Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 275
Поделиться
Взяли в оборот
В первом чтении принят закон «О торговле», который вызвал громкий резонанс в обществе. Эксперты просят депутатов, отстаивая права производителей продуктов, не забыть о потребителях.
Странные цены
Разговоры о том, что торговля в России развивается стихийно и не поддаётся никакой логике, ведутся достаточно давно. Подтверждение тому – абсолютно нереальные цены, впечатляющие даже обеспеченных иностранцев: обычная буханка хлеба за 200–300 руб. в эксклюзивных магазинах, детские сапоги за 6–10 тыс. руб., простые рыбные изделия, превышающие по стоимости мясную продукцию, и многие другие несуразицы.
Да и в обычных торговых точках «шаговой доступности» ценообразование сегодня происходит по воле хозяина. Благодаря такой неразберихе страдают как потребители, вынужденные ехать на другой конец города за дешёвой продукцией на оптовый склад или рынок, так и государство, теряющее на налогах (многие россияне предпочитают покупать продукты питания непосредственно с машин на ярмарках, где продавцы работают без кассовых аппаратов).
«Сегодня на прилавках сетевых магазинов лежит картофель из Саудовской Аравии, лук из Нидерландов, морковь из Израиля, – рассказывает «Гудку» президент Группы компаний «Русские фермы» Андрей Даниленко. – А происходит это не потому, что в стране нет своих сельхозпроизводителей, а потому, что им крайне сложно попасть на полки крупных магазинов: сначала надо заплатить за то, чтобы сетевики вообще захотели с ними работать, снизить цену на продукцию на 10–15%, отдать деньги за хорошее место на полке, а потом ещё месяцами ждать расплаты».
Для того чтобы хоть как-то исправить ситуацию, ещё в 2006 году Федеральная антимонопольная служба с Министерством экономического развития и торговли принялись за разработку закона о торговле, в 2008 году эстафету принял Минпромторг. И наконец, по прошествии трёх лет законопроект добрался до Госдумы.
Новые правила игры
По задумке авторов документа, закон должен способствовать развитию конкуренции и созданию равных условий для гипер-, средних и малых торговых предприятий, а также чётко прописать права и обязанности продавцов.
«Акулы торговли льют по этому поводу крокодиловы слёзы и говорят о конце света для сетевиков, но именно благодаря этим нормам на нашем рынке появятся мелкие магазинчики, и именно сюда отечественные производители привезут свой качественный непросроченный товар, а мы, покупатели, его без накруток приобретём», – уверена депутат Госдумы Наталья Ермакова.
Конечно же, законопроект ещё будет корректироваться ко второму и третьему чтениям, но основные принципы нововведений понятны уже сегодня.
Во-первых, предложенный документ определяет конкретные сроки оплаты за поставленную продукцию: к примеру, для продуктов со сроком годности до 10 дней устанавливается период оплаты в 10 дней с момента приёма товара (сегодня производители ждут месяцами).
«Мы очень довольны этим положением, – говорит Андрей Даниленко. – Производители давно просили государство установить жёсткие сроки расплаты магазинов с поставщиками, ведь вовремя полученные деньги фермеры могут направить на развитие производства, что особенно важно в период сбора урожая или закупки корма для скота».
Во-вторых, законопроект отменяет абсолютно все выплаты бонусов торговым сетям, оставив им лишь премию за объём реализованного товара.
И наконец, документ ограничивает присутствие торговых сетей: если их оборот превышает 1 млрд руб. в год, то владельцы магазинов не имеют права покупать новые торговые площади в регионе, где их доля на рынке составляет более 25%. Данное ограничение предполагается ввести и на муниципальном уровне.
Именно этот пункт вызвал особо бурное обсуждение и недовольство со стороны сетевиков. «В целом предложенный правительством законопроект оптимален для всех участников рынка, и он не послужит толчком к повышению цен, – прокомментировал ситуацию «Гудку» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. – Однако мы считаем, что для более объективной оценки присутствия торговой сети на территории 25-процентное ограничение нужно оставить лишь на уровне субъекта Федерации».
Правда, не все торговцы столь лояльно оценили правительственный документ. В частности, гендиректор X5 Retail Group (торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») Лев Хасис заявил, что «законопроект отбрасывает индустрию назад, но тем не менее он совместим с жизнью». Директор Торгового дома «СемьЯ» Олег Пономарёв назвал закон «глубоко несовершенным», а президент «М-видео» Александр Тынкован высказал мнение, что он и вовсе «не нужен как таковой».
О госнаценках
Законопроект мог бы получиться и более жёстким – например, в нём не нашла отражения инициатива о введении государственного регулирования торговых наценок. Хотя некоторые депутаты не отказываются от данной идеи и даже собираются создать специальную рабочую группу для её продвижения.
– Сегодня происходит полный беспредел в ценообразовании, потому что всем командуют торговые сети, самые крупные из которых принадлежат иностранцам, – считает заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин. – Только за последние семь месяцев цены на хлебобулочные изделия поднялись в среднем на 24%, на крупы – на 28%, на сахар и подсолнечное масло – вообще зашкаливают. Но в том же самом батоне белого хлеба лишь 8% – труд крестьянина, а остальное получают переработчики и торговля.
Депутат уверен, что госрегулирование сегодня необходимо для того, чтобы в товарах социальной необходимости установить равную долю между производителем и остальными участниками процесса «товар – магазин», что дало бы возможность и экономику подкрепить, и сельское хозяйство подтянуть.
Предстоит второе чтение законопроекта, и все заинтересованные стороны – торговые сети, производители и потребители – попытаются как можно лучше защитить свои интересы. Судя по всему, борьба предстоит нешуточная, и кто в ней выиграет – пока не ясно. «Главное, чтобы во время дебатов депутаты не забыли о простом человеке, которому, по большому счёту, без разницы название магазина, в котором он ежедневно покупает хлеб и молоко, – считает директор «Всероссийского центра уровня жизни» Вячеслав Бобков. – Особенно важно это сегодня, когда над многими россиянами нависла новая угроза увольнения или сокращения зарплаты».
Справка: Оборот розничной торговли в России по итогам 2008 года составил около 14 трлн руб., темпы роста – 24,6%. Самые высокие темпы роста розничной торговли показали Уральский, Южный и Приволжский федеральные округа. Доля сетей на рынке розничной торговли продуктами питания составляет 28%. По данным «Ренессанс Капитал», помимо пяти крупнейших игроков российского рынка продуктового ритейла (Х5, «Магнит», «Лента», «Дикси», «Седьмой Континент»), к лидирующим теперь можно отнести «Ашан», Metro Group, ГК «Виктория». По итогам 2008 года оборот продуктового ритейла составил 5,7 трлн руб., а темпы роста – 16%. За последние пять лет это самые низкие темпы роста рынка. Постепенно растёт доля отечественной продукции в структуре розничных продаж, в 2008 году 65% товаров были отечественного производства. |
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?