Декоративное изображение
24 362

Поделиться

Во сколько малому бизнесу обойдется маркировка?

Далеко не все представители малого и среднего бизнеса уже начали готовиться к обязательному введению маркировки на табачные изделия и обувь с 1 июля 2019 года. Как показал опрос, проведенный «Левада Центром» и компанией «Атол», 45% руководителей и собственников малых и средних предприятий, торгующих такой продукцией, еще даже не начали искать информацию о маркировке. При этом многих из них волнует, во сколько им обойдется выполнение требований закона — какое оборудование и программное обеспечение понадобится? Retail.ru собрал мнения экспертов на этот счет.

Сроки внедрения маркировки

Табачная продукция

  • С 1 марта 2019 года регистрация в национальной системе маркировки обязательна для всех участников оборота, даже для самой мелкой розницы.
  • С 1 июля 2019 производители обязаны наносить коды маркировки на каждую пачку. Выпуск немаркированных сигарет прекратится, но остатки еще можно будет распродавать до 1 июля 2020 года.

Обувь

  • С 1 июля до 1 октября 2019 участники оборота обуви обязаны зарегистрироваться в системе, подать заявки на оборудование — регистраторы эмиссии кодов — и начать маркировать остатки по упрощенной схеме.
  • С 1 октября до 1 февраля 2020 участники получат регистраторы эмиссии и закончат маркировку остатков.
  • С 1 февраля 2020 маркироваться будет вся обувь, оборот продукции без маркировки будет запрещен. Остатки с упрощенными кодами могут продаваться в течение 2 лет с момента ввода продукции в оборот.

«Хватит 5–7 тысяч рублей»

Для начала работы с маркировкой торговым предприятиям необходимы определенные технические средства и программное обеспечение (ПО).

По словам Алексея Макарова, председателя совета директоров IT-компании «Атол», есть предприятия, которым для работы с маркировкой не понадобится потратить ничего, а в большинстве случаев техническое обеспечение точки обойдется в 5–7 тысяч рублей. Разберемся подробнее.

 Во сколько малому бизнесу обойдется маркировка? 1. Онлайн-кассы. Старт обязательной маркировки совпадает с началом третьего этапа внедрения онлайн-касс: к 1 июня 2019 года все оставшиеся мелкие предприниматели должны приобрести онлайн-кассы . Значит, к нужному сроку все предприятия розницы будут оснащены ККТ, необходимыми для работы с маркированной продукцией.

Самозанятым стоит дождаться окончательного принятия поправок в Госдуме, которыми предусматривается перенос сроков обязательного применения онлайн-касс на 1 июля 2021 года.

Для индивидуальных предпринимателей на патенте или ЕНВД государство предусматривает налоговый вычет в размере 18 тысяч рублей на приобретение каждой онлайн-кассы. Также налоговый вычет распространяется на покупку фискального накопителя, необходимого ПО и услуги по его установке. Стоимость примерно 30% касс, входящих в официальный реестр ФНС, до 18 тысяч рублей, а значит, предприниматели смогут полностью компенсировать стоимость приобретения новых ККТ.

Например, для задач малого и среднего бизнеса подойдет «Касса № 1» (про­изводства «Калуга Астрал»), которая без фискального накопителя стоит 11,5 тыс. руб. Комплексное предложение вместе с программным продуктом и подключе­нием к ОФД («Касса №1 с ФН+ 1С:Розница 8+Астрал ОФД») обойдется в 17,6 тыс. руб. До старта маркировки производители и поставщики ПО также предлагают акции.

2. Адаптация касс, купленных ранее. Большинство касс, купленных в последние 2 года с начала реформы, легко дорабатываются под маркировку. Предприятиям торговли понадобится всего лишь обновить программное обеспечение своих ККТ. Цена на обновление ПО кассового аппарата начинается от 600 рублей, фискального регистратора, подключаемого к компьютеру, — от 800 рублей. Большинство производителей ПО сегодня уже выпустили необходимые обновления и дают возможность провести эту операцию с минимальными затратами. У некоторых производителей обновление ПО, выпущенное к повышению НДС до 20%, уже адаптировано для работы с маркировкой.

Адаптация касс 3. 2d-сканер для чтения кода маркировки. Сегодня стоимость 2d-сканеров, необходимых для чтения кодов DataMatrix, используемых в маркировке, начинается от 3,5 тысяч рублей. Для соответствия требованиям закона достаточно приобрести самую простую модель. Также после внедрения ЕГАИС все предприятия, торгующие алкоголем, уже оснащены 2d-сканерами. Эти сканеры нужно либо самостоятельно настроить в соответствии с инструкцией либо опять же произвести обновление ПО.

4. Обновление ПО кассового оборудования, работающего на основе специального программного решения, может понадобится крупной и средней рознице. Стоимость такого обновления зависит от поставщика ПО.

Обновления типовых решений системы «1С:Предприятие 8» пользователи могут получить в сервисе «1С:Обновление программ» либо через партнеров фирмы «1С». Обновление осуществляется в рамках договоров информационно-технологического сопровождения без дополнительной оплаты.

К введению маркировки бизнесу, особенно связанному с торговлей маркированными и подакцизными товарами, стоит подготовиться заблаговременно. Ведь может понадобиться выполнить целый ряд процедур: выбрать контрольно-кассовую технику, установить или обновить про­граммное обеспечение, обучить персонал и в целом адаптировать все бизнес-процессы к работе по но­вым правилам.

«Нужно понимать, что с введением маркировки табачных изделий изменятся процессы приемки товаров, поступления приходных наклад­ных через ЭДО, сканирования кодов товаров при продаже, инвентаризации остатков по ко­дам и вывода из оборота, — прокомментировала Валерия Молоканова, эксперт компании «1С». — Все изменения бизнес-процессов по­требуют интеграции с действующим программным обеспечением, поэто­му крупные разработчики готовят решения, позволяющие грамотно вписать и эффективно управлять новыми процессами».  

По словам эксперта, компания «1С» разрабатывает на­бор универсальных механизмов для поддержки процессов маркировки табака (электронные документы и подключаемое оборудование), что позволит уменьшить время на вне­дрение типовых решений. Важно, что для «табачной» отрасли фирма «1С» реализует необходи­мый функционал с учетом сроков перехода к обязательной марки­ровке, предусмотренных правительством. В настоящее время в библиотеке маркировки (библиотека интегра­ции с ГосИС) уже реализованы процессы интеграции с ЭДО (входящие и ис­ходящие УПД); механизмы проверки продукции при приемке и отгрузке; механизмы сканирования табач­ных штрихкодов; реализация через рабочее место кассира (РМК) в подсистеме роз­ничных продаж.

Повлияет ли введение маркировки на стоимость продукции?

Повлияет ли введение маркировки на стоимость продукции? Предполагается, что расходы на приобретение оборудования для маркировки возьмет на себя бизнес. Однако представители Национальной системы цифровой маркировки «Честный знак» многократно заявляли, что с внедрением полной прослеживаемости стоимость товаров легальных производителей снизится. Как отметил Реваз Юсупов, заместитель генерального директора «Центра развития перспективных технологий» (единого оператора маркировки), маркировка позволит производителям оптимизировать бизнес-процессы, снизить издержки, и в результате уменьшения доли контрафакта на рынке и влияния других позитивных факторов цены на товары могут снизиться на 10%. Вот, что на этот счет говорят другие эксперты.

Александр Мироненко, директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок Philipp Morris International:

«Конечно, подготовка предприятий к работе с маркировкой потребовала затрат. Также с 1 июня 2019 года производители будут платить 50 копеек (плюс НДС) за каждый код на каждой пачке и на блоке сигарет. Тем не менее, мы рассматриваем маркировку как один из очень важных инструментов в борьбе с нелегальным оборотом, а наши затраты — как инвестицию в будущее. Мы надеемся, что, когда в июле 2020 года система полной прослеживаемости табачной продукции заработает в полную силу, объем нелегальной продукции на рынке начнет замещаться легальным. Именно в этом мы видим преимущество проекта. Резюмируя, могу сказать, что не стоит опасаться, что маркировка негативно повлияет на цену пачки сигарет. Этого не случится».

Наталья Демидова, генеральный директор Национального обувного союза:

«Серьезные опасения бизнеса сегодня связаны с тем, что обувь — сезонный товар. При этом 85–90% продукции на российском рынке — импорт. По нашим ощущениям, таможня пока не готова к нововведениям. Для маркировки импортной продукции скорее всего придется создавать специальные хабы, на которых будет маркироваться ввозимая обувь. И безусловно, это потребует дополнительных затрат от импортеров. Поэтому мы не разделяем оптимизма о том, что введение маркировки совсем не скажется на стоимости.

В то же время, компании не заинтересованы в увеличении розничных цен. Рынок находится в стагнации, он насыщен, и заложить свои расходы в конечную цену не удастся. Производители рассчитывают, что система маркировки поможет справиться с контрабандной продукцией, которая из-за низких цен очень сильно влияет на спрос.

Мы понимаем, что в обувном ритейле много малого и среднего бизнеса. И наверное, в рядах мелкой розницы стоит ожидать некой консолидации. У розницы будет два года, чтобы замаркировать имеющуюся продукцию (в том числе товары без документов) по упрощенной схеме и продать. Когда маркировка пойдет в массы, покупатели будут ходить со смартфонами и выявлять контрафакт, и тогда торговать нелегальной продукцией не получится. Нужно искать поставщиков, работающих по закону».

Насколько малый и средний бизнес готов к маркировке?

«Внедрение маркировки не пройдет без сбоев» — так считают 53% представителей малого и среднего бизнеса. «Левада Центр» и IT-компания «Атол»  опросили 500 предприятий в сфере торговли табачными изделиями и обувью, чтобы выяснить, что известно предпринимателям о маркировке и насколько они готовы к ее внедрению с 1 июля 2019 года.

Согласно результатам опроса, еще не весь бизнес готов к работе с системой маркировки. Хотя 89% респондентов слышали о ней или хорошо представляют, что это такое, 45% опрошенных еще не начинали искать информацию о маркировке товаров. В то же время 76% предпринимателей уже имеют онлайн-кассы.

Как оказалось, руководители и владельцы бизнеса не очень хорошо понимают суть нововведений. Только около половины опрошенных знают, что их магазин должен начать сканировать данные с пачек сигарет с 1 июля 2019 года. Лишь 30% респондентов в курсе, что с 1 июля 2020 года вступает в действие запрет на оборот, производство и продажу сигарет без маркировки.  

При этом бизнес воспринимает инициативу без особого энтузиазма. Большая часть опрошенных считает, что введение маркировки приведет к повышению налоговых выплат (37%) и усилению контроля рынка государством (36%). Но вместе с этим 33% согласны, что маркировка поможет защитить покупателей от контрафактной продукции и, способствуя уходу с рынка нелегальных торговцев, улучшит возможности для развития честного бизнеса (10%).

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами