Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Выживание в сетях
Аналитики рынка ритейла предрекают его скорую трансформацию. Еще недавно торговые сети развивались по нарастающей – увеличивалось их количество, торговые площади и ассортимент товаров. Кризис внес свои коррективы, и для многих – малоутешительные.
Главный фактор, повлиявший на изменение рынка, – резко сократившиеся доходы населения (Росстат констатирует падение на 11,6% за последние 12 месяцев), а вместе с ними и потребительский спрос. К тому же девальвация рубля привела к тому, что импортные товары, которые, к примеру, в продовольственном секторе занимают более 30%, значительно подорожали. И если продукты питания зарубежного производства еще можно заменить на отечественные аналоги, то в непродовольственной сфере это сделать практически невозможно.
Так, по данным компании «Связной», в первом квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем рынка сотовых телефонов сократился на 29%. Сеть музыкальных товаров «Пурпурный легион» снизила продажу музыкальных CD от 10 до 60% в зависимости от категории. Отечественные одежные ритейлеры в январе–марте 2009 года зафиксировали падение покупательской способности на 20–30% по сравнению с прошлым годом.
Падение спроса спровоцировало изменение девелоперского рынка. В настоящий момент ждут новых арендаторов около 300 тыс. кв. м столичных площадей.
До кризиса маржа, которую получали крупные ритейлеры, не только покрывала их текущие расходы, но и давала существенную прибыль на развитие и перекредитование. Сейчас многие сети вынуждены сокращать маржу, а то и работать в ноль, что повышает инвестиционные риски. Поэтому, как считают некоторые эксперты, число ритейлеров-банкротов будет только расти. Многие компании объявляются банкротами. При этом конкурсным управляющим приходится искать покупателей на активы этих компаний, чтобы вернуть кредиторам их порой миллиардные вложения.
А вот совладельцу сети «Эльдорадо», торгующей бытовой техникой и электроникой, Игорю Яковлеву вовремя удалось избавиться от обременительного актива. Контрольный пакет ритейлера уйдет чешской компании PPF Group за долг в 300 млн. долл. Всего PPF предоставила «Эльдорадо» 500 млн. долл., так что Яковлев по-прежнему остается должен кредитору. Уже сегодня новые владельцы могут столкнуться с реалиями российского бизнеса «Эльдорадо» – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по признакам нарушения компанией и одной из ее дочерних структур Закона «О защите конкуренции». На недобросовестного, по мнению истца, конкурента пожаловался ритейлер «М.Видео».
Однако ФАС, видимо, еще предстоит разобраться в другой нелицеприятной истории, в которой поучаствовало «Эльдорадо». Недавно достоянием гласности (см. «Коммерсант» от 15.04.09) стал факт, что «Эльдорадо» до своей продажи чешской фирме владело другим крупным ритейлером – компанией «Санрайз», издавна специализирующейся на продаже компьютеров и комплектующих, а с некоторых пор – бытовой техники и электроники. У компании была достаточно разветвленная сеть гипер- и супермаркетов, терминалов, а также интернет-магазинов. Практически все торговые процессы были автоматизированы, что выгодно отличало ритейлера от конкурентов. Но с приходом в компанию менеджеров «Эльдорадо» все кардинально поменялось.
У компании, которая работает на рынке уже 17 лет, с середины 2008 года, как пишет «Коммерсант», внезапно начались проблемы с поставщиками, появились огромные кредиты, требующие срочного погашения. По времени это совпало с покупкой Яковлевым, к чьему «Эльдорадо» к тому моменту возникли, как писал журнал «Финанс», 13-миллиардные налоговые претензии, структур «Санрайза». Одна из них – ООО «Санрайз Риэл Эстейт», которая управляет недвижимостью «Санрайза», перешла, по данным СМИ, под контроль кипрской фирмы «Барсетто», принадлежащей Яковлеву. Компания PPF в период приобретения «Эльдорадо», по данным «Коммерсанта», обговаривала покупку и подконтрольных Яковлеву активов «Санрайза». Переговоры якобы длились несколько месяцев, но в итоге PPF отказалась от сделки, сославшись на то, что не готова реструктурировать кредитный портфель «Санрайза». Удивляет то, что по сравнению со скандально известным «Эльдорадо» «Санрайз» имел очень хорошую репутацию и был весьма популярен у потребителей. Его оборот в позапрошлом году составил 650 млн. долл.
На сегодня действующими остаются один гипермаркет и несколько столичных терминалов «Санрайза». Ритейлер, который потерял в Москве большую часть из 100 торговых точек и, по данным «Труда», около 90% персонала, обложен исками от поставщиков и кредиторов на сумму около 600 млн. руб. Судя по тому, как стремительно развивались события, которые привели «Санрайз» к фактическому банкротству, складывается впечатление, что либо активами компании воспользовались, чтобы решить свои финансовые проблемы, либо она стала жертвой недружественного поглощения с целью устранения успешного конкурента. В любом случае если проблемы «Эльдорадо» действительно спровоцировал финансовый кризис, то закат «Санрайза» – лишь их следствие.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?