Декоративное изображение
523

Поделиться

Вырастет в 10 раз: итоги и прогнозы рынка готовой еды

К концу 2024 года объем рынка готовой еды составит 1 трлн руб., и эксперты прогнозируют дальнейший стремительный рост: к 2026 году этот показатель может достичь 1,5 трлн руб., а к 2030 году — дорасти до 10 трлн руб. Об этом рассказали представители компаний INFOLine, «Магнит», «Спар Калининград» и «Яндекс Лавка» на конференции «В чем соль».

Фото: «Яндекс Лавка»

Экономика меняет меню

Михал Бурмистров, INFOLine. Фото: «Яндекс Лавка»

Ключевым фактором роста рынка готовой еды стало изменение структуры российской экономики, которое в свою очередь изменяет потребительские привычки.

«Российская экономика из экономики с дешевым трудом стала экономикой с критическим дефицитом кадров. Это приводит к росту зарплат и, как следствие, к изменению потребительского поведения – россияне начинают потреблять более дорогие калории, меньше хлеба и картошки, больше готовой еды, мяса, рыбы, фруктов и овощей», – отмечает Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine.

Этот тренд стал важным драйвером развития рынка готовой еды, где наблюдается сдвиг от 5базовых продуктов к более разнообразным и калорийным решениям.

Происходит фундаментальная трансформация российской экономики. По словам Михаила Бурмистрова, страна столкнулась с критическим дефицитом трудовых ресурсов, что усугубляется отрицательной динамикой притока мигрантов мужского пола трудоспособного возраста. Эта ситуация привела к значительному росту стоимости труда во всех сегментах, причем опережающими темпами растут зарплаты в регионах.

Важным фактором трансформации рынка стало изменение структуры домохозяйств. Количество одиночных домохозяйств выросло с 14 млн в 2010-м до 28,5 млн в 2024 году.

Все больше людей живет в малогабаритном жилье и квартирах-студиях, где процесс приготовления пищи сопряжен с определенными сложностями.

Существенным драйвером роста стала женская занятость. Уровень занятости женщин с детьми практически достиг средних показателей по рынку, при этом для женщин с детьми до шести лет все еще существует значительный потенциал роста. Это создает дополнительный спрос на готовые решения для питания.

В потребительском поведении наблюдается четкий тренд на переход к более дорогим калориям, снижение потребления базовых продуктов и рост спроса на готовые решения.

Приверженцы удобства и вкуса

Ключевым сегментом рынка готовой еды являются регулярные потребители, для которых важны консервативные предпочтения и оптимальное соотношение цены и качества. По данным исследования, проведенного сетью «Магнит», 44% респондентов составляют покупатели, ориентированные на базовые потребности.

Отдельный сегмент (16%) составляют гурманы и искатели нового – преимущественно молодая аудитория, проявляющая интерес к новым вкусам и готовая экспериментировать. В этой группе особенно высока доля потребителей азиатской кухни.

Интересная динамика наблюдается в ЗОЖ-сегменте. Базовый сегмент приверженцев здорового образа жизни составляет 13%, но при наличии скидок он может расшириться до 22%. Эти потребители предъявляют высокие требования к составу продукции и проявляют интерес к функциональному питанию.

Для продвижения готовой еды «Магнит» использует комплексную маркетинговую стратегию, включающую ТВ- и видеорекламу, наружную рекламу в городах с низким ТВ-охватом, Telegram Ads с низким порогом входа и CRM-коммуникации. Эффективность каналов высока: sales lift от наружной рекламы достигает 4% на 1000 клиентов, а конверсия персонализированных офферов составляет 15%.

Трансформация магазинов в гастрономические пространства

Евгений Бурханов, «Спар Калининград». Фото: «Яндекс Лавка»

Традиционные супермаркеты постепенно превращаются в магазины, где главное – это гастрономический опыт. «Мы уходим от формата обычного супермаркета и создаем магазины еды, внутри которых появляются мини-рестораны», – объясняет Евгений Бурханов, операционный директор «Спар Калининград».

Новая концепция «Спар Калининград» кардинально меняет использование торговых площадей: 30% пространства теперь отведено под готовую еду, оформляются различные кулинарные зоны – гриль-бар, пиццерия, суши-роллы и блинная. Два больших острова с готовыми блюдами, а также уютная зона для отдыха дают покупателям возможность не только купить еду, но и сразу насладиться ею.

Такая трансформация магазина учитывает разные потребности покупателей. «Длинная петля» – для тех, кто делает основные покупки, а «короткая петля» у входа, с кофе и фасованной едой, предназначена для тех, кто ищет быстрые перекусы. Это позволяет адаптировать магазин под разные ритмы жизни современного покупателя.

Результаты показывают, что новый формат работает: в 2024 году продажи готовой еды в «Спар Калининград» выросли на 24%, с пиковым спросом в III квартале, когда было много туристов. Например, только сэндвичей продано более миллиона штук, а продажи фасованной еды увеличились на 85%.

От стартапа до миллиардных оборотов

Егор Серюков. Фото: «Яндекс Лавка»

Производство готовой еды в «Яндекс Лавке» прошло путь от небольшого проекта до крупного игрока отрасли, благодаря грамотной стратегии и фокусу на качестве. «Все началось в 2018 году, когда компания приобрела пищевое производство, и уже в 2020 году, во время пандемии, была сделана ставка на готовую еду. В 2023 году был разработан план по дальнейшему развитию бизнеса, а к 2024 году компания смогла максимально использовать свои производственные мощности в Санкт-Петербурге», – рассказал Егор Серюков, руководитель производства готовой еды «Яндекс Лавки». С тех пор компания значительно увеличила свои производственные мощности и за счет темпов роста, в 2–3 раза превышающих среднерыночные показатели, достигла годовой мощности в 30 млн порций.

В ближайших планах – строительство нового завода в городе Клин Московской области. Запуск намечен на I квартал 2026 года.

Целью проекта является удвоение производственных мощностей, расширение ассортимента, внедрение собственных решений «Яндекса» в автоматизации и роботизации труда, оптимизации логистики и улучшении свежести продукции для локальных потребителей.

Для поддержки роста собственного производства готовой еды в компании выделяется отдельное подразделение, ключевыми задачами которого будет оценка рисков и ограничений, формирование и реализация планов развития направления.

«Потребители выбирают готовую еду, потому что профессионалы готовят вкуснее, чем дома: у нас работают профессионалы на профессиональном оборудовании из тщательно подобранного сырья. Клиенты "Яндекс Лавки" любят готовую еду, поэтому мы планируем синхронизировать предложение нашей продукции с выходом Лавки в регионы. Для этого планируем запускать новые производства или развивать локальных региональных партнеров», – говорит Егор Серюков.

По оценке «Яндекс Лавки», рынок готовой еды продолжит динамичный рост: ожидается ежегодное увеличение объемов на 20%, с оборотом до 1,5 трлн рублей к 2026 году.

Барьеры, вызовы и драйверы отрасли

Рынок сталкивается с серьезными производственными вызовами, включая дефицит квалифицированного персонала и рост стоимости труда. Требуются значительные усилия по обучению и удержанию персонала.

В технологическом плане основные сложности связаны с масштабированием производства, поддержанием качества и автоматизацией процессов.

В рыночной плоскости главные вызовы связаны с усилением конкуренции, в том числе из-за ожидаемого прихода FMCG-игроков, и необходимостью поддерживать потребительское доверие через контроль качества, безопасность продукции и прозрачность производства.

Операционные вызовы включают сложности с логистикой скоропортящейся продукции, необходимость поддержания холодовой цепочки, оптимизацию доставки и работу с возвратами. Особое внимание уделяется контролю себестоимости через оптимизацию процессов и управление потерями.

Тем не менее доля готовой еды в общем объеме продаж ритейла продолжит увеличиваться. В ближайшие годы на рынке появятся новые форматы и концепции, расширится ассортимент и произойдет дальнейшая кастомизация предложений для разных потребителей. Повысится роль технологий и автоматизации на всех этапах производства и доставки.

Основными драйверами роста станут увеличение доходов населения, развитие культуры потребления готовой еды, а также расширение предложения в регионах.

Рынок готовой еды открывает новые возможности как для крупных игроков, так и для специализированных производителей.

Алена Марченко, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами