Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ярослав Шиллер, «Икс5-Восточная Сибирь»: «Задача ритейлера – уметь приспособиться и воспользоваться возможностями»
Новые цепочки поставок, уход иностранных производителей и многократно возросшая роль российских и местных поставщиков – такими трендами рынка продуктового ритейла запомнился 2022 год. Задача бизнеса в новых условиях – уметь приспособиться и воспользоваться новыми возможностями. Об этом на стратегической сессии для ТС «Слата» в Иркутске рассказал генеральный директор «Икс5-Восточная Сибирь», исполнительный директор ТС «Слата» и «ХлебСоль» Ярослав Шиллер.
Ничего нового. Прошлый год вновь показал, что нет ничего вечного и неизменяемого. В зависимости от ситуации нужно принимать решения, о которых, возможно, никто не думал 3–5 лет назад. Хорошо выстроенная структура компании, правильная миссия позволяют работать в тяжелых условиях, где нужны быстрые решения и быстрый результат, а коронавирусный 2020 год уже нас подготовил к изменениям и отлично потренировал быстро перестраиваться. Границы Китая и сейчас то открываются, то закрываются, логистические разрывы были и остаются. Постоянно приходится адаптироваться к разным ситуациям.
Задача ритейлера – уметь плавать в этой солянке и пользоваться возможностями. И у нас это хорошо получается: по итогам года наши сети приросли по товарообороту.
Не предлагали пустых полок покупателю. В 2022 году мы на деле показали, что не готовы транслировать на полку большой рост или необоснованные цены. Компания старалась быть максимально гибкой и ротировала ассортимент, чтобы покупательская корзина была в пределах роста инфляции. Мы замораживали цены на социально значимые товары, увеличивали глубину промо и, самое главное, максимально обеспечивали наличие товаров при постоянных логистических разрывах. Поэтому мы точно не предлагали пустых полок покупателю.
Реакция на цены и смену брендов. Последние годы отчетливо показали, что постепенно расширяется группа людей, испытывающих недостаток средств. Это требует от игроков рынка быть осторожными с предложениями, так как происходит переориентация на более дешевый или низкомаржинальный товар, но при этом все хотят высокого качества. Практически 100% покупателей сейчас реагируют на цены и готовы сменить бренд и магазин на тот, что дешевле. Ключевая задача ритейлера – работать над доступностью товара для потребителей.
Бум дискаунтеров. На рынке сейчас наблюдается разнообразие дискаунтеров с похожим предложением – «самая низкая цена». Но когда рынок станет насыщенным, а это произойдет через пару лет, то начнет работать «колесо ритейла». В мире ничего не бывает навсегда. Когда-то придумав и открыв дискаунтер, нельзя его не менять. Лучшее и низкое ценовое предложение – это принцип дискаунтера. Когда все начнут инвестировать в этот формат, нужны будут отличия в качестве сервиса, дополнительных предложениях, ассортименте, расширении персонала, что, несомненно, повлечет за собой рост затрат и начнет отражаться на ценах. И постепенно дискаунтер начнет свою трансформацию в супермаркет.
Дальнейший потенциал нашего дискаунтера «ХлебСоль», который мы развиваем с 2014 года, видим в наращивании ассортимента товаров нон-фуда. В этом году перед «ХлебСолью» стоит амбициозная задача – увеличить долю нонфуда в 2 раза. Сейчас она составляет около 3,5%.
Местные производители – в фокусе. Одним из ярких трендов 2022 года стал фокус на местных производителей. «Слата» еще три года назад начала развивать проект «Время местных». Уверен, что в работе с местными поставщиками скрыт огромный потенциал, но регулировать этот рынок искусственно, «сверху» не стоит. Мы много времени тратим на то, чтобы как можно больше местных представителей малого бизнеса смогли попасть на полки супермаркетов «Слата» и дискаунтеров «ХлебСоль». Но поверьте мне, если местный производитель делает востребованный товар, готов расти и имеет желание работать с сетью, то у него не возникнет проблем с реализацией или с тем, чтобы попасть на полку супермаркета.
Осмысленный выбор покупателя. В 2023 году продолжится тренд в развитии низкоценового сегмента и предложения. Доля российских товаров будет, несомненно, увеличиваться, как и интерес к ним. Если кратко: покупатели ищут пути оптимизации трат, и актуальной стратегией сегодня является уменьшение покупательской корзины в части необязательных покупок. Потребление становится более осмысленным. Задача бизнеса в новых условиях – обеспечивать бесперебойные поставки, предлагать те товары и акции, которые нравятся покупателю и отвечают его потребностям.
Новая точка на карте. 2023 год мы начали с новой точки на карте российского ритейла, войдя в стратегический альянс с крупнейшей сетью – Х5 Group. Это место как новых возможностей, так и обязательств со стороны торговых сетей «Слата» и «Красный Яр». И уже в таком крупном нашем объединении мы приложим все силы, чтобы обеспечить продуктовую стабильность и комфортные цены.
Retail.ru
Читайте также:
Как росли сети в 2022 году: алкомаркеты и дискаунтеры задают темп
«Яндекс Маркет» и GfK: как россияне покупали онлайн в 2022 году?
Импорт из Европы: что изменили санкции и как будет в 2023-м?
Игорь Колынин, «Петрович»: «Люди перестали вкладывать деньги во что-то долгосрочное»
Олег Пономарев, Spar Калининград: «Самостоятельный путь для региональной розницы существует»
Как «1С:ERP» помогла повысить точность прогноза на 8% в продажах товаров с высокой сезонностью
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.