Декоративное изображение
11 830

Поделиться

Враг — в отражении

17 февраля «хирург российского ритейла» Дмитрий Потапенко в течение 4 часов делился с кировскими предпринимателями своими соображениями «на заданные темы». Веселого разговора не получилось. А для кого-то Потапенко и вовсе стал чуть ли не врагом. Москвич в 4-м поколении

Дмитрий Потапенко
Дмитрий Потапенко
Воскресным днем Дмитрий Потапенко в белой рубашке «не дороже 10 долларов» стоит перед разношерстной аудиторией в ДК «Железнодорожников» и четыре часа подряд отвечает на вопросы. Кто этот человек? Знакомьтесь. «Коренной москвич в 4-м поколении, коих в Mоскве уже не осталось», вырос в семье, далекой от бизнеса. Называет себя «сыном двух полковников ГРУ». До 8 класса в школе «шел на какую-то медаль», потом «забил» на учебу, так как «стало нелюбопытно». «С 3-го класса фарцевал жвачкой». В 80-х годах отправился получать техническое образование в Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Учился плохо. Сдавал по двадцать одному разу высшую математику, по восемнадцать раз – программирование. Зато успешно торговал пластинками. В 19 лет Дмитрий съезжает от родителей и работает на трех работах («время такое было, очень, знаете, жрать хотелось») – санитаром в психиатричке и в морге, телохранителем (Потапенко – дважды чемпион мира по карате, многократный чемпион Москвы и России). Полтора года охраняет президента банка «Российский кредит». В 1992 году Потапенко создает первую торговую сеть – магазины электроники «Тусар», всего 8 точек. Карьера Потапенко стремительно идет в гору, он меняет должности и компании — Grundig, «Сходня- Мебель », ГК «Логос», «Пятёрочка». Последней помогает перевалить «великую цифру» в 100 магазинов, выводит компанию на IPO… и уходит, чтобы основать управляющую компанию Management Development Group Inc (брэнды Гастрономчикъ, Продэко, Марка). Иногда Потапенко «ходит в народ» – раздавать «волшебные поджопники», чтобы люди  шевелились и работали. «Бизнес Новости» понаблюдали за диалогом кировских предпринимателей и «хирурга российского ритейла» и составили своеобразное «собирательное интервью». Сегодня не будет привычной беседы журналиста и «персоны». Вопросы Потапенко будут задавать кировские предприниматели. О предателях и шизофрении Дмитрий, мы читали, что вы считаете проекты типа «Покупай Вятское» – «уголовщиной». Поясните свою позицию.  – Если производитель сам голосует за программу «поддержи N-ское», я только могу посочувствовать ему. Он не понимает базовой экономики. Вот представь, что ты производишь молоко в Москве, приезжаешь сюда, а я тебе говорю: здесь свое молоко. Ну и как ты будешь дальше развиваться? Производство твое будет только в рамках твоего удельного княжества. Видимо, производителям этого и нужно: вот моя конура, а дальше — трындец. У нас конурное мышление. Тогда давайте и дальше разделять: если у нас в одном доме два магазина, то я обслуживаю людей из первых двух подъездов, а ты — из остальных двух. И вопрос даже не в том, что подобные программы — чистая уголовщина. Эти программы убивают страну. Местная власть считает, что мы сейчас поддержим местного производителя…  – Стоп, стоп, стоп. Местная власть ничего не считает. Местная власть находится в жестких рамках, определенных федеральной властью, и если бы ты был губернатором, ты бы делал то же самое, потому что тебе было бы неоткуда брать налоги. Власть приперта к стенке и такие программы создает не по доброте душевной, а потому что ей деваться некуда. Что делать местному производителю? Работать с местными сетями? Но их практически не осталось.  – Местных сетей нет, верно. Мелкие сети не умеют сопротивляться, не умеют подстраиваться под клиента. О том, как работает малый бизнес, я вообще не говорю: приехал на одну базу, закупил все, поставил и ждет, что к нему ломанется покупатель. Ну еще сходить к губернатору и поплакать, что «Магнит» пришел и всех удавил — это святое. А то, что он не выгоден производителю, потому что берет малый объем, невыгоден государству, потому что почти не платит налоги, и не выгоден клиенту, потому что цена у него как ядерный взрыв — это его не волнует. Участь нашего предпринимательства крайне печальна, потому что думать мы не хотим наглухо. Как можно сопротивляться, например, «Магнитам», которые заняли все ключевые точки в Кирове, используя властные рычаги…  – Как правило, федералы не с помощью властных рычагов это делают, а деньгами, ценой. Мне в каждом городе задают такой вопрос. И я всегда отвечаю: сынок, ты хотя бы понимаешь, что первый, кто тебя предаст, будет твой сосед по площадке? Вечером он будет с тобой квасить пиво, а утром поедет в гипермаркет. А вторым «предателем» станешь ты сам, потому что поймешь, что разговоры о мифологическом качестве местного продукта — это полная ерунда, и в сетях продается тот же продукт, только дешевле. Наши же клиенты нас предают, а мы ничего противопоставить не можем. А нужно бороться — либо глубиной ассортимента, либо шириной, либо брендом. Ценой — не реально. Производитель должен стать держателем контракта и бренда: развести меня, как ритейлера, на контракт, затем найти производственные площадки (договориться с друзьями, например), и произвести необходимое количество продукта, не увеличивая свои мощности. Ну и работать с мелкими магазинами, конечно. А противоборствовать сетям – это шизофрения в открытой форме. Сеть — это не плохо и не хорошо, это всего лишь один из возможных каналов сбыта. А идея организовывать собственные магазины жизнеспособна?  – Все, кто пытался открыть свои магазины, позакрывались. По сути, производитель достает деньги из производства и топит их в ритейле. Вы поймите, противоборство между производителем и ритейлом происходит не из-за того, что кто-то из них мерзкий. Совсем не обязательно, что мифический директор производства белый и пушистый, а мифический Потапенко — подонок-спекулянт. Просто стратегии разные. Стратегия производителя — произвести одну единицу продукции и продать ее за миллиард; задача ритейлера — ничего не производить, закупить только хиты и продать их с максимальным оборотом. Поэтому производитель, занимающийся ритейлом — это вообще абсурд. Двумя этими направлениями должны заниматься два разных человека. Ждем «Ашан» С вашим приездом связывали продажу сети «Глобус»…  – Ко мне это не имеет никакого отношения. Да и зачем покупать «Глобус»? Кроме недвижимости выкупать нечего, а недвижимость не стоит ничего, ее проще построить. Это во-первых. Во-вторых: нет ничего сложного в том, чтобы затопить местного ритейлера. Не тешьте себя иллюзиями: когда в Кирове откроется большой гипермаркет, все местные схлопнутся. Местные сети, конечно, будут ходить к губернатору, чтобы сюда не пустили не к ночи помянутый «Ашан» («Карусель» не является сильным игроком), но как только «Ашан» зайдет, все другие крупные форматы исчезнут, потому что людей, которые хотят покупать условное «качество» — единицы. А вы согласны, что «качество» в федеральных магазинах не выдерживает никакой критики?  – Абсолютно так. Соответственно, например, местному «Глобусу» нужно открывать точки, направленные на клиента, который хочет получить этот сервис. Скорее всего, эти точки должны быть меньше, с другим ассортиментом, с большей наценкой. Ставите ли вы задачу улучшить качество продуктов и обслуживания в сетях?  – От меня это не будет зависеть. 17 миллионов народонаселения проживает за чертой бедности и им сегодня нужно просто нажраться калорий. И надо накормить их этими калориями и не выеживаться. При моей жизни Россия не добежит до того уровня, когда мы начнем выбирать качественные продукты. Мы должны сейчас четко понять, где мы находимся. Я вам расскажу, как проходит «Зеленая неделя» в Германии. Тишина, в павильонах ходят бюргеры, обсуждают, как происходит полив, какая вода… и где-то из глубины «Э-ге-гей!» – это наши привезли кубанский хор, водочку, оленину и устраивают всем шоу. То есть мы приехали к покупателю и демонстрируем, что мы последнее быдло, что мы кроме как нажраться и попеть песен, ничего не можем. Нам главное сказать — «Мы из России!» Давайте уже поймем, что мир идет по пути глобализации. Россия зависит от покупателя за рубежом и пора начать разговаривать там вежливо и перестать хамить. Когда придет понимание, что мы ни в каком противоборстве с миром не состоим, когда мы закончим эту войну в душе, тогда все встанет на свои места. Надо не понтоваться, а начать работать, чтобы выползти из этого г… Пока же мы — страна, нация, государство — ни черта не работаем.

«Снять костюмчик и вкалывать» Что лично вы можете сделать, чтобы страна работала лучше?  – Я работаю. По 16-18 часов в сутки. Встаю в пол-четвертого утра и где-то до 5.00 – 5.50 работаю с бумажками, смотрю, что происходит по объектам. Потом ложусь спать, без двадцати 7 везу ребенка в школу, по дороге по скайпу, либо в офисе провожу совет директоров. После этого объезжаю объекты. Когда есть возможность, забираю ребенка из школы, и дальше работать. Отбой в 22.30. Кто хочет со мной повкалывать по 16 часов? Welcome! Особенно без выходных и без праздников. Я к тому же никогда не хожу в отпуск и считаю, что по другому никто из россиян не имеет права поступать. Хорошо, если мы все будем работать по 16 часов и не будем ходить в отпуск, что в итоге мы приобретем?  – Мы страну создадим. Мы сегодня сильно расслаблены. Недавно было 8 марта… я напомню, за что боролись две страшненькие тетки — за то, чтобы рабочий день был не 20 часов, а (если я правильно помню) 16, и чтобы была шестидневная рабочая неделя. Если мы хотим добиться, чтобы страна как-то шуршала, развивалась, мы должны именно так работать. Прежде чем смотреть на Запад, надо самим классно повкалывать. Ситуация же мерзкая абсолютно. В 90-е годы мы с китайцами были приблизительно на одном уровне ж…пы. И что мы сделали за последние 20 лет? Уже два года, как мы поделили с китайцами остров Медвежий, и пока мы судимся-рядимся — строить ли туда мост, китайцы уже закончили аэропорт. В Шанхае за год построили 47 новых станций метро. В Москве за 5 лет собираются возвести 40. В 90-е годы, когда в Россию заходила компания «Марс», все очень сильно ржали над их шоколадками. Где сегодня отечественный шоколад? Где отечественный шампунь, жвачка, корм для животных? Мы целые группы товаров полностью отдали транснационалам. Я вижу, как за 20 лет мы просрали страну. Может, мы щелкнем пальцами и признаем, что мы ни черта не работаем? Как заставить людей работать по 16 часов, причем работать эффективно?  – Компания «Макдоналдс» давным давно проводила исследование, чтобы выяснить, что нас мотивирует. На 30% нас мотивирует зарплата, на 70% – страх ее потерять. В России слишком маленькая безработица и люди мало голодают. Гастарбайтеры в качестве рабочей силы – насколько это перспективно для регионов?  – Это необходимость, к сожалению. И то засилье гастарбайтеров, которое мы сегодня имеем — наша вина. Мы сами себя довели до скотского состояния, мы просто ничего не хотим. Лет 5-7 назад уборщица получала 5 тысяч рублей, сегодня — 700 долларов (21 тысячу). И никакой очереди на эту работу не стоит. Потому что мы все графья, мы все время ждем, что кто-то из какого-то мифического региона приедет вытирать за нами задницу. Ну а раз ждем, то не надо обижаться, что кругом нас таджикихохлымолдаване. Есть ли вообще смысл инвестировать в модернизацию каких-то процессов? Может тогда просто навезти гастарбайтеров?  – Технически пока обходиться гастарбайтерами дешевле. Мы до уровня высоких технологий еще не доросли. Экономика сегодня находится на этапе построения пирамид, и до использования кранов нам еще далеко. Но мы, конечно, о себе (о стране, о людях) очень высокого мнения. Мы якобы дофига умеем, но на самом деле мы реально являемся Монголией, просто с газовой дубинкой. Надо опуститься на землю, снять костюмчик и вкалывать. А в тему гастарбайтеров… Знаете, у меня есть товарищ — президент гильдии маркетологов Игорь Березин. Обсуждали мы с ним гастарбайтеров, и я ему говорю: «Я-то никуда не денусь, но у тебя же исследования, мозг, интеллект». Он на меня грустно так посмотрел и ответил: «Ты понимаешь, Дима, мы вынуждены для полевых опросов привозить гастарбайтеров, потому что московский студент на эту работу не идет». Московскому студенту надо, чтобы меньше 2 000 евро в зубы не падало, потому что он ЗвЯзда. Он закончил институт и ему сразу же почему-то нужно снимать индивидуальную квартиру, обязательно вписаться в ипотеку или взять кредит на машину, и еще посещать ночные клубы. Конечно, ему в лом ножками ходить с опросничком. Ленивые, безалаберные люди, которые не хотят нести ответственность за свои действия каждый день, каждую секунду — это же рок для страны. Хэппи-энда не будет Вы за страну?  – Нет, вы ошиблись. Я за себя. И каждый должен быть за себя. Сильная страна — это сильный гражданин, который упирается рогом, развивает себя, свою семью, бизнес вокруг себя. Только так можно создать страну. Если вы ожидаете, что к вам придет хороший батюшка-царь, то лучше в этой стране не жить. Хорошего царя здесь не будет. Если вы думаете, что от замены фамилии Путин на фамилию Навальный что-то прямо ломанется… с какого перепугу? Фамилия не имеет значение. Можно ее поменять даже на Потапенко. Система пожирает саму себя… А гражданская активность?  – Какая гражданская активность? Вышли — побухтели? Я всегда говорю: вместо «вышли-побухтели» пошли и подъезд за собой убрали. Ну а стратегически к чему мы придем, например, к 1917 году? Каким вы видите политическое, экономическое развитие страны?  – Новый 1917 — это вполне реально. Мы можем прийти и к новому 91 году, когда 4-5 парней лягут под танки, мы их назовем героями, а наверху поменяется один дракон на другого дракона. Не будет хеппи-энда?  – Хэппи-энда — нет. Вообще, в чем разница между нами и буржуями? Там были буржуазные революции. Мы же вырезали целый класс, и теперь бегаем по колесу: что ни сделай, все время КПСС будет воспроизводиться. Потому что народ все устраивает. Когда вы рассчитываете стратегию развития своего предприятия, вы учитываете некую переменную коррупционную составляющую?  – Что значит «переменную»… она постоянная, и растет из года в год с 90-х годов. И мы ее обязательно закладываем в расходы, иначе мы не откроем ни одно заведение. Для меня, как для предпринимателя, коррупция — это плохо, потому что я уменьшаю себестоимость своего продукта или услуги. Но если тебя, как покупателя моих услуг, устраивает, что я процентов 40-60 вынужден заносить в различные кабинеты, то ко мне какие претензии? Ты же платишь?Да, это крайне неприятно, но я играю по тем правилам, которые есть. Всех все устраивает, и это основная проблема. Вас устраивает?  – Меня не устраивает. Именно поэтому я стараюсь делать то, что я делаю. Другое дело — сколько таких буйных? Единицы. Все молодцы, пока в тени. А вот когда ты попадешь под пресс, будешь сидеть на допросах и на обысках, я посмотрю на тебя. У меня на прошлой неделе был замечательный допрос у следователей по совершенно бредовому поводу. Меня  тут спрашивали, как я отношусь к страхованию. И вот как я могу застраховаться от прихода ОБЭПа? Пришли, взяли сервера. Кому предъявлять претензии? Страхование в России бессмысленно.

«Мероприятие волшебного поджопника» Пользуетесь ли вы услугами консультантов?  – Консультант — это человек, которого нужно расстреливать в 100 метрах от бизнеса. По трем причинам. Он никогда не управлял бизнесом в таких же масштабах, как я — это раз. Он никогда деньгами и жизнью не ответит за то, что он наконсультировал — это два. (Такая же история с «управляющими»: он может такого науправлять, что бизнес развалится, и чем он ответит – зарплатой в 100 тысяч?) Ну и третья причина, по которой я не люблю консультантов: почему, когда дебил не может устроиться на работу, он сразу дает визитку — консультант. Но вы сейчас тоже — консультант. Чего вы добиваетесь?  – Посыл по известному адресу — это тоже направление, указывающее, куда надо идти. Мы все консультанты в определенной мере. Мероприятия подобного рода я называю «мероприятия волшебного поджопника». Я хочу, чтобы завтра вы меня, как клиента, нормально обслуживали. У нас сегодня нет ни нормальных ресторанов, ни кафе, ни ритейла, ничего. Означает ли это, что если сфера сервиса будет приоритетной, бизнес сразу станет успешнее?  – Если внимание к клиенту будет приоритетом, то да. Это проверено веками. Тот же айфон из себя ничего уникального не представляет. Просто к клиенту и его потребностям было проявлено внимание. Как быть успешной компанией? Будь клиентоориентированным. Клиента настолько все зачморили, что даже если ты просто улыбнешься, скажешь «здравствуй» и не нахамишь в открытую, он весь будет твой. Увы. Враг — в отражении Многие предприниматели работают, как и вы, по 16-18 часов в сутки. Но успеха добиваются единицы. В чем проблема?  – В целеполагании. Я всегда на подобных встречах работаю по такой схеме: 3 минуты вступления, а потом вопросы из зала. И в 99,9% случаев в зале тишина. Хотя если ты идешь на предпринимательский форум, у тебя должен быть список вопросов «у меня вот это и это не получается, входные данные такие-то, как их изменить?» Но этих вопросов нет. Люди не знают, чего хотят. Я четко знаю, чего хочу добиться. Эта чистота картинки — и есть главное. Предприниматель — это тот, кто таким родился, или это возможно воспитать?  – Воспитать — не думаю. Это помесь генетики с окружающей средой. И всегда — упорство. Не существует предпринимательского таланта. Надо упираться рогом, мотивировать себя оторвать свою пухлую задницу и идти вперед, хотеть чего-то добиться. За счет каких средств идет развитие вашего бизнеса? Какова доля своих средств и кредитных ресурсов?  – Дай, Боже, мне терпения… Вопрос про «свои деньги» и «свою недвижимость» я слышу в каждой аудитории и пытаюсь понять: как он вам в голову приходит. Как? Я себе сдаю деньги по такому же коммерческому проценту, по какому беру в банке. То же касается недвижимости. Так в чем разница между «своими» и «заемными»? Наша управляющая компания из четырех наших объектов выгнала собственный бизнес.  У меня есть производство замороженных овощных смесей, так вот они уже 6 лет не могут попасть в нашу сеть и никогда не попадут. И по-другому никак не должно быть, иначе вы не бизнесмен. На что вы тратите доходы и почему ваша семья, как вы сами говорите, живет «скромно»?  – Доходы трачу на бизнес. А у моей семьи все есть, мы ни в чем не нуждаемся. Несколько лет назад к нам приезжали журналисты и писали, что мы (всего нас 4 человека) живем на 42 тысячи рублей. Сейчас на 60, потому что продукты подорожали, ЖКХ подорожало… Вы не покупаете рубашки дороже 10 долларов?  – Ну в целом, да, а зачем? Вообще, это форма (Ред. – Потапенко указывает на свою рубашку, брюки и жилет с галстуком) Если бы была более неформальная встреча, я был бы в футболке. Ну хорошо, а вы для чего работаете? Чтобы просто работать?  – Я развлекаюсь между рождением и смертью тем, что работаю. Предпринимательство — это стиль жизни. Лежать на пляжу с «Балтикой3» или смотреть, как 22 миллионера гоняют один мяч, — меня не торкает. А от того, что я делаю — меня прет. Вообще, если ты чем-то занимаешься, надо заниматься профессионально. Я начал играть в гольф и в первый же год получил медаль, как «олимпийская надежда». Но это опять же было профессионально, в 5 утра я уже был на поле и два часа ходил по полю. А вас счастливым делает ощущение, что вы такой молодец?  – Меня счастливым делает ощущение, что я есть. Но в любом случае, мне нужна цель, мальчик должен идти к цели. Ваш бизнес перейдет детям?  – Я надеюсь, что после моей смерти все будет взорвано. Выбор моих детей — это выбор моих детей, который они обязаны сделать сами и за который будут нести ответственность. В процессе работы каким программным обеспечением вы пользуетесь?  – Прекрасная программа — Google docs. Google-календарь — тоже респект и уважуха. И деньги на все это тратить не надо. Насколько вы доверяете своим партнерам?  – Ни на сколько. Доверие — абстрактное слово. Накапливается матстатистика: в таких-то случаях человек поступает так, а это значит, что в следующий раз с вероятностью такой-то он поступит так-то. Как грамотно уйти от налогов?  – Работать в черную. Это нормально. Государственная машина сделала все, чтобы мы не платили налоги. Если говорить о малом бизнесе, то, на мой взгляд, оптимально работать с ООО. ИП — не вариант. Я думаю, что ИП «нагнут» окончательно и бесповоротно. Вы смотрите телевидение?  – Полгода назад у меня в кабинете сломался телевизор. Я его не чиню.  – У вас есть отдел, который отслеживает политическую ситуацию?  – Политическая ситуация от нас не зависит. Это все равно, что контролировать восход солнца. Можно, но смысл? Что вы выделяете в человеке, когда берете на работу?  – Опыт и желание работать, все остальное вторично. За какие вещи вы увольняете?  – За нарушение бизнес-процессов, если они привели к уходу клиента. А как удерживаете сотрудника?  – Сотрудника можно удержать, только если он понимает, что в твоей компании он — лишь заменяемое звено, что он не все знает. Тогда он будет работать у тебя достаточно долго. Главный функционал должен делать владелец бизнеса. Как вы относитесь к женщинам в бизнесе?  – Для меня не существует гендерного признака, но я вижу на практике, что когда тетки начинают возглавлять или делать собственный бизнес, это плохо влияет на личную жизнь. Бизнес — это работа война-разведчика. И по-моему, драться — не женское дело. Среди больших предпринимателей женщины… они такие, знаешь, становятся страшненькие. Физиология меняется. Какую литературу порекомендуете прочитать?  – Лет 20 уже ничего не читаю. Книга не может отражать реальное течение бизнеса. Книга — это всегда прошлое, а бизнес в России меняется каждые три месяца. Надо работать с клиентом каждый день, он — лучший учитель. Откуда вы черпаете энергию? И есть какие-то у вас кумиры?  – Парни, вы меня простите, что за кумиры?! Если ты копируешь чью-то жизнь, значит, ты своей не живешь. Все просто: у тебя есть цель, которую ты сам себе поставил, и ты бежишь к ней. Откуда энергия… ты когда в туалет ходишь, ты же под себя не ходишь? Как-то добегаешь, штанишки снимаешь. А хочешь сдохнуть — вон забор, он ждет тебя. Уговаривать себя что-то сделать — это перебор. Если у тебя нет мотивации – иди работать по найму и расслабься. Еще хороший способ самоанализа: спроси себя: если тебе дать тачку, хату, яхту и миллион в банке — ты будешь предпринимателем? Если остановишься (а так сделают 90%) – сваливай, иди работать в «Газпром», во власть, воруй деньги. Если же ты все равно будешь работать, это совсем другое мышление. Человек работает не за деньги. Деньги — это фантики. Вы достаточно критичны к себе, к окружающим, к России. А что хорошего в нас есть?  – Мы здесь родились и в наших силах что-то сделать. Что хорошего в России? У нас классный клиент: мы плюем на него, а он нас обожает, и если мы не будем откровенно на него гадить, он будет верен нам вечно. Потому что конкуренции нет вообще. Вообще страна у нас хорошая, мы просто сами дебилы. Враг — в отражении. Не надо говорить про власть, говори каждый день «что же я такой мудак» и все встанет на свои места. Подготовила Мария Петухова petuhova.mv@gmail.com Досье Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc Родился в Москве, 30 марта 1970 г. Образование: Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, инженер конструктор-технолог МВА, California Heyward State University, Economic Option MBA, Экономика, ВАВТ при Министерстве экономического развития и торговли Карьера: В 1990-х в течение полутора лет Потапенко был охранником, охранял президента банка «Российский кредит». В 1992 году организовал первую торговую сеть – магазины электроники «Тусар». 1995-2000 годы – вице-президент по продажам и маркетингу Grundic GmbH в странах Балтии. 1998-2001 годы – генеральный директор ОАО «МЭЗ ДСП», вице-президент по инвестиционному развитию ПБК «КредитИмпексБанк». 2001-2003 годы – заместитель управляющего группы компаний «Логос», генеральный директор ООО «Центры оптовых продаж». 2003-2005 годы – управляющий сбытовой сети «Пятерочка» (Москва и Московская область) с 2005 года – управляющий партнер компании Management Development Group Inc.(брэнды Гастрономчикъ, Продэко, Марка) Увлечения: гольф, автомобили, оружие, карате. Потапенко – двукратный чемпион мира по карате. «Отдых та же работа. Если конечно заниматься этим профессионально».

Бизнес Новости Киров

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами