Декоративное изображение
4 648

Поделиться

Возвращение беспилотных магазинов: опыт Южной Кореи

Магазины без персонала обрели вторую жизнь в Южной Корее в период пандемии. Именно локдауны спровоцировали бум таких магазинов в стране, и их общее число сегодня превышает 7 тысяч. «Беспилотники» там успели превратиться из редкой экзотики в массовый продукт – технологии осваивают владельцы небольших лавок и магазинов у дома. Корейский опыт даже вдохновил отечественный «ВкусВилл» протестировать беспилотные магазины в Московском регионе. Но у такой «массовости» формата есть и обратная сторона – массовые кражи. Но беспокоят ли они корейских ритейлеров? Давайте разбираться.

Ned Snowman/Shutterstock/Fotodom

Ned Snowman/Shutterstock/Fotodom

Но прежде, чем переходить к Корее, сделаем краткий экскурс в историю. Семь лет назад в Китае, а следом и во всем мире вспыхнул тренд на абсолютно новый для физической розницы формат – беспилотные магазины. Полностью автоматизированные торговые точки без кассиров и персонала выглядели тогда футуристично и революционно. Свои проекты в этом направлении запускали как крупные ритейлеры типа Alibaba и Amazon, так и десятки молодых стартапов. Технология пришла и на российский рынок – вспомним тот же Briskly. Магазины без продавцов в экспериментальном формате запускали Х5 group («Пятерочка #налету), «Азбука вкуса», «Дикси Go» (входит в группу «Магнит»). Но довольно быстро тренд сошел на нет: стартапы закрылись, а гиганты пересмотрели планы на массовые открытия таких точек. Рынок оказался попросту не готов к столь смелому формату. Но это было правдой только до недавнего времени.

Без вредных продавщиц и осуждающих взглядов

Как бы это цинично ни звучало, но COVID-19 довольно позитивно повлиял на розничный рынок во многих странах, ускорив развитие различных трендов и технологий. Например, в России в годы пандемии случился подъем доставки продуктов и готовой еды, в результате которого сформировался нынешний сектор e-grocery. В Восточной Азии рынок доставки был хорошо развит еще до локдаунов, поэтому там такого бума не произошло. Зато в Южной Корее коронавирусные ограничения вызвали настоящий бум беспилотных магазинов, которых в стране было немного относительно соседнего Китая – всего 208 точек в 2019 году.

Вообще, появись «беспилотники» в Китае не в 2017 году, а хотя бы в 2018–2019-м, как в Корее, там тренд на эту технологию, скорее всего, тоже не успел бы погаснуть и в годы пандемии формат логично развивался бы по мере роста необходимости избегать скопления людей во время ковидных вспышек. Но в КНР такие магазины пошли на спад еще во второй половине 2018 года, а в 2019 году их число и вовсе стало стремительно сокращаться. А Корее повезло: технология пришла туда с небольшим опозданием.

Уже в 2020 году количество «беспилотников» в Южной Корее выросло до 499 точек, а в 2021 году и вовсе скакнуло до 2125 магазинов. Что важно, популярность формата не закончилась вместе с пандемией: по итогам 2023 года число таких магазинов (включая беспилотные кафе и прачечные) достигло 7421 точки.

Согласно опросу исследовательской компании Embrain, в котором приняли участие 1000 корейцев, 71,9% респондентов бывали в магазинах без персонала, из них около 80% выразили готовность посетить их снова. Основная причина похода в беспилотный магазин – нежелание общаться с торговым персоналом.

Уже в интервью газете The Korea Herald некоторые корейцы так объяснили свою нелюбовь к продавцам: в «беспилотниках» они не сталкиваются с безмолвным осуждением со стороны персонала, когда совершают мелкие покупки (например, жвачку).

Кроме того, продукты в таких магазинах дешевле, а ассортимент богаче, чем в традиционных лавках. Обычно услуги и необходимое оборудование «беспилотников» покупают или арендуют те же мелкие лавочники, высвобождая себе время от работы. Так, например, женщина в интервью газете рассказала, что после того, как установила в своем магазине беспилотное оборудование, она приходит туда только один раз в неделю пополнять запасы, а остальное время проводит дома с ребенком. Причем, по ее словам, продажи магазина после подключения к этим технологиям особо не изменились, но они окупают само оборудование и освобождают ее от монотонной работы.

Среди других причин популярности «беспилотников» в Корее – рост минимальной заработной платы и трудности с привлечением низкоквалифицированной рабочей силы. С дефицитом кадров столкнулся не только российский ритейл, и в Корее эту проблему массово решают беспилотными технологиями, которые оказываются дешевле и выгоднее, чем наем сотрудников. Плюс такие магазины могут принимать клиентов круглосуточно. Кроме того, магазины без персонала пользуются популярностью у корейской молодежи, предпочитающей молчаливых роботов разговорчивым продавщицам.

Вместе с развитием беспилотных магазинов меняется и их ассортимент. Если сначала там продавались в основном снеки, лапша быстрого приготовления, безалкогольные напитки и сладости (что характерно и для китайских «беспилотников»), так как их проще всего хранить, то впоследствии корейцы начали пополнять запасы свежим мясом и рыбой, одеждой, товарами для питомцев и др.

Происходит диверсификация формата, в результате чего открываются специализированные «беспилотники»: магазины одежды и обуви, зоомагазины, магазины игрушек, алкомаркеты, магазины мороженого, вейп-шопы и т.д.

Отнюдь не киберпреступность

Став массовым форматом, беспилотные магазины начали экономить на некоторых, казалось бы, обязательных при отсутствии персонала статьях. К ним относится безопасность.

Так, с марта 2021 года по июнь 2022 года в Южной Корее было зарегистрировано в общей сложности 6344 кражи из магазинов без персонала – в среднем по 13 краж в день.

Большинство магазинов без персонала оснащены только системами видеонаблюдения, однако этих мер часто недостаточно для предотвращения краж и других преступлений.

Среди участников этих преступлений непропорционально много подростков: на их долю приходится 52% краж из «беспилотников». Как рассказал владелец такого магазина в небольшом городе, еженедельно у него стабильно совершается одна кража. Но так как чаще всего воруют подростки, он обычно не выдвигает против них обвинений. Но даже с учетом регулярных краж большинство беспилотных магазинов остаются рентабельными благодаря экономии на рабочей силе.

Еще одной проблемой стали ошибки, которые выдает оборудование беспилотных магазинов при списывании денег с посетителя. Газета The Straits Times пересказывает историю кореянки, у которой на выходе из магазина без персонала вместо 2000 вон списалось 3000 вон. В такой ситуации покупателю приходится самостоятельно связываться с хозяином магазина и ждать его прихода для возврата средств.

Но несмотря на все эти недостатки, требующие или более дорогих беспилотных систем, или участия живого человека, владельцы «беспилотников» все равно зарабатывают на этом формате. Наблюдая за южнокорейским опытом, можно говорить об эволюции «беспилотников». Сначала они были дорогим и штучным «товаром»: первые такие магазины в Китае вовсе представляли собой автопилотируемые траки с едой, которые сами же пополняли запасы, вообще без участия человека. Из такого магазина было крайне сложно что-то украсть, но и стоила такая технология огромных денег.

По мере же распространения «беспилотников» в Корее они стали массовым продуктом, а потому несколько упростились, зато вместе с упрощением заметно упала и цена, в результате чего их могут себе позволить владельцы даже небольших лавок.

Да, из таких магазинов проще красть товары, но зато нет необходимости тратиться на персонал. Получился своеобразный компромисс между дороговизной и «тяжеловесностью» технологий и рентабельностью такого бизнеса.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами