Декоративное изображение
7 683

Поделиться

Время покупать магазины

Казалось бы, сфере торговли кризис не особо страшен — приобретать вещи и продукты люди будут всегда. Однако сегодня покупательная способность заметно снижается — в результате чего строительство торговых центров замораживается, а ритейлеры, чьи дела совсем недавно шли прекрасно, объявляют о банкротстве.

Есть ли поводы для оптимизма

В прошлом году ритейл демонстрировал рост — на рынок было выведено около 315 тыс. кв. м, сданы восемь ТЦ, крупнейший — мегамолл «Рио» (220 тыс. кв. м). В феврале открылся ТОЦ «Метрополис» (215 тыс. кв. м торгово-развлекательных площадей). Однако больше было событий негативного плана — замораживание проектов, снижение арендных ставок, сокращение региональной экспансии. «На рынке ретейла идет «переоценка ценностей», — говорит Алексей Ионов, консультант по торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko. — Операторы оценивают спрос и свои возможности».

О продолжении работ или начале новых проектов заявляют лишь самые сильные. Так, AFI Development намерен достроить три ключевых ТЦ: «Тверская Застава», Mall of Russia и «Аквамарин» (фаза II и III), финансирование полностью обеспечено собственными и заемными средствами. GVA Sawyer и польская фирма Fashion House начинают возведение первого в России аутлет-молла площадью 40 тыс. кв. м около аэропорта Шереметьево (инвестиции — около $70 млн). «Магазин магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis представил проект ТРК «Авиапарк» в рамках застройки Ходынского поля (общая площадь — 510 тыс. кв. м, торговая площадь — 180 тыс. кв. м).

В последние месяцы покупателям приходится потуже затягивать пояса и внимательнее планировать семейный бюджет. Первыми из списков необходимого вычеркнуты предметы роскоши. Дорогие бренды несут убытки, сворачивают или прекращают свою деятельность. Например, холдинг Arts Group после распродажи зимней коллекции закрывает монобрендовые бутики британских марок Stella McCartney и Alexander McQueen из-за их нерентабельности. В направлении «люкс» у компании пока остается французский бренд Lanvin. Уходит с российского рынка и французская марка модной женской одежды Kookai, «протеже» компании Sela: договоры аренды с торговыми центрами не перезаключены. В марте закрылись все точки итальянской марки Diesel — компания «Винтаж Технолоджи», продвигавшая Diesel в России, отказалась от франшизы из-за нерентабельности сети. 

О пользе экономии

Следует ли за падением спроса на модную одежду ждать оттока покупателей из магазинов дорогой еды? О том, что продуктовые ритейлеры чувствуют себя вполне уверенно, свидетельствуют их планы. Например, сеть «Азбука вкуса» в ближайшие полгода собирается открыть два магазина. Не намерена снижать темпы развития и Billa Russia, «дочка» Rewe Group: за 2009 год в Москве и окрестных городках появится около 20 магазинов (столько же, сколько в прошлом году).

Одним из следствий кризиса станет сокращение импорта — как предполагают эксперты, примерно на четверть. Приходится искать варианты — договариваться с другими поставщиками, заниматься импортом самостоятельно. Например, «Дикси», как объявил президент компании Илья Якубсон, станет ввозить из Китая непродуктовые товары — пока небольшую часть ассортимента, а если эксперимент пройдет удачно, то и всю линейку.

На гребне волны

Если для начинающих кризис — время тяжелых испытаний, то для крепко стоящих на ногах компаний это уникальная возможность приумножить состояние и расширить сферу влияния. Например, X5 Retail Group замораживает часть проектов, чтобы инвестировать освободившиеся деньги в приобретение операторов, испытывающих финансовые трудности. Кроме того, X5 Retail Group планирует вывести на рынок новую марку — «Зеленый перекресток», супермаркет класса «премиум».

В начале марта инвестор Sun Investments Partners, созданный экс-совладельцами сети «Копейка» Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном, завершил сделку по приобретению 33% сети «ЦентрОбувь» приблизительно за $40 млн. На деньги новых акционеров «ЦентрОбувь» планирует создать сеть молодежных магазинов Centro. Точки площадью от 300 кв. м будут расположены в торговых центрах, инвестиции в один объект составят $80-150 тыс. 

На дне

Однако позволить себе покупать компании и недвижимость сегодня в состоянии немногие — «Магнит», «Седьмой континент», «Дикси» и еще три-четыре крупных игрока. А большинству приходится отказываться от планов и искать новые источники финансирования. Более того, падение спроса, обвал рубля и увеличение закупочных цен уже привели к банкротству многих операторов — например, книжной сети «Букбери» (накопились долги на общую сумму 98,5 млн руб.) и сети парфюмерно-косметических магазинов «Арбат Престиж».

Кто знает, что будет

«Ситуацию можно охарактеризовать как «зиму ритейла», — говорит генеральный директор Mall Marketing Алексей Ванчугов. — Покупательная способность снижается, 80% проектов торговой недвижимости заморожены. Скоро потребитель станет умнее — будет покупать меньше, захочет получать больше. И на рынке останется минимум операторов, соответствующих этим требованиям. Думаю, уйдут компании с непомерной долговой нагрузкой, неповоротливым менеджментом, раздутой филиальной сетью». Иностранные розничные сети сегодня более активно проводят экспансию в Россию через покупку активов и идентичных отечественных предприятий, так как возможностей стало больше, а затраты на вхождение сократились. Например, Groupe Auchan SA и Metro AG начали присматриваться к менее слабым игрокам.

Пережить холода

По мнению аналитиков, трудности ждут крупные магазины, где ощутимая доля продаж приходится на непищевые товары. В сегменте продуктов питания могут поменяться потребительские предпочтения — в сторону более дешевых марок. Уменьшится количество покупателей в дорогих магазинах, возможно, несколько увеличится в дискаунтерах, стоках, cash&carry, секонд-хендах.

Благополучие оператора будет зависеть от того, на какие средства он развивался. Если на заемные (а таких большинство), то прибыль резко упадет. Если же использовались собственные деньги и сохранился спрос на продукцию, положение останется стабильным. Как говорит А. Ванчугов, залог успеха во время кризиса — в грамотной стратегии, сильном менеджменте, сравнительно небольшой долговой нагрузке и финансовом запасе прочности.

Domania.RU  Татьяна Александрова

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами