Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Волшебный магазин
© Торговое оборудование в России N5-2001. © DEBUST — БЮРО, специально для журнала «Торговое оборудование в России/Технологии торговли»
Сегодня сеть магазинов «Старик Хоттабыч» знают не только в столице, но и в регионах. Открывая первый магазин, его владельцы поставили перед собой нелегкую задачу -удержаться, выделиться и закрепиться на рынке отделочных материалов. И им удалось не только стать новым магазином в этой уже развитой области, но и вырасти до сети.
Магазины «Старик Хоттабыч» ориентированы на широкий круг людей с любым достатком. Основным условием при постройке магазинов является наличие удобных подъездов на общественном и личном транспорте. Логотип магазина говорит о его специализации — ковры, обои и другие отделочные материалы.
Название магазина скорее иллюстрирует политику магазина: здесь обслужат быстро, качественно, как по волшебству. Любой взрослый может почувствовать себя здесь ребенком, который играет в оформление квартиры: можно разложить варианты напольных покрытий на полу, полистать огромные «книги» обоев. Здесь простая человеческая забота о клиенте перемежается с научными данными, техническими характеристиками и параметрами. Это равновесие создает дружеские и в то же время деловые отношения. Но такая гармония была бы невозможна без соответствующей техники. Поэтому особое внимание уделяется торговому оборудованию: в первую очередь, оно должно быть функциональным (и для покупателя, и для персонала).
Чтобы магазин работал исправно, необходимо достойное оборудование, начиная с оснащения склада. Если склад небольшой, то товар можно хранить обычным промышленным способом — на стеллажах. В «Старике Хоттабыче» применяются системы, выполненные по принципу детского конструктора: отдельные детали доставляются компактными блоками и монтируются на месте в течение 2 дней. При использовании таких систем можно избежать наложения торгового и технологического процессов, иными словами, сборка такого оборудования не влияет на работу магазина. Это и есть основное преимущество импортного оборудования, которое, к сожалению, используется гораздо чаще отечественного. «К сожалению, сегодня отечественная промышленность не способна производить оборудование такого класса, такого качества, такой энергоемкости, такого удобства в эксплуатации и такой безопасности, как импортная», — говорит Николай Романов, директор по развитию сети магазинов «Старик Хоттабыч». А ведь именно сборные системы позволяют быстро открыть, закрыть, перевезти, реконструировать, модернизировать магазин. Это можно сделать без помех и срывов торгового процесса.
«К сожалению, сегодня отечественная промышленность не способна производить оборудование такого класса, такого качества, такой энергоемкости, такого удобства в эксплуатации и такой безопасности, как импортная».Николай РОМАНОВ, директор по развитию сети магазинов «Старик Хоттабыч»
При своей функциональности оборудование должно наглядно демонстрировать товар, выгодно подчеркивая его преимущества. При оформлении торгового зала нужно выбрать такое стендовое оборудование, чтобы оно было удобно и для покупателя, и для продавцов и технического персонала. «Оборудование или выставочный стенд может быть ультрасовременным, отличаться неординарным дизайном, быть выполнено из ярких или необычных материалов, но это будет только отвлекать внимание покупателя от товара», — говорит Дмитрий Махаринский, директор фирменного магазина «Старик Хоттабыч». Оборудование должно быть качественным, красивым, удобным, безопасным, но неброским, не должно затмевать товар, иначе он сольется со стендом.
Идеален вариант, когда оборудование совмещает и наглядность при демонстрации товара, и функциональность. К такому разряду можно отнести патерностеры. Эти станки в «Старике Хоттабыче» начали использовать около четырех лет назад. Они имеют конвейерную систему представления товара, электропривод, пульт управления и обеспечивают быструю, безопасную, надежную, удобную и, следовательно, экономичную работу, потребляя всего 1 кВт энергии при способности прокручивать вес от 4 до 10 тонн. В первых магазинах применялись обычные ручные станки, где рулоны подвешивались с помощью фала, это было неудобно и долго.
Силовые движения — это время, которое играет существенную роль и для покупателя, и для магазина, поэтому применение физической силы необходимо свести к минимуму. С применением патерностеров травмирование покрытий, которое случалось при транспортировке, разгрузке и отпуске товара, уменьшилось примерно на 80 %. Таким образом, с автоматизированными техническими средствами погрузо-разгрузочные работы не представляют никаких проблем, с их помощью удобно демонстрировать и отмерять товар.
Активно используются средства малой механизации, чтобы не пришлось перемещать вручную, например, рулоны, которые при ширине 4 метра весят по 250 кг. Для перемотки напольных покрытий, которые иногда поступают в продажу, намотанные наизнанку — основой вверх, используются роликовые тележки. Со специальными тележками для перемотки на эту операцию уходит около 4 минут.
Время играет важную роль в работе магазина, необходимо так организовать технологический процесс и подготовку товара, чтобы их можно было выполнить быстро и незаметно для покупателей, без нарушения торгового процесса. Уже давно отработана определенная технология разгрузки, погрузки, размещения товара на стендах. «Благодаря использованию технических средств, мы можем разгружать 6-метровые МАЗы примерно за 30 минут», — комментирует г-н Романов. Экспозиции некрупного товара (бра, смесители, дверные ручки) можно менять так часто, как это нужно, покупатель же может и не видеть процесса установки нового стенда. Это стало возможным с применением съемных панелей, на которые сначала монтируется товар, а уже потом они крепятся к несущей конструкции.
Продолжая мысль о том, что оборудование должно обеспечивать наглядность, следует отметить, что основным правилом расположения товара в зале является полномасштабная, по максимуму, выставка товара. При входе в любой торговый зал, специализирующийся на продаже того или иного товара, покупатель должен охватить одним взглядом около 60-70% продукции. Заинтересовавший его товар он сможет рассмотреть непосредственно в торговом зале или в каталоге.
С изменением форматов торговых предприятий (от магазинов через ларьки и стихийные рынки к супермаркетам) меняются и подходы работы с клиентами. «Некоторое время назад мы были вынуждены выставлять все образцы товара в своих торговых залах, т. к. покупатели не были готовы покупать товар по каталогам. Доходило до того, что мы выставляли 2 000 вариантов обоев, 600 видов коврового покрытия, 800 видов линолеума, 2 500 единиц сантехнической продукции, поэтому помещений для полного обзора не хватало», — рассказывает Николай Романов.
Дело в том, что до кризиса клиент был суетливый, если человек пришел в магазин за конкретной вещью, то он должен был уйти с покупкой, его не устраивало ждать даже 48 часов. Тогда была тенденция «хочу сейчас», поэтому о торговле по образцам (каталогам) не могло быть и речи, это не давало необходимого экономического эффекта.
Сегодня покупатель стал спокойный, рассудительный в выборе товара, с посетителями работают дизайнеры, предлагают им возможные варианты. В связи с изменившимися тенденциями с середины прошлого года были введены специализированные «библиотеки» ковровых покрытий, линолеума, где выставляем в сумме около 2 000 видов, включая «престижное» направление линолеума, который рассчитан на высокие нагрузки и имеет повышенную степень прочности. Использование каталогов улучшает работу магазина, экономит место: в рулонах обои уже не выставляются, а предлагаются готовые варианты дизайнерских решений, куда включено и напольное покрытие, и бордюрные обои, а покупатель уже выбирает, менять что-то или оставить без изменений.
При организации движения потоков посетителей в торговом зале необходимо найти решение для ликвидации тупиковых мест. В неком прямоугольном помещении покупателя можно «загнать» в угол, тем самым вынуждая его возвращаться по уже пройденной площади. Метод направления покупательских потоков активно применяется в супермаркетах, его же можно применять и в непродовольственных магазинах. Благодаря такому подходу покупатель меньше устает, не тратит время на просмотр одного и того же товара, а у владельцев магазина появляется возможность «провести» посетителя по всему магазину.
«Обслуживание должно быть грамотным: мы любим своих покупателей и стараемся о них заботиться». Дмитрий МАХАРИНСКИЙ, директор магазина «Старик Хоттабыч» на Ярославском шоссе
Не стоит пренебрегать использованием вертикальных конструкций: они помогают увеличить площадь торгового зала, но не загромождают его. При использовании вертикальных конструкций можно добиться увеличения количества демонстрируемой продукции на порядок. Этот подход применим даже в отделе сантехники, где специально для ванн сотрудниками «Старика Хоттабыча» были разработаны особые подставки, которые позволяют наглядно представить товар и не занимают лишнего места.
По этому же принципу выполнены специальные стенды для демонстрации ковров в полную величину, которые не просто экономят место торгового зала, но и позволяют одновременно выставить около 150 видов ковров с возможностью их просмотра. Этот стенд представляет собой рельсовую конструкцию с так называемыми «просмотровыми ямами». Это тот нечастый случай, когда часть комплектующих этого комплексного оборудования закупается в Финляндии, а несущая конструкция изготавливается в России с учетом конкретного помещения
«Пока не было необходимого оборудования, приходилось развешивать образцы на стенах. Такая выставка положительного результата не давала, поэтому некоторое время мы не продавали ковры. Но сегодня появилось нужное оборудование, и мы снова можем продавать ковры так, чтобы это было удобно нашим покупателям», — продолжает г-н Романов.На сегодняшний день только одно «тонкое место» в оборудовании «Старика Хоттабыча» — как расположить остатки напольных покрытий. Сейчас они стоят небольшими рулонами абсолютно бессистемно, с точки зрения дизайна и эффективности — не с лучшей стороны. По словам Николая Романова, пока нет специализированного стенда, чтобы выставить их красиво и удобно. Это должно быть эксклюзивное, специализированное оборудование, удобное для обслуживания, размещения этого вида товара и имеющего достойный внешний вид. «Старик Хоттабыч» выделяется из череды других магазинов отделочных товаров в основном обслуживанием: консультанты, находящиеся в зале, при необходимости могут дать максимальную информацию о товаре, помочь что-то подобрать или просто подсказать, где касса.
На сегодняшний день в Москве больше 10 магазинов, еще 3 — в регионах. Наличие региональных представительств, говорит само за себя: правильно подобранное техническое оборудование и верный расчет, дальновидность сотрудников помогают магазину достойно развиваться.
P. S. Творческий коллектив рубрики «From Out» выражает благодарность Администрации и всему коллективу магазина «Старик Хоттабыч» на Ярославском шоссе за помощь в подготовке материала.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?