Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Wal-Mart повязался "Лентой"
Американский ритейлер Wal-Mart вновь включился в переговоры о покупке 100% акций сети «Лента», передает «Рейтер» со ссылкой на осведомленные источники в финансовых кругах. Консультантом Wal-Mart в них якобы выступает банк Credit Suisse. К чему они приведут, станет ясно только спустя несколько месяцев.
Wal-Mart присутствует в 14 странах, включая США (Аргентина, Бразилия, Гондурас, Мексика, Канада, Китай, Коста-Рико, Сальвадор, Гватемала, Никарагуа, Пуэрто-Рико, Япония и Великобритания). Несмотря на финансовый кризис, компания имеет рост прибыли. За третий квартал прибыль составила $3,033 млрд по сравнению с $2,846 млрд за аналогичный период прошлого года. Выручка Wal-Mart выросла на 7,5% – до $97,6 млрд против $90,8 млрд годом ранее.
Примечательно, что всего неделю назад Wal-Mart дал понять, что передумал покупать ритейл в России, и намерен был строить здесь собственную сеть. Об этом газете Themoscowtimes сообщил источник в компании. Это произошло после того, как очередная попытка подступиться к ритейлеру окончилась неудачей: Wal-Mart обсуждал возможность приобретения 25% доли «Ленты» с фондом TPG Capital. Последний совместно с «ВТБ Капитал» владеет пакетом «Ленты» в 35,4%. В 2009 году им в отличие от Wal-Mart удалось заполучить долю основателя этого ритейла Олега Жеребцова за 110 млн долларов (еще 36% акций принадлежат американцу Августу Мейеру, 11% — Европейскому банку реконструкции и развития, остальные 17,6% у миноритариев) . Сторонам удалось достигнуть предварительных договоренностей о продаже, но сделка не состоялась.
Вероятно, это произошло потому, что Wal-Mart намеревался получить контрольный пакет акций «Ленты», а тот же «ВТБ Капитал» не планировал продавать свою долю.
По оценкам директора инвесткомпании Prosperity Capital Алексея Кривошапко, стоимость «Ленты» без учета долга колеблется в пределах $1,7—2,0 миллиарда, с учетом долга — $1,2—1,4 млрд. Аналитик ИК «Грандис Капитал» Ирина Прокопьева называет чуть больший диапазон: $1,2—1,6 млрд.
Розничная сеть «Лента» присутствует исключительно в России, где входит в десятку крупнейших ритейлеров по объему продаж. Ее выручка в 2009 году составила 55,6 млрд рублей ($1,8 миллиарда). Сеть объединяет 36 гипермаркетов, 14 из них находятся в Санкт-Петербурге.
С учетом того, что Wal-Mart уже не раз пытался войти в Россию, возникает резонный вопрос, насколько серьезны его намерения сейчас. «Складывается впечатление, что Wal-Mart сам не знает, чего хочет, — говорит Прокопьева. — В настоящее время гигант ведет неофициальные переговоры со многими сетями, хотя «Лента» по формату торговли и ассортименту наиболее удачно вписывается в концепцию Wal-Мart». Пик интереса Wal-Mart пришелся на кризис, напоминает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова:
«Wal-Mart думал, что они смогут дешево купить «Ленту» в момент падения стоимости этой сети, но она не продалась». Сейчас рынок отскочил, цены возросли почти до докризисных, и сейчас у Wal-Mart последняя возможность войти в Россию через «Ленту», полагает эксперт: «Они поняли, что дешевле уже точно им сеть не продадут, наоборот, дальше всё будет только дорожать». Годом ранее попытку внедриться в Россию предпринял другой крупнейший мировой ритейлер (второй в мире после Wal-Mart) — Carrefour. В июне 2009 года в Москве открылся его первый гипермаркет, а в сентябре — в Краснодаре. Но в октябре компания сдалась и объявила, что уходит из России. Это произошло после того, как глава Carrefour Ларс Олофсон заявил, что не видит признаков улучшения мировой экономики. У Carrefour была проблема бюрократического плана, считает Мухамеджанова. Они пытались войти сюда как самостоятельная сеть: сами строили магазины. А у нас это сложно, своя специфика. Wal-Mart же хочет купить сеть со всеми экспертами и опытом работы на рынке. Поэтому уже на старте у него будет 50 миллиардов рублей в год от продаж. Но, чтобы обогнать «Магнит» или «Дикси», нужно конкурировать в цене и очень быстро развиваться, добавляют эксперты, а это сложно без покупки других сетей.
«С учетом феноменальных финансовых результатов Wal-Mart на родном рынке за последний год вероятность открытия ею операций в России высока, причем долгосрочной целью Wal-Mart будет полное владение «Лентой», – полагает управляющий директор B2B Conference Group Алексей Филатов. В большинстве категорий нон-фуд американский гигант составит жесточайшую конкуренцию, добавляет эксперт: «На фоне развивающегося тренда снижения маржинальности в целом в этом секторе в России, открытие магазинов WMT станет катализатором процесса».
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.