Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Забытый дефицит
В принципе ситуация на первый взгляд не кажется драматичной – каждый год в канун Нового года покупатели сметают с полок одежду, бытовую технику и продукты, а во время продолжительных новогодних каникул пополнить запасы не удается. К тому же в январе магазины распродают прошлогодний товар, а новые поступления появляются лишь в начале февраля. Однако причины нынешнего дефицита не только в этом.
Продавцы и компании (в первую очередь импортеры) до сих пор не приняли стратегию на нынешний год. «Сейчас поставок нет. Компании-импортеры до сих пор не решили, какой ассортимент техники в каком объеме закупать и какие цены на нее устанавливать. Все зависит от состояния спроса, а определить его пока невозможно», – говорит директор по связям с общественностью Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. По его мнению, ассортимент бытовой и электротехники, скорее всего, сократится – товарного ряда по каждому виду продукции будет меньше. Уже сейчас понятно, что спрос на небольшую портативную технику и мобильные телефоны серьезно снизился. Но, несмотря на рост стоимости валюты, импортеры до последнего будут сохранять прежние цены, однако если доллар и евро еще подрастут, то рост цен неизбежен.
В магазинах одежды ситуация несколько иная. Как сообщил «Эксперту Online» дистрибутер одежды среднего класса, заказы на коллекцию весна-лето 2009 были сделаны и частично проплачены больше полугода назад, и за отказ предусмотрены колоссальные штрафы. Некоторые дистрибутеры заказали коллекции и на будущую осень-зиму. Однако продать все заказанное будет крайне сложно. Во-первых, не хватает денег на аренду, и продавцы вынуждены закрывать свои магазины, во-вторых, спрос падает. «Для того чтобы товар продавался, цена в долларовом эквиваленте должна стать меньше примерно на 25−30%. Если этого не произойдет, то по старой розничной цене будет продаваться 5−10% товара», – считает генеральный директор сети спортивных магазинов «Профи-спорт» Александр Пугачев.
По мнению пожелавшего остаться неизвестным представителя крупного дистрибутера одежды, на снижение цен продавцы могут пойти, поскольку разница между закупочной и розничной ценой составляет от 100% до 500%. Однако Пугачев уверяет, что с учетом того, что четыре месяца в году распродажи, а восемь месяцев люди работают по полной наценке, средняя наценка составляет примерно 50% по итогам года. Если от этой маржи вычитать расход на аренду, на налоги, на зарплату, то в хорошей рознице до кризиса была рентабельность 2−3,5%, максимум 5−6%. И для того, чтобы снизить цены, стоимость товара должны снизить не только продавцы, но и производители оптовикам. Иначе продавцы не выдержат. При этом анонимный дистрибутер считает, что этого может и не произойти, и цены, наоборот, вырастут. В итоге к началу будущего года мы можем остаться вообще без одежды, либо с одеждой из нераспроданных предыдущих коллекций. В любом случае, предрекает Пугачев, останутся единицы торговых центров, которые будут заполнены арендаторами.
С продуктами питания пока тоже не все ясно. «Импортные товары, которых у нас немного, пока поступают к нам по прежним ценам. Что будет дальше, зависит от курса валют и спроса, но, скорее всего, европейские продукты подорожают, – говорит директор по связям с инвесторами X5 Retail Group Анна Карева. – Произойдет и рационализация ассортимента».
«Для импортеров сейчас ситуация очень тяжелая, – отмечает вице-президент „Мосмарта” Семен Слуцкий. – Девальвация рубля неминуемо приведет к удорожанию импорта, а в условиях кризиса – и к снижению спроса. Сейчас все пытаются понять, каким будет спрос, чтобы осуществлять новые закупки. Но я думаю, что все же те наши покупатели, которые привыкли пить виски, возможно, будут делать это и реже, но на водку не перейдут. С непродовольственными товарами ситуация хуже».
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online» Ольга Шевцова, автор «Эксперт Online»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.