Декоративное изображение
11 110

Поделиться

Walmart в Китае: как американский ритейлер расплачивается за то, что стал чересчур китайским

В прошлом году китайское подразделение Walmart отметило 25-летний юбилей... и закрыло свой первый магазин, расположенный в Шэньчжэне. Для розничного гиганта это событие стало символичным, но не уникальным – с 2018 года сеть стремительно сокращает свое присутствие в КНР. Что пошло не так, почему некогда проводник американского стиля потребления теряет позиции в быстро меняющемся Китае, какие уроки из этого могут вынести российские ритейлеры – обо всем этом читайте в нашей статье.

Фото: pcruciatti/shutterstock

Фото: pcruciatti/shutterstock

В чужой монастырь со своим уставом

Первый гипермаркет Walmart открылся в Китае в 1996 году: он расположился в Шэньчжэне – одном из самых богатых и развитых городов страны, соседствующем с Гонконгом. Свои первые шаги в Поднебесной Walmart делала, опираясь исключительно на опыт работы в США, – это в первую очередь касалось и расположения новых точек на окраинах городов (первая и главная ошибка – в отличие от американцев, китайцы тогда массово не владели автомобилями, из-за чего добираться до магазинов им было затруднительно).

Однако такой непривычный подход в каком-то смысле даже привлекал китайских потребителей, особенно учитывая, что Walmart стала одним из первых крупных западных ритейлеров, появившихся на китайском рынке. Можно смело сказать, что именно Walmart познакомила китайцев c концепцией гипермаркетов – до этого даже в таких мегаполисах, как Шэньчжэнь, потребительские товары продавались в небольших продуктовых магазинах и на рынках.

Уже в 2007 году Walmart открыла свой 100-й гипермаркет в Китае и локализовала цепочку поставок, полностью адаптируясь к местному рынку. Для американской компании этот период стал золотой эпохой в КНР.

В 2010-х годах с развитием мобильного интернета розничный рынок Китая начинает стремительно уходить в онлайн, происходит так называемый бум электронной коммерции. Громко заявляют о себе такие известные сегодня лидеры китайского e-commerce, как Alibaba и JD. Пытаясь не отставать от конкурентов, в 2011 году Walmart приобретает 17,7% молодой компании Yihaodian (1号店), специализирующейся на доставке продуктов из магазинов. В 2012 году американский ритейлер покупает контрольный пакет акций (51%) Yihaodian, а в 2015-м полностью выкупает компанию.

Walmart намеревалась организовать доставку товаров из гипермаркетов через мобильное приложение, однако уровень развития технологий не позволил этого сделать. Yihaodian попросту не мог координировать в реальном времени онлайн-каталог с запасами из гипермаркетов с их огромным ассортиментом. В связи с этим в 2016 году Walmart продала Yihaodian перспективному онлайн-ритейлеру JD за $1,5 млрд и в обмен на 5% акций самого JD, с которым американский гигант продолжил сотрудничество в сфере e-commerce.

Фото: Sorbis/shutterstock

Фото: Sorbis/shutterstock

Розничный декаданс

Благодаря Walmart с форматом гипермаркета знакомились не только китайские потребители, но и ритейлеры, для которых американская компания стала образцом для подражания. В середине 2010-х на китайском рынке активно развиваются такие сети гипермаркетов, как Sun Art, Vanguard, Yonghui, Wumart и др.

А в 2017 году Alibaba запускает крайне успешную сеть «ультрасвежих» супермаркетов Hema Fresh, которая во многих аспектах (ассортимент, e-grocery , логистика) сильно обгоняла американского гиганта.

Walmart, в свою очередь, была вынуждена сначала замедлить рост, а потом и вовсе сокращать свое присутствие в Китае. Если в 2013 году ритейлер управлял 385 точками в Поднебесной, то к 2018 году их число увеличилось лишь до 424 магазинов (39 открытий за 5 лет; для сравнения, за предыдущие 5 лет, с 2007 по 2013 год, компания расширила свое присутствие почти в четыре раза, со 100 до 385 точек). А в 2018 году Walmart прекратила рост в Китае: в 2019 году количество точек сократилось до 420, в 2020-м – до 412, в 2021-м – до 403, а в 2022 году – до 361. У большинства закрытых гипермаркетов заканчивался срок аренды, и Walmart решила не продлевать договоры с арендодателями. Китайские СМИ подсчитали, что с учетом открытий новых магазинов с 2016 по 2020 год ритейлер закрыл в стране 80 точек (причем закрытия происходили и в крупных городах – Пекине, Сиане, Чунцине).

Уже в 2011 году убытки Walmart в Китае составили $117 млн, а с 2014 года выручка компании в стране не достигала двухзначных показателей.

Однако тогда Walmart была второй после Sun Art сетью гипермаркетов в КНР (по количеству точек), а к 2019 году она упала в этом рейтинге на 4-е место.

Сильно ударил по всему рынку розничной торговли Китая, и в особенности по Walmart, локдаун, вызванный пандемией коронавируса. Так, в апреле 2022 года, в разгар последней вспышки, когда полностью была закрыта экономическая столица КНР – Шанхай, розничные продажи сократились год к году на 11,1%. В последние 2,5 года все крупные торговые сети активно инвестировали в сервисы доставки продуктов, и такие ритейлеры, как Alibaba, которые начали развивать это направление задолго до Covid-19, легче всего перенесли последствия ограничений. В июле 2019 года Walmart объявила о своих планах инвестировать около $1,2 млрд в модернизацию логистических центров и собственной службы доставки в течение следующего десятилетия, однако подготовиться к пандемии ритейлер не успел.

Негативно сказался на работе Walmart и конфликт между США и Китаем.

В декабре 2021 года, после подписания Джозефом Байденом Закона о борьбе с принудительным трудом в Синьцзяне, запрещающего импорт товаров из региона, Walmart убрала из ассортимента китайских гипермаркетов популярную в стране сладость – красный финик, чем вызвала недовольство у местных потребителей. На Walmart обрушилась волна критики, сопоставимая с бойкотами fashion -бренда H&M, отказавшегося летом того же года продавать одежду, произведенную из синьцзянского хлопка.

Но главная проблема Walmart заключалась даже не в пандемии и не в напряженности в американо-китайских отношений, а в неспособности ритейлера поспевать за быстро меняющимися потребностями китайского общества. Если к началу 2010-х годов Walmart довольно успешно интегрировалась в китайский рынок, предлагая широкий ассортимент по низким ценам, не уступая по дешевизне даже локальным сетям, то к концу 2010-х ритейлер потерял свою привлекательность для местных потребителей. Речь идет не только о буме e-commerce, который Walmart не успела использовать себе на пользу, но и о смене потребительской модели поведения разрастающегося среднего класса, требующего более дорогих и качественных продуктов, а вместе с тем и более технологичных магазинов.

Автор статьи несколько раз попадал в гипермаркеты Walmart в крупных китайских городах (Фучжоу, Чэнду, Цзинань): среди местных они славились низкими ценами и большим ассортиментом, однако внешний вид прилавков и полок напоминал супермаркеты «Ашан» из 2012 года – все навалено в кучу, нет пекарен и отделов кулинарии, выглядит все непрезентабельно.

От Walmart разительно отличается Hema Fresh, объединяющий высокотехнологический круглосуточный супермаркет, рынок свежих продуктов, ресторан и склад с онлайн-доставкой под одной вывеской. Пытаясь стать подлинно китайским гипермаркетом в конце 1990-х – середине 2000-х, Walmart не поспела за китайским потребителем, старающимся все больше походить на своих западных соседей. Причем Walmart иногда настолько подражала китайским магазинам, что копировала их ошибки, в результате чего, например, не раз получала штрафы за продажу испорченной продукции. В итоге некогда инновационный формат гипермаркета превратился для китайского общества в синоним дешевого и некачественного потребления.

Говоря о неудачах Walmart в Китае, нельзя забывать о работе компании в других странах. В 2020 году компания продала свое подразделение Asda в Великобритании и покинула большинство других зарубежных рынков, включая Бразилию, Японию и Германию. В 2021 году у Walmart в общей сложности насчитывался 5251 магазин за пределами США, расположенный преимущественно в Мексике и Центральной Америке (всего присутствует в 23 странах).

Фото: Robert Wayshutterstock

Фото: Robert Wayshutterstock

Спасительный клуб

Говорить о китайском филиале Walmart исключительно в негативном ключе было бы несправедливо. Параллельно с традиционными гипермаркетами ритейлер развивает в КНР клубные гипермаркеты Sam's Club – первый такой открылся одновременно с Walmart в 1996 году. В развитии этого формата компания сделала ставку на будущее, так как первые десять лет Sam's Club не пользовался особой популярностью у китайских потребителей. Все начало меняться только несколько лет назад, когда состоятельная китайская молодежь открыла для себя этот формат покупок (платное членство, зоны отдыха в гипермаркете, высокие ценники и т.д.).

Сегодня Walmart управляет 36 точками Sam's Club в 23 городах Китая. К 2028 году компания намерена увеличить их число втрое, до 100 гипермаркетов, а к концу текущего года планируется открытие еще 5–10 точек. Количество платных членов Sam’s Club в КНР уже превысило 4 млн человек. Выручка Sam's Club демонстрирует тенденцию к росту: в III квартале 2022 финансового года (закончился в сентябре 2021 года) продажи клубных гипермаркетов выросли на 13,9% относительно аналогичного периода 2020-го, а выручка увеличилась на 11,3%. Но даже на этом специфическом рынке Walmart не одинока: с ней активно конкурируют сеть клубных гипермаркетов Hema X от Alibaba, а также американская сеть Costco. По всей видимости, именно в сегменте клубных гипермаркетов, не подражающих китайским ритейлерам недавнего прошлого, Walmart продолжит борьбу на розничном рынке Китая.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами