Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Взятки гадки
В конце марта первый руководитель IKEA Russia Леннарт Дальгрен представил в Москве книгу о том, как он развивал бизнес компании в России. Красной нитью через нее проходит тема борьбы с коррупцией. Автор пишет, что на российском рынке IKEA всегда играла по своим правилам, потому что ее политика — никогда не давать взятки. "Это невыгодно,— объясняет предприниматель.— Заплатив однажды, потом ты постоянно будешь платить снова". Однако в феврале 2010 года был со скандалом уволен преемник Дальгрена — генеральный директор IKEA по России и СНГ Пер Кауфман. Топ-менеджер якобы закрыл глаза на коррупционную деятельность подрядчика компании, что в IKEA уже является преступлением. Выходит, то, что невыгодно Дальгрену, оказалось выгодно Кауфману? Не совсем так. Когда руководитель попадает в ситуацию коррупционного давления, в нем сталкиваются два типа внутренних обязательств. С одной стороны, он должен решить бизнес-задачу. С другой — соблюсти этику и принципы организации. В IKEA посчитали, что нельзя, преследуя интересы компании, нарушать корпоративные правила, и уволили Кауфмана. "Мне было так грустно, что я сел в свое старое кресло и заплакал как ребенок",— прокомментировал прессе свое отношение к ситуации основатель IKEA Ингвар Кампрад. Но сам факт того, что история произошла, говорит: жесткие правила шведской компании работают не всегда. Есть ситуации, когда менеджер должен принимать решение, опираясь лишь на собственные представления о том, что можно делать, а чего нельзя. Леннарт Дальгрен рассказал СФ о ситуации, в результате которой он вполне мог оказаться в положении Кауфмана.
Нехорошая парковка В 2003 году в химкинский торговый центр IKEA, где располагалась штаб-квартира компании, пришли несколько сотрудников милиции. Они заявили гендиректору, что из-за его магазина ухудшается криминальная обстановка. "На вашей парковке крадут вещи из салонов и угоняют машины,— пояснили милиционеры.— Нужно что-то делать". И предложили патрулировать территорию центра своими силами: "Мы будем вас охранять, а вы нам платить за это". Глава IKEA отверг такое предложение — ему не хотелось, чтобы покупатели видели рядом с торговым центром людей в форме. Однако кражи и угоны могли стать угрозой для репутации магазина, и Дальгрен начал думать, как решить проблему.
В самом факте оплаты услуг милиционеров менеджер не видел ничего зазорного. "Мы всегда готовы платить государству за дополнительные услуги,— говорит топ-менеджер.— Лишь бы деньги шли в бюджет, а не в частный карман". Не устраивали и конкретные идеи милиционеров — они советовали поставить на въезде шлагбаум и ввести пропускную систему доступа на парковку, чтобы воры не могли быстро скрыться. "Однако и беспрепятственно попасть на парковку будет нельзя",— парировал бизнесмен. Для IKEA, брэнд которой подразумевает доступность и удобство для покупателя, ограничение въезда было решением неприемлемым. Кроме того, менеджер подозревал, что в предложениях милиционеров есть коррупционная составляющая — слишком уж навязчиво они предлагали свои услуги. "Мы установили на парковке видеокамеры, чтобы отслеживать действия нарушителей закона, но милиционеры продолжали настаивать на своих условиях",— рассказывает экс-руководитель IKEA. Милиционеры продолжали являться к гендиректору с новыми данными о криминальной обстановке, которые свидетельствовали: ситуация с кражами и угонами в районе торгового комплекса ухудшается. Получалось, что виноват в этом был Дальгрен, игнорировавший услуги милиции. В конце концов менеджер внутренне почти смирился с тем, что ему придется нанять милиционеров. С одной стороны, это принесло бы пользу компании — они брались устранить проблему, которая, как ему тогда казалось, сильно досаждала покупателям. С другой — он мог бы сосредоточиться на более важных, нежели переговоры с милицией, проблемах. "Внутренне я сопротивлялся такому решению, но мне не нравилось, что покупатели страдали",— говорит он. Впрочем, от этого выбора его удержали сами милиционеры. Однажды они без предупреждения явились в офис с автоматами и в ультимативной форме потребовали заключить соглашение. Демонстрация силы имела обратное воздействие: Дальгрен понял, что его шантажируют. Жертва атакует В жизни экс-глава IKEA следует правилу: "Никогда не позволяй разговаривать с собой на языке силы". Как-то он переходил с семьей дорогу и увидел, что огромный "мерседес" мчится на желтый свет. "Водитель словно хотел сказать: "Не смей делать шаг вперед, иначе убью"",— вспоминает Дальгрен. К ужасу жены и дочерей, он ступил на дорогу. Машина резко затормозила. "Несмотря на опасность, я ничего не мог с собой поделать",— вспоминает швед. Не испугался он и милицейских автоматов. И сам перешел в атаку — в интервью местной газете адресовал милиции вопрос: "Чего вы от нас хотите?" История закончилась хеппи-эндом. "Они больше не приходили",— говорит Дальгрен. Впрочем, все могло быть иначе. Служба безопасности IKEA, проведя свое расследование (оно было начато еще в "мирный" период переговоров), выяснила: количество краж не увеличивалось. Необходимость экстренных мер по охране была надуманной, а коммерческое сотрудничество с милицией, на которое был готов пойти гендиректор,— бесполезным. Интересно, пришлось бы Ингвару Кампраду плакать, увольняя Дальгрена, если бы милиционеры пришли без автоматов? Журнал «Секрет Фирмы» № 4 (296)Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?