Декоративное изображение
13 454

Поделиться

Владимир Емельяненко, «Лама»: «В ближайший квартал начнется ценовая бойня»

Сеть «Лама. Хороший выбор» (г. Томск) готовится к посткарантинному периоду. Директор сети Владимир Емельяненко уверен, что в ближайший квартал инфляционные процессы и сокращение дохода населения обострят борьбу с федералами и спровоцируют развязывание ценовых войн. Усилится консолидация, неэффективные региональные сети вынуждены будут уйти с рынка.   

Сеть «Лама. Хороший выбор» по итогам прошлых двух лет демонстрирует довольно высокие показатели роста. Товарооборот, составлявший в 2018 году 14 млрд руб., по итогам в 2019 года вырос до 15,73 млрд руб., план на 2020 год – 17,55 млрд руб.   

По результатам 2019 года прирост розничного товарооборота составил +11,9% относительно 2018 года, при этом прирост розничного товарооборота LFL составил +8,2%. Прирост происходил за счет притока новых покупателей и увеличения количества чеков. В 2019 году количество чеков выросло на 9,8% (LFL +5,4%) по сравнению с 2018 годом, план на 2020 – рост +7,9% (LFL +5,8%).

В настоящее время сеть объединяет 63 магазина – 5 гипермаркетов и 58 супермаркетов и универсамов (под брендом «Абрикос»), имеет 3 распределительных центра.

Владимир Емельяненко

По мнению Владимира Емельяненко, в ближайшее время на рынке регионального ритейла обострятся кризисные явления. Одна из угроз кризиса – снижение покупательской способности. «Сейчас все сети радуются приросту товарооборота (ТО) за март–апрель, но это был период панического спроса, плюс фуд-ритейл просто поделил товарооборот HoReCa, – поясняет Владимир Емельяненко. – Не было системного прироста, обеспеченного операционной эффективностью. В ближайшем квартале произойдет откат ТО, и перед ритейлерами встанет вопрос, как работать в новых условиях».

В ближайшем квартале будут развязаны ценовые войны: федеральные сети, вынужденные показывать постоянно растущую отчетность на стагнирующем рынке, будут вести агрессивную ценовую и промоборьбу.

Еще одна угроза – поглощения. Как показывает опыт прошлых лет, сети, имеющие низкую финансовую и операционную эффективность, в кризис уходят с рынка. Посткризисный период 2014 года не пережила почти половина региональных сетей.

Ответ сети «Лама. Хороший выбор» на угрозы – более тщательное финансовое управление и повышение операционной эффективности.

К началу 2020 года розничная сеть подошла с нулевым кредитом. Три года назад был пересмотрен портфель инвестиций, для каждого вида проектов установлены жестокие показатели доходности и временные нормативы. Уже к началу кризиса компания не имела ни единого проекта с отрицательной эффективностью. Сокращены лимиты по рабочему капиталу.

Ведется работа по повышению операционной эффективности. Один из основных критериев эффективности – ТО на 1 кв. м. В 2016 году этот показатель составлял 22 тыс. руб., к началу 2020 года – 30 тыс. руб., целевое значение – 35 тыс. руб. в месяц.

«В начале кризиса – марте 2020 года мы сформулировали для себя 5 стресс-сценариев: снижение ТО на 10, 20, 30, 40 и 50% и моделировали статьи затрат, – рассказывает Владимир Емельяненко. – В результате отработан сценарий, позволяющий даже при падении на 50% сохранить позитивную рентабельность чистых продаж».  

Владимир Емельяненко, «Лама»: «В ближайший квартал начнется ценовая бойня»

Принципиально пересмотрены методы планирования и мотивация менеджмента. Сформирована команда менеджеров-партнеров, мотивированная на рост предприятия.

В сети запущена автоматизированная система мониторинга цен. С помощью мобильного приложения распознается цена по любому ценнику. Мониторинг проводится во всех магазинах города, затем происходит сопоставление с ценами конкурентов. Это позволяет гибко подстраивать цены под рынок.

В плане работы над затратами внедрены кассы самообслуживания и система Scan&Go, позволяющие сократить расходы на эквайринг и ФОТ. По планам сети, около 50% покупательского потока должно проходить через кассы самообслуживания и систему Scan&Go.

Валерия Миронова

По материалам онлайн-конференции ФС «Хороший выбор»

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами