Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Виски по-украински. Когда в Украине появится свой Johnnie Walker
В Украине собираются наладить производство рома и виски. Пока что из импортного спирта, но в дальнейшем производство могут локализовать полностью. За последние годы импорт этих напитков в Украину удвоился. И хотя эксперты сомневаются, что виски украинского разлива будет пользоваться спросом, для украинских водочников это хороший способ потеснить импортных конкурентов.
Право на виски
В парламенте зарегистрирован законопроект N10597, которым предлагается распространить действие Закона о госрегулировании производства и оборота спирта и алкогольных напитков и табачных изделий на такие алкогольные напитки, как виски и ром.
Автор проекта, народный депутат от Партии регионов Андрей Пинчук, предлагает предоставить право производить ром и виски компаниям, имеющим соответствующую лицензию, оборудование и спецтару для выдержки спиртов. Импортировать и экспортировать этиловый спирт-дистиллят для виски и рома смогут те, кто имеет соответствующие лицензии и собственные производственные мощности по переработке и/или хранению спиртов.
По мнению депутата, закон позволит аграриям расширить посевные площади под с/х культуры, необходимые для производства рома и виски, увеличит количество рабочих мест, сократит растущий импорт данных напитков в Украину и даст возможность потребителям покупать их по более низким ценам. К тому же это принесет дополнительные поступления в госбюджет – в размере 92,5 млн.грн. ежегодно.
Монополия на спирт
Сегодня право изготавливать спирт для собственных нужд имеют только производители коньяка. В то время как производители вина и водки вынуждены покупать спирт у государственного монополиста – предприятия Укрспирт. Новый законопроект предлагает дать такое же право производителям виски и рома, пояснил директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко.
В условиях существования государственной монополии на производство спирта, принятие этого закона нарушит принцип равноправия для разных субъектов хозяйствования, считает руководитель ассоциации. «Преференции в отношении производителей алкогольных напитков типа виски и ром вызовут вполне обоснованное желание получить аналогичные полномочия, но под другую продукцию на основе спирта, остальным участникам рынка», – говорит глава объединения.
Более эффективным шагом стала бы полная демонополизация производства спирта и приватизация спиртзаводов, добавляет он.
Виски по цене коньяка
Быстро растущие объемы импорта виски и рома в Украину свидетельствуют о наличии высокого спроса на них. Согласно официальным данным Госстата, импорт рома и других спиртных напитков, полученных путем перегонки сброженных продуктов из сахарного тростника, в 2011 году вырос почти в двое, с 152,6 до 293 тыс. литров (в пересчете на 100% спирт).
Импорт виски за 10 лет (с 2001 по 2010 годы) вырос в 1,6 раза, с 873,8 тыс. литров до 1,40 млн. литров (в пересчете на 100% спирт).
Импорт будет расти и дальше, если учитывать, что цена на импортный товар постепенно снижается. «Если раньше виски был сугубо премиальным продуктом, то сегодня напиток присутствует в среднеценовом сегменте (примерно 70 грн./0,5 л)», – отмечает президент Украинской торгово-промышленной конфедерации Владимир Демчак.
К тому же цена на виски уже постепенно приближается к цене на отечественные коньяки, что делает напиток прямым конкурентом последних.
Сначала импорт, потом производство
Что касается технологических возможностей производства виски и рома в Украине, эксперты заверяют: сырья (кукуруза, ячмень, рожь, пшеница) для их выпуска хватает, мощностей – тоже. На нынешнем уровне развития ликероводочной отрасли произвести любой напиток в стране – не проблема, отмечает Демчак.
С другой стороны, украинский потребитель четко ассоциирует виски и ром с определенными странами, где он традиционно производится: ром – с Кубой и Ямайкой, виски – с Ирландией и Шотландией. И воспринять украинский аналог, возможно, будет не так просто.
По мнению Демчака, более логичным было бы для начала наладить импорт в Украину спиртов для производства рома и виски, и реализовывать их под импортными брендами. В случае, если спрос на напитки будет высок, далее может последовать дислокация производства соответствующих спиртов в Украине.
Демчак напомнил, что примерно 10 лет назад Барский спиртзавод в Виннице пробовал сам производить как спирт для рома и виски, так и готовые напитки. «Компания неудачно вышла на рынок и в конечном итоге потерпела фиаско. Этот завод сегодня совсем не производит алкоголь», – отметил он.
Новые бренды
Другим вариантом может стать реализация виски и рома из импортных спиртов под украинскими брендами. Но Демчак считает такой подход слишком рискованным. «Создавать новую местную торговую марку, которую никто не знает и не будет понимать, что это за продукт, наверное, рискованно», – считает президент УТПК.
Сергей Михайлечко в свою очередь напоминает, что еще совсем недавно в Украине не изготавливался вермут. А сегодня, к примеру, вермуты Paloma и Merengo (производятся компанией Национальные алкогольные традиции) представлены во многих торговых сетях.
Украинский продукт будет конкурентоспособным, уверен Михайлечко. «Яркий тому пример – расширяющееся производство в Украине алкогольных напитков вермут типа «мартини», которые заняли свою нишу и нашли своего потребителя, так как они прекрасного качества и у них доступная цена», – говорит руководитель винодельческой ассоциации.
Не менее показательным является производство в Украине таких слабоалкогольных напитков, как сидр и перри. Например, сидр под ТМ Ranetti начала производить компания Олимп.
Если закон будет принят, ассортимент украинских производителей продолжит расширятся, соглашается Владимир Демчак. «Я думаю, что будут попытки искать легализацию или имплементацию документов для возможности производить более широкую гамму не только здесь, но и в других группах напитков», – говорит он. Так что не исключено, что в будущем в Украине появятся, к примеру, собственные джин или текила.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.