Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Выбор продовольственного магазина
Глобальные потребители голосуют за идеальное соотношение цены и качества. Россияне – за богатый выбор
По данным глобального онлайн-исследования, проведенного компанией Nielsen ( The Nielsen Company ), хорошее соотношение цены и качества – самый важный фактор, который определяет то, где потребители потратят свои деньги на покупку продовольственных товаров. Это качество отметили как самое важное 85% опрошенных. На «хорошие цены» больше других ориентированы жители Филиппин, Сингапура, Португалии, Германии, Индии и Австрии.
В России же главное при выборе места для «закупок на неделю» – богатый выбор товаров.
«Похоже, что в памяти российских потребителей еще не стерлись воспоминания о пустых полках в годы тотального дефицита товаров. Как показало исследование Nielsen , в России, как нигде в мире, ценят богатый ассортимент товаров. 93% опрошенных онлайн-пользователей сообщили, что для них это качество магазина самое важное. Впрочем, хорошее соотношение цены и качества в России ставят на второе место по значимости. Это качество ценят 73% опрошенных», – комментирует результаты исследования в России Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе.
В ходе глобального онлайн-исследования компанией Niel — sen было опрошено 26 486 регулярных интернет-пользователей в 47 странах мира1, включая Россию. Nielsen спросила потребителей, какие факторы определяют их выбор магазина для покупки продуктов питания. Кроме фактора хорошее соотношение цены и качества , участникам исследования было предложено ответить, насколько для них важны такие показатели, как лучший выбор высококачественных брендов и товаров, близость расположения, удобная/ простая парковка, а также использование многоразовых и простых в утилизации упаковок .
По данным исследования Nielsen, в Малайзии покупатели предпочитают супермаркеты с более удобной парковкой, в Южной Корее, Индонезии и Германии любят магазины шаговой доступности, в Индии и России ценят изобилие и богатый ассортимент продуктов, а на Филиппинах и в Сингапуре больше других в мире любят хорошее соотношение цены и качества.
«Благодаря этому исследованию мы получили мгновенный снимок глобальных покупательских привычек и выявили ключевые факторы, которые влияют на популярность и успех ритейлеров в разных странах», – говорит Денис Шириков, руководитель подразделения по работе с розничными сетями компании «Nielsen Россия». – И стоит заметить, мотивы выбора продуктового магазина существенно отличаются в разных регионах мира и странах. Для глобальных ритейлеров, работающих на нескольких рынках, необходимо учитывать эти местные особенности покупательского поведения».
В целом по миру второй по популярности фактор, влияющий на предпочтения потребителя, – это хороший выбор высококачественных брендов и товаров. «Это отличный пример сегодняшнего «шизофренического» покупательского поведения. Требовательные потребители ожидают от продовольственной розницы все и сразу. С одной стороны, мы все любим «выгодные сделки» и стремимся купить продукты по оптимальной цене, а с другой – мы ожидаем, что ритейлеры представят самый широкий выбор высококачественных брендов и товаров, чтобы, когда нам захотелось, мы могли бы себя порадовать чем-то особенным и премиальным, – говорит Михалис Кристу. – Интересно, что те же самые потребители хотят иметь «самое дешевое из дешевого» в одних категориях, а при покупке других категорий товаров ищут непременно лучшее и готовы платить за него высокую цену».
Как показало исследование Nielsen , больше всего разнообразие выбора в продуктовой рознице ценят опрошенные потребители бурно растущих экономик – России (93%), Индии (79%) и Китая (78%), так же, как и представители развивающихся рынков Балтии – Латвии (78%) и Литвы (77%).
«Иностранные розничные операторы, стремящиеся выйти на балтийский рынок, должны понимать, что потребители здесь не реагируют на промоушен и скидки так, как это происходит в других странах. Здесь важнее репутация бренда, качество и учет покупательского поведения. Как показывают данные еще одного исследования Nielsen – Shopper — Trends 2 – покупатели в странах Балтии склонны реагировать на ценовой промоушен, если бренд товара им уже известен и нравится. Во многом это справедливо и для России», – отмечает Михалис Кристу.
«На быстрорастущих, развивающихся рынках растет количество разборчивых потребителей с высоким доходом. Эти покупатели предпочитают наполнять свою «корзину» премиальными продуктами питания и ищут супермаркеты, которые могут предложить им выбор высококачественных брендов известных производителей. Появлению таких потребителей способствует рост ВВП в этих странах и развитие форматов современной торговли», – говорит Денис Шириков.
Близкое месторасположение – выбор в пользу супермаркета, расположенного рядом с домом, удобная/простая парковка – на третьем и четвертом месте по популярности в глобальном рейтинге факторов, влияющих на выбор покупателем продовольственного магазина. Самый близкий к дому магазин предпочитают потребители во многих странах региона ЕЕМЕА3 и Азиатско-Тихоокеанского региона, и меньше всего внимания уделяют этим аспектам опрошенные жители Центральной Европы.
Китайские и индийские участники исследования Nielsen чаще других в мире отмечали такой фактор, как использование магазином многоразовой и легкой в переработке упаковки.
Что значит для потребителей «хорошее соотношение цены и качества»
85% опрошенных в ходе глобального онлайн-исследования Niel — sen отметили, что при выборе места для покупки продуктов питания они ориентируются на хорошее соотношение цены и качества, которое может предложить магазин. При этом в разных странах пресловутое «цена/качество» понимается по-разному.
Три четверти опрошенных Nielsen онлайн-пользователей, делающих ставку на хорошее соотношение цены и качества, сообщили, что для них важно, чтобы супермаркет проводил регулярные промоушен-акции и давал скидки на товары. И 70% сказали, что обращают внимание на общую репутацию магазина как места с ценами ниже, чем у конкурентов, даже если это и не совсем так. На третье место опрошенные потребители поставили регулярную публикацию информации о ценах, опубликованных в печатных материалах магазина.
Как показало онлайн-исследование Nielsen , в понимании участников исследования в Центральной Европе магазин с хорошим соотношением цены и качества должен регулярно проводить промоушен-акции и предоставлять скидки на товары. В Азиатско-Тихоокеанском регионе внимательно следят за появлением регулярных публикаций о ценах в печатных материалах магазина.
А главным показателем хорошего соотношения цены и качества здесь является обещание магазина иметь низкие цены каждый день.
По данным того же исследования, в странах Азии больше всего гонятся за выгодной ценой и любят сравнивать цены на продукты питания в разных сетях (так же подходят к выбору магазина для закупок на неделю и участники опроса в Турции, Бразилии, Польше и Португалии). Кроме того, в Азии сильное влияние на принятие решения о выборе магазина оказывают рекомендации друзей, которые помогают найти самые выгодные цены. По мнению опрошенных покупателей в регионе EEMEA и в Центральной Европе, магазин с хорошим соотношением цены и качества должен предлагать скидки лояльным покупателям – обладателям карт магазина.
Интересно, что в некоторых странах потребители остаются равнодушными к скидкам и промо-акциям. 22% предпочитающих «цену/качество» в Финляндии сказали, что скидки для них не важны. Так же считают и опрошенные онлайн-потребители из этой группы на развивающихся рынках – в России, Венгрии и Эстонии.
«Розничная торговля и торговля печатными изданиями развиты в России весьма фрагментарно, с большей концентрацией в крупных городах, и регулярный доступ потребителей к информации о ценовых предложениях и промо-акциях ограничен, – считает Денис Шириков. – Поэтому основной причиной того, что россияне не интересуются промо-акциями, является то, что они попросту мало знают о них. Как показывают результаты российского исследования ShopperTrends , в ходе которого были опрошены регулярные покупатели в розничных сетях в Москве и Санкт-Петербурге, самое главное для покупателей – удобное месторасположение магазина. Похоже, не последнюю роль здесь играют практические соображения: пробки на дорогах в крупнейших городах давно стали серьезной проблемой».
Репутация магазина с более низкими ценами, чем у конкурентов, – второй по значимости индикатор хорошего соотношения цены и качества, по мнению опрошенных потребителей в мире. Такой имидж особенно привлекает участников исследования в Юго-Восточной Азии. 90% опрошенных филиппинцев, голосующих за «цену/качество», и более 80% из этой группы в Сингапуре, Индонезии, Малайзии и Тайване поддаются имиджу «магазина низких цен», так же, как и 82% в Греции, Ирландии и Испании.
Интересно, что на этот индикатор меньше всего обращают внимание опрошенные в Дании, Финляндии и Германии.
Добавляя новые черты к портрету глобального потребителя, 62% участников исследования, отметивших хорошее соотношение цены и качества в качестве приоритета, обращают внимание на публикации информации о ценах в печатных промо-материалах сетей.
Четверо из каждых десяти таких участников берут дело в свои руки и самостоятельно отслеживают цены в разных магазинах. К этому вопросу серьезно подходят в Турции (84%), на Филиппинах (79%), в Бразилии и Польше (78%), а также в Португалии и Таиланде (77%).
Более 70% голосующих за «цену/качество» жителей Тайваня, Гонконга и Филиппин считают, что скидки за лояльность (посредством дисконтных карт) являются весомым аргументом сети в борьбе за имидж «Хорошее соотношение цены и качества», так же, как и 71% таких участников из Португалии, 68% – из Турции и Литвы. Этого же мнения придерживаются и 65% опрошенных в России.
«Удивительно, но, как показывает исследование Nielsen , в Европе карты лояльности не имеют существенного влияния на формирование лояльности потребителей к продовольственному магазину. По данным наших многочисленных исследований, посвященных отношению потребителей к программам лояльности, покупатели в среднем присоединяются к трем различным схемам, – для того, чтобы, где бы они ни закупали продукты, они получали соответ-ствующее вознаграждение за покупку», – говорит Михалис Кристу.
Главный показатель хорошего соотношения цены и качества для покупателей в США – обещание магазина иметь низкие цены каждый день.
«Результаты исследования Nielsen в США показывают, что этот показатель важен для домохозяйств с низкими доходами, – говорит Михалис Кристу. – Более обеспеченные покупатели делают свой выбор в пользу широкого выбора качественных свежих овощей/фруктов, мяса и морепродуктов и меньше внимания уделяют вопросу цены».
В то время как в целом по миру лишь 54% опрошенных ответили, что для них «хорошее соотношение цены и качества» означает наличие в магазине товаров под собственными торговыми марками, Европа остается лидирующим регионом мира по развитию этого сегмента. 82% ориентирующихся на фактор «цена/качество» в Греции, 78% – в Германии, 77% – в Португалии и 72% – в Италии и Испании говорят, что для них важно наличие в магазине товаров Private Label , которые существенно дешевле брендов производителей. Для сравнения: в России ответили так же 33% опрошенных в этой группе.
По данным глобального онлайн-исследования Nielsen , девять из десяти стран, участники из которых делают ставку на Private Label , – из Восточной Европы – региона, где на долю собственных торговых марок приходится более 20% товарооборота на рынке FMCG -товаров.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?