Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вспомнить все: хроники ритейла 2020
Уходящий год был не просто богатым на события, а беспрецедентным по количеству проблем и вызовов разного масштаба – от глобального до личного. Доминирующими темами новостей розничного рынка стали пандемия, локдаун, взрывной рост онлайн, маркировка, новые форматы и коллаборации. Не претендуя на глубокое обобщение, напомним лишь некоторые ключевые события ритейла 2020.
Закрытый из-за коронавируса торговый центр «Афимолл» в Москва-Сити. Фото: Geshas/shutterstock.
В январе правительство России ушло в отставку. Премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил о решении правительства подать в отставку на фоне предложений об изменении Конституции, которые огласил Президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному собранию. Тогда на фоне новости было зафиксировано резкое снижение рубля, доллар стал стоить 61,58 рубля, евро – 68,65 рубля.
Сеть «Светофор» вырвалась в лидеры: по итогам 2019 года впервые вошла в топ-10 и по темпам роста торговых площадей уступила только X5 Retail Group и «Магниту».
«Магнит» первым среди ритейлеров внедрил цифровую форму договора с поставщиками, и сверка документов стала занимать всего 2 минуты вместо 40.
«Л’Этуаль» приобрела 90% уставного капитала «Табер Трейд», развивающей сеть «Подружка».
А сеть премиальных гастрономов «Глобус Гурмэ» купили рестораторы Аркадий Новиков и Антон Пинский.
В феврале вдруг выяснилось, что розничные цены на медицинские маски в некоторых регионах, в том числе и на Дальнем Востоке, выросли в 2–2,5 раза, в некоторых регионах цены увеличились в десятки раз. Тем не менее о COVID говорилось в основном только в разрезе Китая, например, о том, что российские ритейлеры отказываются от китайских продуктов, или что Китай потерял статус стабильного и надежного поставщика и из мировой фабрики стал мировой проблемой, или что российские производители одежды ищут замену поставщикам сырья и фурнитуры из Китая.
Потом в Москве стали дезинфицировать места массового скопления людей, включая общественный транспорт и такси, чтобы предотвратить эпидемию. В частности, началась усиленная дезинфекция торговых центров. «Пятерочка», «ВкусВилл», «М.Видео» и другие ритейлеры получили инструкции Роспотребнадзора и Федерального медико-биологического агентства по борьбе с эпидемией коронавируса. А онлайн-ритейлеры «Утконос», Wildberries и goods.ru зафиксировали резкое увеличение спроса на продукты с длительным сроком хранения – бытовую химию, мыло и средства гигиены.
DNS открыл сеть магазинов продуктов под брендом «Квартет вкусов».
Правительство решило сократить перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, до 11 товарных групп: табачная продукция, обувь, духи и туалетная вода, шины и покрышки, предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, молочная продукция, а также фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
Москвич покупает продукты. Марта, 2020. Фото: Sergey Bezgodov/shutterstock
В марте стала обязательной маркировка обуви, которая через два дня работы системы была перенесена на 1 июля.
«Лента» установила в гипермаркетах и супермаркетах защитные экраны на рабочих кассах и информационных стойках.
Онлайн-ритейлеры начали увеличивать штат сотрудников в связи с ростом спроса на онлайн-покупки: iGooods высказал намерение увеличить штат линейного персонала в 2,6 раза, Wildberries заявил, что наймет 3,5 тысячи работников, «СберМаркет» решил расширить команду сборщиков и курьеров до 10 тысяч человек.
Lamoda внедрила бесконтактную доставку и начала продавать макаронные изделия, крупы, чай и товары первой необходимости, KupiVip тоже расширил ассортимент товарами повседневного спроса и стал полноценным FMCG-маркетплейсом.
«Связной» застраховал всех сотрудников розничной сети от заболевания коронавирусной инфекцией.
Президент России подписал указ о дистанционной продаже безрецептурных лекарств и объявил нерабочую неделю с 28 марта по 5 апреля.
В апреле обязательную маркировку молочной продукции отложили до 2021 года.
В Москве ввели обязательный пропускной режим и ограничили работу предприятий.
Президент России отметил снижение объема розничной торговли более чем на 35%.
«Лента» запустила онлайн-магазины, сеть Metro ускорила подключение магазинов у дома и ресторанов к системе доставки. Сети Cofix и «Ашан» начали доставку продуктов.
Онлайн-магазин товаров для ремонта и дома «Всеинструменты.ру» стал маркетплейсом,сеть Hoff открыла «Домашний маркетплейс». «Эльдорадо» и «Яндекс.Такси» запустили бесконтактную доставку техники.
«Дикси» запустила собственную экспресс-доставку на платформе «1С». X5 Retail Group начала быструю доставку из московских супермаркетов сети «Перекресток».
«СберМаркет» за I квартал 2020 года увеличил оборот в пять раз – до 1,5 млрд рублей.
Создана новая ассоциация технологических компаний в ритейле (АТКР).
В мае завершился период «нерабочих дней», который в итоге продлился шесть недель. Президент РФ пообещал, что все семьи с детьми получат прямые дополнительные выплаты из бюджета, а ИП, малые и средние предприятия, работающие в отраслях, наиболее пострадавших из-за коронавируса, будут освобождены от налоговых платежей за II квартал 2020 года.
«Пятерочка» запустила первые семь дарксторов для сервиса экспресс-доставки на юге и юго-востоке Москвы.
Компании продолжали активно выходить в онлайн, причем свою доставку запускали не только федералы, но и региональные компании, например «Красный Яр».
Wildberries вошла в число крупнейших онлайн-ритейлеров еды.
СП Сбербанка и Mail.ru Group купило сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат».
«ВкусВилл» открыл первый магазин за границей – в Амстердаме.
Оборот розничной торговли в России за апрель 2020 года снизился на 23,4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Москва, июнь 2020. Фото: Ludmila Stepnova/shutterstock
В июне открылись московские торговые центры. Мэр Москвы разрешил работать ресторанам, кафе и фитнес-клубам.
В центре Москвы из-за локдауна закрылось более 100 магазинов и кафе.
Многие заведения общепита во время карантина поддерживали себя доставкой готовых блюд, количество подключенных к Delivery Club ресторанов в июне уже превышало 20 тысяч.
«Яндекс. Еда» начал оказывать FMCG-ритейлерам услуги доставки и сборки товаров.
В июле вступили в силу требования об обязательной маркировке лекарств, сигарет и обуви.
Выяснилось, что за полгода изменился список лидеров онлайн-рынка FMCG, топ-10 online food retail стал выглядеть так: «Утконос», X5 Retail Group, «СберМаркет», Ozon, Wildberries, iGooods, «Яндекс. Лавка», «ВкусВилл», «Самокат», «Азбука Вкуса». Причем все росли очень высокими темпами: «СберМаркет» – в 10 раз, X5 Retail Group (онлайн-супермаркет «Перекресток» и сервис экспресс-доставки «Пятерочка») – на 370%, «Утконос» – на 85%. Аудитория интернет-торговли в России увеличилась на 40%.
«Магнит» запустил новую сеть дискаунтеров «Моя цена».
5Post объявила о запуске сети собственных пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
В ТЦ после окончания периода самоизоляции. Москва, май 2020. Фото: Mikhail Leonov/shutterstock
В августе подсчитали, что карантин не пережили более 400 арендаторов петербургского стрит-ритейла. Но люди не перестали ходить в офлайн-магазины, и покупательский трафик в регионах приблизился к «доковидному» уровню.
Онлайн-супермаркет «Перекресток» изменил название на «Перекресток Впрок» и расширил клиентское предложение.
«Ашан» продолжил закрывать гипермаркеты в России, а «Лента», наоборот, зафиксировала рост выручки в формате гипермаркет на 9,3% за I полугодие.
В сентябре Минпромторг заявил, что несмотря на кризис сроки обязательной маркировки в России переноситься не будут.
«Магнит» открыл онлайн-аптеку.
Cеть гипермаркетов «Оптоклуб Ряды» объявила о закрытии магазинов.
За время пандемии сеть «Связной» закрыла 1000 магазинов, а «Ашан» решил закрыть флагманский магазин на Тверской.
Правительство РФ приняло решение о повышении акцизов на табак и табачные изделия выше уровня инфляции.
В октябре введена маркировка фототоваров и туалетной воды.
«Магнит» заявил, что сеть дискаунтеров «Моя цена» вырастет до 100 магазинов, и начал открывать концептуальные суперсторы – в стиле шоколадной фабрики, космический, автомобильный.
X5 Retail Group запустила сеть жестких дискаунтеров «Чижик».
Alibaba Group открыла в России сеть постаматов.
Начал работать собственный маркетплейс «Детский мир».
Omni-продажи «Ашан» выросли в шесть раз.
«Максидом» купил Castorama.
X5 Retail Group открыла первый магазин без персонала «Пятерочка #налету» и начала внедрять речевых роботов в «Пятерочку» и «Перекресток».
Очереди в магазинах в ТЦ «Метрополис» в Москве. Ноябрь 2020 г. Фото: Sergey Bezgodov/shutterstock
В ноябре стало ясно, что X5 Retail Group вышла на первое место рейтинга крупнейших онлайн-продавцов продуктов питания, сместив «Утконос» на второе. Следующие места распределились так: «СберМаркет», Ozon, «ВкусВилл» и «Яндекс. Лавка».
Ozon вышел на IPO и разместил акции на Московской бирже и Nasdaq. В первый же день торгов стоимость ценных бумаг выросла на 40%, капитализация превысила $7 млрд. Ozon выпустил 42,45 млн новых акций и привлек в общей сложности $1,27 млрд.
«ВкусВилл» открыл дарксторы на базе собственных распределительных центров.
Владельцы розничных сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное и Белое» запустили розничную сеть из 52 независимых магазинов в Нижегородской области под брендом «КООП Маркет».
Сеть книжных магазинов «Республика» подала заявление о банкротстве.
В декабре Россия официально продлила продовольственное эмбарго до конца 2021 года, а также увеличила список стран, на которые оно распространяется: в списке появились Великобритания и Северная Ирландия.
На совещании по экономическим вопросам Президент РФ Владимир Путин выразил удивление ростом цен в России на сахар, подсолнечное масло, хлеб и муку. И тут же ведущие ритейлеры объявили о минимизации наценки на базовые продукты, около 60 торговых сетей заявили, что готовы подписать соглашение о стабилизации цен на товары. Тем не менее правительство обещает не вводить госрегулирование цен на продукты питания.
Верховный суд разрешил ритейлерам не обслуживать покупателей без масок.
ТЦ ГУМ, Москва, декабрь 2020. Фото: Sergey Bezgodov/shutterstock
«Магнит» запустил собственный платежный сервис Magnit Pay, разработанный совместно с группой ВТБ.
Wildberries решил купить банк «Стандарт-кредит», чтобы на базе его лицензии создавать программы лояльности, подарочные карты и рассчитываться с поставщиками.
«Яндекс. Еда» начал осуществлять доставку с помощью роботов-курьеров.
Премиальная сеть «Алые паруса» ушла с рынка.
Оборот ресторанного рынка по итогам 2020 года упал на 21,3%. Прогнозируется, что восстановление общепита может начаться не раньше середины 2021 года.
Торговые центры оценили свои потери из-за коронавирусных ограничений в 250 млрд рублей выручки.
Принят закон о единой минимальной цене на табак. Законопроект ужесточает ценовую политику в отношении продажи сигарет и уточняет положения о запрете применения к ним скидок.
СДЭК заявил, что в следующем году построит сеть самообслуживания OmniCDEK, а до 2025 года обеспечит каждого жителя страны постаматами пешей доступности.
«Яндекс. Маркет» подсчитал, что в этом году спрос на новогодние товары вырос на 150% по сравнению с декабрем 2019-го. По мнению экспертов, из-за эпидемиологической ситуации в этом году многие будут отмечать Новый год дома, поэтому уделяют больше внимания созданию праздничной атмосферы.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Кто ушел и кто пришел в 2020 году на российский рынок?
Самые популярные публикации Retail.ru в 2020 году
Розничная торговля продуктами питания: итоги 2020 и прогнозы
Ресторанный рынок 2020: итоги, прогнозы, идеи
Как ведущие food-ритейлеры развивают категорию «ЗОЖ. Био. Веган»
Без локдауна: как рынок коммерческой недвижимости отреагировал на «вторую волну»?
ЦРПТ отвечает на актуальные вопросы о маркировке молочной продукции
Как изменились онлайн-покупки в России в 2020: тренды и прогнозы
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.