на экономию. Американцы все чаще питаются дома или на автозаправках, где ценник ниже, чем в популярных сетях.

От глобальных планов, озвученных в прошлом году, McDonald's пока не отказывается: +10 тыс. новых ресторанов по всему миру к 2027 году (общее число заведений превысит 50 тыс. точек), расширение программы лояльности со 150 по 250 млн участников, подключение всех заведений к облачной системе Google Cloud для автоматизации большинства процессов. Найдется ли место в этих наполеоновских планах CosMc's – узнаем уже в 2025 году. Но сама концепция кофеен, учитывая тренд на дешевые безалкогольные прохладительные напитки, имеет все шансы на успех.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами