Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
WeChat Payment. Почему платежная система Китая начинает интересовать российских ритейлеров
Всего пару месяцев назад в России заработала платежная система WeChat Payment, однако большинство изданий, посвященных ритейлу, лишь вскользь рассказало об одной из самых популярных социальных сетей в Китае и мире. Если же обратиться к истории становления WeChat, полной крупных достижений и нововведений, то можно обнаружить, что система внесла свою лепту в развитие китайской розничной торговли. Сегодня мы расскажем об основных особенностях социальной сети WeChat, роли новых технологий WeChat Payment в развитии ритейла и перспективах китайской платежной системы в России.
Запущенная в 2011 г. лидером китайских интернет-технологий Tencent бесплатная социальная сеть WeChat всего за несколько лет собрала более 400 млн пользователей по всему миру. На сегодняшний день число пользователей WeChat выросло до 1 млрд человек. Заметим, что приложение пользуется огромной популярностью не только в континентальном Китае, но и в Японии, Корее, странах Юго-Восточной и Южной Азии.
Представьте мобильное приложение, сочетающее в себе функции и достоинства Facebook, WhatsApp и Twitter — именно таким широким диапазоном возможностей и славится WeChat. Общение с друзьями и близкими с помощью текстовых, аудио- или видео-сообщений, чтение новостной ленты, публикация своих новостей, статей, комментариев и, наконец, денежные переводы и платежная система — именно поэтому WeChat занимает важное место в жизни современного китайца, тем самым виртуализируя общество КНР.
WeChat Payment — это услуга цифрового кошелька, встроенная в аккаунт каждого пользователя WeChat, которая позволяет выполнять мобильные платежи в магазинах и отправлять деньги между контактами. Пользователи могут пополнять баланс, связывая свою учетную запись WeChat с их дебетовой картой или получая переводы от других контактов. Пользователи, которые привязывают к аккаунту свою кредитную карту, могут только производить платежи в магазинах, пополнять ей баланс невозможно.
Магия «красных конвертов»
В первые годы работы социальной сети к службе WeChat Pay обращалось не больше 30 млн человек. Но в 2014 г. число пользователей, активно использующих WeChat Pay, возросло до 100 млн чел. — этот стремительный рост обеспечила новая возможность WeChat.
В китайский новый год у пользователей мобильного приложения появилась возможность отправлять родственникам и друзьям «красные конверты» (红包) — традиционный китайский ритуал, пришедший еще с древности, когда одним из главных подарков на Праздник Весны (а сегодня и на свадьбу, и на другие торжества) служил красный конверт, в который были положены деньги.
В «красные конверты» WeChat пользователи кладут произвольную сумму, снятую с баланса WeChat Pay. Эти конверты могут быть персональными, то есть пользователь присылает другу конверт, он его открывает и получает всю сумму в свой кошелек, а могут быть аукционными, когда конверт отправляют в групповой чат с общей суммой, и все деньги получает тот пользователь, который первым откроет подарочный конверт (эта распространенная среди молодежи игра называется «ограбить красный конверт» 抢红包).
Красный конверт
Функция «красного конверта», кстати, отлично демонстрирует, как WeChat внедряется в личную жизнь китайцев путем обращения к любимым и уважаемым всеми традициям.
«Красные конверты», по мнению Ма Юня (马云), основателя Alipay — главного конкурента WeChat Pay, стали своего рода «моментом Пёрл-Харбора», когда рынок онлайн-платежей стал управляться новым игроком. Вскоре Alipay и другие мастодонты китайской интернет-индустрии (Baidu Wallet и Sina Weibo) начали также вводить функцию «красных конвертов». Стоит заметить, что все крупные представители этой отрасли не являются независимыми платежными системами, представляя собой проекты крупнейших интернет-компаний и торговых сетей.
В 2016 году WeChat начал взимать плату за обслуживание при снятии средств с кошелька. У каждого пользователя есть свободный лимит снятия на 1000 юаней (около 10 000 руб.). Дальнейшие изъятия требовали комиссию в размере 0,1-процентного взноса с минимумом 0,1 юаня за снятие средств. Другие платежные функции, включая «красные конверты» и переводы, по-прежнему остаются бесплатными. Несмотря на комиссию, рост пользователей приложения только увеличивался.
Апплеты WeChat — новое лицо китайской розничной торговли
В январе 2018 г. исполнительный вице-президент компании Tencent Чжан Сяо-лун ( 张小龙) заявил, что сегодня WeChat Pay нацелен на развитие системы апплетов ( API) — автономных мини-программ, которые способны создавать любые пользователи WeChat. Согласно отчету China WeChat Economic and Social Impact Study, официально выпущенному Китайским институтом информационных технологий (China Academy of Information and Communications Technology), к началу 2018 г. 95% платформ китайской электронной коммерции были подключены к системе API. То есть, практически каждый китайский магазин создает свои апплеты, через которые проходят платежи WeChat Pay. Также апплеты содержат в себе рекламу этих магазинов, учитывают предпочтения каждого пользователя-покупателя, основываясь на его поисковых запросах, истории покупок и пр.
К началу 2018 г. в WeChat было создано 580 тыс. апплетов, охватывающих более одного миллиона разработчиков и 2300 сторонних платформ. По мнению Чжан Сяо-луна, апплеты кардинально меняют правила китайской розничной торговли. От традиционной централизованной системы китайская торговля постепенно переходит к децентрализованной, но основная задача WeChat и всех китайских электронных платежей — достигнуть распределенной системы управления.
Немного поясним терминологию. Понятия централизованной, децентрализованной и распределенной системы в данном случае охватывают возможности покупки и оплаты товара в рамках WeChat Payment. Так, в централизованной системе магазины имеют подключения к системе оплаты WeChat Pay, но все операции проходят через основные сервера приложения, а оплата совершается или непосредственно в магазине или путем прямого перевода денег на аккаунт продавца. Децентрализованная система требует от магазинов создания своих программ-апплетов, посредством которых снижается нагрузка на основные сервера и ускоряется процесс покупки, оплата проводится в самом апплете, а каждый магазин обладает уже собственным ассортиментом в мини-программах WeChat, давая возможность пользователям покупать необходимые товары, не выходя из социальной сети. Однако, децентрализованная система все еще содержит в себе признаки централизованной – когда не все магазины имеют личные апплеты и покупки совершаются старым путем прямого перевода средств с онлайн-кошелька. Идеалом распределенной системы, исходя из представлений Чжан Сяо-луна, служит формирование рынка на основе апплетов с наиболее эффективной рекламой, моментальной оплатой и скорейшей доставкой, когда практически все покупки пользователь совершает онлайн, и когда любой продавец товаров или услуг может самостоятельно создать мини-программу в WeChat для торговли.
Схема развития системы электронных платежей
Дорогу разветвленной системе выкладывают ряд признаков нового информационного общества: 1) исчезает понятие «офлайн» — каждый китаец пользуется WeChat, а значит всегда подключен к сети; 2) теряется необходимость посещения магазинов в условиях развитой системы доставки, благодаря универсальным способам оплаты и новым возможностям рекламы; 3) апплеты уменьшают нагрузку на серверы WeChat, тем самым ускоряя процесс оплаты. Отсюда, как считает Чжан Сяо-лун, начинается эра умной розничной торговли, в которой «кирпичики» классической пирамиды ритейла — человек, товар и рынок — заменяются цифровыми данными и интернет-траффиком.
Масштабы WeChat Pay в Китае и мире
Сегодня, прибыв в любой город Китая, мы можем узреть подобную картину: где-нибудь в углу прилавка пылится привычный нашему глазу POS-терминал, а все китайцы от мала до велика при оплате какого-либо товара или какой-либо услуги направляют свои смартфоны на распечатки QR-кода, которые словно гербы украшают каждый магазин. WeChat Pay буквально проникли в каждое общественное место современного Китая. Не говоря о крупных супермаркетах и магазинах брендовой одежды, услугами.
WeChat Pay пользуются на рынках, в такси, в музеях и даже храмах (при покупке сувениров и пр.). Наличные используются редко, карты еще реже. Китайские таксисты, к слову, часто даже не принимают наличные, отдавая предпочтение только онлайн-переводам.
По данным отчетов WeChat Data Report, за 2017 г. рост пользователей WeChat Payment среди молодой аудитории увеличился на 97,3 % (до 18 лет), а среди пожилой (больше 60 лет) — на 46,7 %. Учитывая, что 2017 г. в отчете признают первым годом, когда у всех возрастных групп появились смартфоны, такой рост очень впечатляет.
Набирает популярность WeChat Pay и в странах Западной Европы и США. В прошлом году Western Union перенес глобальные денежные переводы на первый план, предоставив пользователям WeChat в Соединенных Штатах возможность распределять средства в 200 странах и территориях через службу обмена сообщениями. Также услуга платежей WeChat Pay доступна во всем мире для торговых точек, оборудованных системами Vexilor POS, тем самым конкурируя на западном рынке с Apple Pay и Android Pay.
В последние годы WeChat Pay активно борется за рынок международных брендов, пытаясь облегчить бизнес путем облегчения онлайн-обслуживания клиентов. Эту проблему отмечает Луис Вонг, менеджер известной международной сети брендовой одежды Makin Jan Ma: «Чтобы открыть магазин WeChat, вам нужно потратить время на онлайн-обслуживание клиентов. Вам нужно регулярно обновлять информацию, что занимает много времени».
Конечно, WeChat Pay пока уступает Apple Pay и другим западным платежным агрегатам в онлайн-платежах за границей, так как приложение направлено в основном только на китайских туристов, но если сравнить количество пользователей мобильных платежей в Китае и странах Европы и США, то очевидным лидером окажется именно КНР.
Тем не менее, WeChat Pay продолжает развиваться семимильными темпами, меняя облик розничной торговли не только Китая, но и всего мира.
Так, в июне этого года WeChat Pay заработал в России. Закончившийся Чемпионат мира по футболу и продолжающийся китайский туристический сезон уже принесли большую выручку российским магазинам. Первыми оплату по WeChat Pay стали принимать магазины «Русский янтарь» в Санкт-Петербурге, в начале июля к платежной системе подключились ЦУМ и ГУМ. Не стоит удивляться такому выборочному подключению: одно из самых доходных предприятий китайцев в России — скупка янтаря и продажа его в Китае. Это подтверждает еще тот факт, что большинство китайских туристических программ в Москве и Санкт-Петербурге включают в себя обязательное посещение янтарных магазинов. О популярности ЦУМа может сказать большое число китайских продавцов, которым наполнен торговый центр. Стоит ожидать, что вскоре WeChat Pay заработает и в популярных магазинах часов, сувениров — тоже частом месте «паломничества» туристов КНР.
Не стоит забывать, что в начале этого года в ряде торговых сетей в России заработала платежная система оппонента WeChat — Alipay. «Дикси», «Лента», «Бургер кинг» — в данном случае китайские платежные системы направлены уже не только на туриста, но и на китайских приглашенных рабочих и студентов. Вполне возможно, что отечественные супермаркеты и места общепита, столь популярные у проживающих в России китайцев, также подключатся к не менее известной WeChat Pay.
В начале июня мы уже сообщали о том, что в России заработал WeChat Pay. На тот момент оплачивать покупки при помощи нового сервиса могли только граждане КНР.
Кроме того, в прошлом году французская торговая корпорация Auchan подтвердила информацию об открытии сети магазинов самообслуживания Auchan Minute в крупных городах Китая. Для входа в магазин покупателям нужно только отсканировать QR-код через приложение WeChat.
Сергей Рыбачук, специально для Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.