Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
6 332
Поделиться
Временное равновесие
Сектор розничной торговли Удмуртии находится в замороженном состоянии. Эксперты опасаются резкого ухудшения ситуации осенью текущего года.
За январь–май 2009 года объемы розничной торговли в Удмуртии сократились на 8,5%, составив 37,4 млрд рублей. Такие данные привел 14 июля на пресс–конференции министр торговли и бытовых услуг УР Петр Пономарев. По словам министра, по продажам на душу населения республика занимает в ПФО 10–е место, 7–е место по обороту общественного питания на одного жителя и 9–е место по оказанию услуг в расчете на душу населения. Участники рынка опасаются дальнейшего снижения покупательской способности.
Цена
–качество. По словам Петра Пономарева, значительное падение оборота розничной торговли в Удмуртии произошло с начала текущего года. «Многие недополучают зарплату, уходят в отпуска, лишаются работы, поэтому покупательская способность населения снижается», – пояснил он. По данным Удмуртстата, в обороте розничной торговли преобладает удельный вес продажи непродовольственных товаров, в январе–мае 2009 года он составил 59,3% против 59,5% в январе–мае 2008 года.
В абсолютных значениях снижение оборота в продовольственном секторе составило 642 млн рублей, в непродовольственном – 520 млн рублей, однако в относительных значениях продовольственный сектор упал на 14%, а непродовольственный – на 12%.
При этом эксперты отмечают, что падение оборота обусловлено скорее не снижением объема реализуемой продукции, а смещением спроса в сторону более дешевых товаров и продуктов длительного хранения. По словам Петра Пономарева, темп прироста цен на продовольственные товары в республике за прошедший период оказался в 2 раза ниже, чем было в прошлом году, и составил около 4,5%. Непродовольственная группа дорожала несколько быстрее. Здесь рост цен за истекший период составил 7%.
Чиновник отмечает, что сегодня население чаще всего выбирает, например, колбасу стоимостью не 210 рублей за кг, а около 150–160 рублей за кг, а сыры – стоимостью 115 рублей за кг. Причем г–н Пономарев уверен, что сыр местных производителей, изготовленный в соответствии со всеми нормами, не может стоит дешевле 175 рублей за кг. «Я не представляю, что это за продукция. Здесь что–то не то. Сейчас в республике появилось очень много товара, качество которого необходимо отслеживать. Производство местных производителей жестко контролируется, а что привозят из другого региона, неизвестно. Мы эту проблему рассматриваем, нужно определить причину столь низкой цены», – пояснил он. Для решения соответствующих проблем, по словам министра, сейчас на федеральном уровне готовится около 7–8 законодательных актов.
Крупным оптом. По данным Удмуртстата, в январе–мае 2009 года оборот розничной торговли Удмуртии на 92,8% формировался торгующими организациями (из них удельный вес реализации товаров индивидуальными предпринимателями, торгующими вне рынка, составил 19,5%), доля продажи товаров на специализированных, универсальных рынках и ярмарках составила 7,2%, или на 0,1 % ниже уровня января–мая 2008 года.
Впрочем, как отмечает Альберт Давлятшин, директор УК «Крестьянский рынок», в структуре розничной торговли начало происходить некоторое перераспределение объемов продаж в пользу дискаунтеров, например, крупных рынков. «Население стало внимательнее следить за ценами, в том числе и благодаря большому количеству свободного времени, появившегося в результате отправки в отпуска и увольнений. В отпусках делать нечего, люди стали ездить туда, где дешевле», – поясняет г–н Давлятшин.
«С точки зрения цен ситуация изменилась достаточно давно, и товары на рынках сегодня отнюдь не дешевле, чем в магазинах. Сети получают большие скидки, нежели мелкие предприниматели, – не соглашается Дмитрий Мельников, заместитель директора по экономике и финансам ООО «Ижтрейдинг». – Мы используем преимущества членства в торгово–закупочном союзе, у нас большая часть товара идет по контрактам, условия в которых не хуже федеральных сетей, а значит, цена предельно низкая. Кроме того, мы можем позволить себе достаточно серьезные маркетинговые акции. Так, например, некоторые товары максимального спроса реализуются без наценки. Поэтому у сетей больше возможностей для сохранения цен на достаточно низком уровне, приемлемом для большинства населения».
В результате в местных торговых сетях отмечают меньшее падение продаж, нежели в целом по рынку. Так, по словам источника в «Айкае», сокращение оборота с начала года составило порядка 4–5%. В «Ижтрейдинге» вообще не наблюдают ощутимого снижения.
Кроме местных торговых сетей, на которые приходится порядка 60% рынка, в Удмуртии работают краснодарский ритейлер «Магнит», «Вестер», «Мосмарт» (его перспективы, по мнению экспертов, еще остаются под вопросом), «Эльдорадо», «Детский мир», «М.видео», «Л’Этуаль», ГК «НормаН–Виват» и «X5 ритейл групп» под розничным брендом «Карусель». Среди новых региональных игроков – «Вкусный дом» «КОМОС–ГРУПП».
По мнению Сергея Жданова, управляющего ТРК «Петровский», в более выгодном положении сегодня находятся игроки, имеющие собственные денежные средства для открытия магазинов, к тому же сейчас это стало значительно дешевле. Как отмечает эксперт, например, сейчас в Ижевске активно развивается «Ижтрейдинг». «Они серьезно «ударили» по рекламным акциям, стремятся зайти в любой район, открыть любую точку, тем самым повысив общий оборот сети». По мнению эксперта, федеральные сети в нынешней ситуации, как правило, приостанавливают экспансию и стремятся закрепиться на своих позициях, чем могут воспользоваться местные игроки. «Те, кто располагает собственными средствами, активно пользуются кризисом, те, кто опирается на кредитные ресурсы, лишь пытаются выжить», – резюмирует он.
Однако инорегиональные сети не намерены сидеть сложа руки. Как отмечают участники рынка, в ближайшее время в Удмуртию готовится зайти «Перекресток», ожидается открытие нового магазина «НормаН–Виват».
Вместе с тем, как отмечает Петр Пономарев, появление крупных игроков не способствует развитию малого бизнеса в торговле. «Крупные торговые сети, как приходящие, так и местные, склонны сначала демпинговать, а затем, когда мелкие магазины в округе разоряются, резко поднимают цены. Этот процесс периодически повторяется и никак не регулируется. Сейчас в Ижевске число магазинов в 2 раза превышает норму, поэтому, скорее всего, в ближайшее время часть из них может закрыться».
Собирать справки. Что касается рынков, то на 1 мая в Удмуртии их было 39 на 9217 торговых мест. При этом доля рыночной торговли в обороте за прошедший год незначительно сократилась на 0,1% до 7% (при сокращении до 13% на уровне РФ), а удельный рост торговли продовольственными товарами вырос на 1 %. Г–н Пономарев объясняет это тем, что в республике раньше, чем в других регионах, начали строить крупные павильоны, в которые торговцы ушли с рынков. «Произошло улучшение организации торговли», – резюмирует он.
Фактически было занято продавцами 73,2% имеющихся мест (практически на уровне предыдущего месяца), чего, по мнению Петра Пономарева, недостаточно. Поэтому республиканские власти приняли решение об открытии 6 новых розничных рынков, в том числе 1 сельскохозяйственного (п. Балезино) и 5 универсальных в Ижевске (по ул. Автозаводской, площадью 700 кв. метров), Воткинске, с. Грахово, п. Сигаево. Соответствующие изменения в плане организации розничных рынков на территории Удмуртии были приняты 4 мая на заседании президиума правительства республики. По оценкам министра, сегодня реально на рынках Удмуртии реализуется 27% мяса и 35% молочной продукции от общего оборота. Как отметил чиновник, за последние 2,5 года в Удмуртии закрылось 11 розничных рынков, из которых 6 переведено в ярмарки (временные торговые места), 4 перепрофилировано в торговые центры, 1 ликвидирован из–за отсутствия рентабельности.
Сейчас стоит задача упростить приход на рынок сельхозпроизводителей, частных лиц, сельское население, которое для продажи плодово–овощной продукции вынуждено собирать справки от 10–12 контролирующих организаций, добавил он.
Между тем ранее предполагалось, что с 1 января следующего года все рынки должны переехать в крытые помещения. Однако Госдума РФ приняла поправки, согласно которым срок перевода уличных и сельскохозяйственных рынков в крытые помещения переносится на 5 лет, т.е. до 2015 и 2017 годов соответственно. Власти посчитали, что из–за сложившейся тяжелой ситуации в финансовой сфере, в первую очередь в строительстве, рынки не успеют построить капитальные сооружения до 2010 года. В результате в Удмуртии, по данным Министерства торговли и бытовых услуг республики, без работы остались бы 8 тысяч работников рынков.
Другим важным событием для этого сегмента, по словам экспертов, может стать закрытие Черкизовского рынка в Москве. Напомним, рынок подвергся нескольким проверкам в июне, в результате которых было обнаружено большое количество нелегальных мигрантов, а также партия контрабанды на 2 млрд долларов. 29 июня рынок был закрыт на неопределенный срок. По мнению Зинаиды Безмельницкой, директора рынка «Кольцо», поскольку значительная часть коммерсантов республики приобретали товар на Черкизовском рынке, его закрытие может привести к повышению цен на некоторые непродовольственные товары в республике.
Малобюджетный рынок. Между тем мнения экспертов относительно наиболее перспективных мест продаж расходятся. По мнению Петра Пономарева, одной из таких ниш является торговля «у дома». На это делает упор «Айкай», признается собеседник в компании. По мнению эксперта, пользоваться популярностью будут точки, которые находятся в пошаговой доступности. «А за большими покупками можно ездить уже в более крупные супермаркеты», – рассуждает он.
Однако, по мнению Сергея Жданова, наиболее перспективными в регионе являются крупные розничные продуктовые рынки, под которые можно объединить несколько арендаторов, предоставляющих весь спектр товаров. «Это направление малобюджетно, перспективно. Необходимо лишь выстроить крытый рынок, чего требует законодательство, получить кредит, набрать арендаторов, и он будет популярен, – уверен он. – «Малому бизнесу необходимо реализовывать сельхозпродукцию, однако рынков для этого в Удмуртии недостаточно. Сейчас люди в целях экономии отказываются от некоторых вещей, но не от продуктов. К тому же цены на таком рынке устанавливает производитель без наценок, которые обычно делают переработчики и продавцы».
Между тем, как отмечают участники рынка, из–за удержания цен на низком уровне рентабельность некоторых торговых сетей, по сравнению с прошлым годом, снизилась на 5–7% до уровня 20–23%.
Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время в Удмуртии не ожидается резких изменений цен. «У нас иногда происходят непонятные скачки, например, с подсолнечным маслом – сначала резкий рост цен, затем падение. Но я не вижу причин для серьезных колебаний стоимости каких–либо продуктов, кроме искусственно создаваемых ситуаций», – полагает Дмитрий Мельников. С ним согласен Петр Пономарев. По его словам, объем товарных запасов в организациях, основным видом деятельности которых является розничная торговля, за последнее время возрос на 3095 млн рублей, это обеспечит 35 дней торговли, что на 8 дней больше, чем в прошлом году. Участники рынка предполагают, что в ближайшее время цены будут расти, но более низкими темпами, чем инфляция.
Эксперты отмечают, что сегодня в экономике республики, а соответственно, и в торговле нет ярко выраженных тенденций. «На первый взгляд, складывается впечатление, что все хорошо, но боюсь, что ситуация просто заморожена, отрасль находится в состоянии неустойчивого равновесия», – отмечает Дмитрий Мельников. Однако участники рынка с опасением ждут осени, когда по прогнозам аналитиков может начаться вторая волна кризиса, связанная с проблемами в банковском секторе. Кроме того, эксперты прогнозируют дальнейшее снижение покупательской способности населения. «Серьезных массовых увольнений в республике по большому счету еще не было. На мой взгляд, осенью возможна беда», – полагает Альберт Давлятшин.
www.udm.business-class.su
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.