Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Walmart: краткая история розничного гиганта в США
Писать историю Walmart – подобно штурму неприступной крепости. Наследие крупнейшего в мировой истории ритейлера настолько велико, что каждая сторона его деятельности, опыт работы в отдельных странах – от Китая до Мексики – в разные периоды заслуживает отдельных многостраничных исследований. Поэтому, не претендуя на всеобщий охват, мы попробуем составить аннотацию к истории становления и развития Walmart конкретно в США, обозначив основные этапы превращения небольшого дисконтного магазина в живую легенду.
Фото: MDV Edwards/shutterstock
Франшизная кабала
Основатель Walmart Сэм Уолтон (Sam Walton, 1918–1992) с юных лет на личном опыте познавал законы торговли и изнутри изучал особенности работы магазина. В 1941 году в возрасте 23 лет он устроился менеджером-стажером в универмаг J.C. Penney, но проработал там относительно недолго, всего 18 месяцев, после чего отправился на фронт. По возвращении с войны Уолтон некоторое время работал менеджером в сети дисконтных универсамов Ben Franklin и вскоре решил потратить свои накопления на открытие магазина этой сети по франшизе в городе Ньюпорт, штат Арканзас.
Во время работы менеджером Уолтон увидел потенциал дисконтных универсальных магазинов – довольно нового формата для того времени. Он был буквально заражен идеей скидок, в которых видел главный фактор роста любого ритейлера.
Всего за три года управления Ben Franklin Уолтон сумел увеличить продажи магазина с $80 000 до $225 000. Это так воодушевило владельца дома, где располагался универмаг, что он решил разорвать договор аренды с Уолтоном, чтобы передать магазин своему сыну. Эта несправедливость пошла на пользу Уолтону, так как подтолкнула его к переходу от одного магазина к целой сети.
Уолтон продолжал работать по франшизе Ben Franklin, но получил добро на свое название – Walton's 5–10. Первый магазин под этой вывеской открылся в Бентонвилле, штат Арканзас, – сейчас там расположен музей Walmart. За 9 лет, с 1951 по 1962 год, Уолтон создал целую сеть из 14 дисконтных универмагов, которые работали в небольших городках с населением до 5 тыс. человек. Walton's Five and Dime пользовалась успехом благодаря низким ценам и большим скидкам. Уолтон предложил владельцам Ben Franklin применить эту модель на всю сеть, что требовало снижения цен, а как следствие – сокращения первоначальной прибыли вдвое, но они отказались. Это стало последней каплей для Уолтона, зарекшегося работать по франшизе (хотя он продолжал управлять этими точками по франшизе до 1976 года), и так в 1962 году появился известный всем магазин Walmart.
Первый Walton's 5–10 в Бентонвилле
Покоритель Дикого Запада
Самый первый Walmart (изначальное название – Walmart Discount City) открылся в Роджерсе, штат Арканзас. Уолтон и его жена Хелен вложили в него 95% всех своих сбережений. Прежде чем запускать магазин, Уолтон объездил всю Америку, собирая самые разные идеи для своего будущего детища.
Главный вывод, который он сделал из своего турне по стране, – американцам не хватает пригородных и сельских универмагов. В 1970-е годы крупные города захватывали универсальные магазины, это не было ни для кого открытием, но вот на окраинах этих городов и за их пределами таких сетей почти не было.
Именно эту нишу и решил занять Уолтон. На это решение повлиял также и штат, где начинал Уолтон: Арканзас воспринимается современными американцами как один из немногих оригинальных осколков Дикого Запада, где города традиционно невелики, а сельская местность занимает большую площадь штата.
В первом Walmart, как и в других универмагах, продавались продукты, одежда, товары для дома и т. д. В 1964 году в соседнем городе Харрисон открылся второй магазин, а через три года, к 1967-му, сеть и вовсе разрослась до 24 точек с общим объемом продаж в $12,6 млн. Через год Walmart впервые вышел за пределы Арканзаса и открыл первые филиалы в штатах Миссури, Оклахома и Канзас – тоже жемчужинах Дикого Запада. К 1970 году Уолтон управлял 38 магазинами, в которых работало 1500 сотрудников, а объем продаж его компании составил $44,2 млн. Под вывеской Walmart теперь работал и один памятный, возможно, самый главный магазин для Уолтона – его первый универмаг в Ньюпорте, несправедливо отнятый арендодателем. Именно там он познал силу скидок и низких цен, которой выложил себе дорогу к успеху.
«Мы хотели расширяться и поняли, что не получаем достаточно прибыли ни для расширения, ни для погашения наших долгов… Тогда мы согласились серьезно изучить возможности выхода на биржу. Для нас это был огромный шаг», – комментирует Уолтон решение выйти на Нью-Йоркскую биржу и стать публичной компанией в 1970 году. В следующие годы темпы роста сети только увеличились: в 1975-м компания уже управляла 125 точками, в том числе в новых для себя штатах – Техасе и Луизиане, тем самым охватив значительную часть юга США. Объем продаж компании на тот момент достиг $340 млн.
Тогда же Walmart усилил свою экспансию поглощением мелких сетей – в 1974 году компания приобрела 16 магазинов Mohr Value Stores в Мичигане и Иллинойсе, а четыре года спустя купила сеть Hutcheson Shoe Company в Арканзасе. В 1979 году доходы Walmart превысили $1 млрд, а количество точек достигло 276.
Джордж Буш-старший награждает Сэма Уолтона Президентской медалью Свободы в 1992 году
Экспансия
В последующие годы магазины Walmart появляются во всех штатах и все больше походят на современные супермаркеты сети: площадь варьируется от 9 до 23 тыс. кв. м, среднее число SKU – 142 тыс.
Одновременно с унификацией магазинов и запуском клубных гипермаркетов Sam's Club в 1984 году Уолтон решает запустить покупки из Китая (от 6 до 40% от общей доли товаров в зависимости от сегмента).
В 1985 году Walmart открыла более 880 магазинов и заработала $8,4 млрд, а число сотрудников выросло до 104 тыс. человек. Через два года Walmart отпраздновала свой 25-летний юбилей – к тому моменту компания начала внедрять компьютерные технологии для поддержания складских запасов, отслеживания продаж и мгновенной связи со всеми магазинами. В 1988 году Сэм Уолтон ушел с поста главного исполнительного директора Walmart, оставаясь председателем совета директоров, а его место занял Дэвид Гласс (David Glass).
На 1990-е годы пришелся беспрецедентный рост Walmart как в США (рост продаж до $32 млрд в 1990 году – в четыре раза больше показателей пятилетней давности, а также выход на рынок еще неосвоенной Калифорнии – золотой жилы для ритейла), так и за их пределами (открытие первых магазинов в Мексике в 1991 году, в Канаде в 1994-м, в Аргентине и Бразилии в 1995-м, покупка сети Asda в Великобритании в 1999 году).
Сэм Уолтон скончался в 1992 году вскоре после того, как у него обнаружили рак. Должность председателя совета директоров Walmart занял его старший сын Робсон (Robson Walton), пробывший на этом посту до 2015 года.
В 2000-ые дисконтные универмаги Walmart все чаще заменяют современные супермаркеты с большими парковками, а посещение Walmart становится уже привычкой для среднестатистической американской семьи. При этом сеть продолжает придерживаться политики низких цен благодаря увеличившимся поставкам из Китая и поглощению мелких конкурентов.
Walmart довольно быстро реагирует на бум e-commerce и запускает в 2007 году свой онлайн-магазин, чтобы конкурировать с Amazon. Начавшийся после кризиса 2008 года ритейл-апокалипсис Walmart, как и другие супермаркеты и продуктовые ритейлеры, пережил довольно успешно, не сильно замедлив темпы роста. И даже пандемия коронавируса не помешала ритейлеру нарастить продажи. На сегодняшний день Walmart управляет 11 523 магазинами по всему миру, из которых 4631 точка работает в США.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Читайте также:
Бизнес-модель для Дубая: что надо знать, чтобы не прогадать с выходом?
Какие блюда делают кассу и что учесть в развитии заведений русской кухни?
Дискаунтеры Lidl: в тени Aldi или собственный путь?
Селлеры подняли бунт против политики возвратов Pinduoduo
Исследование «Яндекса»: fashion-покупатель начинает с поиска в интернете и любит бренды
Ландшафт ИТ-возможностей: как ритейлеру выбрать систему автоматизации
Павел Ковшаров, Zamania: «Проекты в Дубае требуют в два раза больше инвестиций, чем в Москве»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?