Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 5122
Поделиться
Виртуальная соломинка
Глава крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group Лев Хасис заявил, что холдинг в следующем году займется интернет-торговлей. Это будет универсальный интернет-магазин по аналогии с Amazon. Упор X5 сделает на книги, технику и прочие товары длительного хранения.
Сейчас X5 в своих сетях "Пятерочка" и "Перекресток" продает в основном продукты питания. Значительный ассортимент непродуктовых товаров представлен разве что в гипермаркетах "Карусель". Тем не менее распределительные центры холдинга, контракты с поставщиками и многочисленные магазины — неплохое подспорье для масштабного старта в Сети.
X5 не одинока: в этом году в интернете уже активизировались традиционные ритейлеры. Причем в совершенно разных отраслях. К примеру, весной в Москве запустила интернет-магазин продуктов питания премиальная сеть "Азбука вкуса": в компании рассчитывают, что за несколько лет онлайн-продажи займут 10% ее оборота. "Средний чек при заказе через интернет составляет 5,5-6 тыс. руб. против 1,2-1,3 тыс. в офлайне",— рассказывает брэнд-директор "Азбуки вкуса" Александр Чекмарев. Стартовали недавно интернет-продажи и в книжной сети "Буквоед". Совладелец сети "Буквоед" Денис Котов за три-четыре года надеется занять второе место на рынке после Ozon: "У нас такой ассортимент и охват территорий, что вторая позиция — вполне адекватная задача".
Рапортуют о неожиданных успехах и компании, успевшие открыть интернет-магазины до кризиса. К примеру, "Евросеть" увеличила онлайн-продажи телефонов с января по август 2009 года по отношению к аналогичному периоду 2008-го более чем на 50% (и это при том, что рынок мобильных за первое полугодие просел на 30%). Аналогичная ситуация в сфере бытовой техники. "М Видео" за первое полугодие нарастила продажи интернет-подразделения на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а "Эльдорадо" — на 40%, до 775 млн руб.
По прогнозам Euromonitor International, российский рынок интернет-торговли в 2009 году вырастет со 100 млрд до 114 млрд руб. Тогда как в целом оборот розничной торговли в России с января по август уже упал на 4,7%.
Объяснить бум интернет-торговли на фоне общего падения спроса несложно: цены в онлайновой сети, как правило, ниже, чем в офлайновых магазинах. "Электроника в интернете дешевле, чем в обычном магазине, примерно на 15%",— говорит директор "Ютинет.ру" Михаил Уколов. К примеру, скидки на товар на сайте Eldorado.ru могут составлять 5-25% цены в обычном гипермаркете компании. "Товар не хранится на полке, оборачиваемость товарных запасов и денежных потоков в интернет-магазине выше, так что ценообразование отличается от существующего в реальных магазинах",— поясняет Антон Пермогоров, руководитель департамента интернет-продаж "Эльдорадо".
Впрочем, далеко не все ритейлеры снижают цены на товары, выставляемые в интернет-магазине. К примеру, в виртуальной "Азбуке вкуса" цены такие же, как и в реальной. "В первую очередь мы хотели помочь той части наших покупателей, кто ограничен во времени, либо в районе их проживания нет "Азбуки вкуса"",— говорит Александр Чекмарев.
Конечно, сейчас в обороте крупных ритейлеров онлайн-продажи невелики, хотя все планируют их здорово нарастить. В "Евросети" это чуть более 1% (план — 10% за два-три года), в "Эльдорадо" — 2% (план — 5% за три года). Впрочем, доходы, которые реальные ритейлеры считают незначительными, виртуальным обеспечивают место среди лидеров рынка. В интернет-тор-говле сейчас засилье малого бизнеса. "Из 1300 российских интернет-магазинов 99% имеет оборот менее $1,5 млн — в массе своей это микроскопический бизнес,— говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. К примеру, 2% прошлогодней выручки "Эльдорадо" — это $84 млн, а у крупнейшего российского виртуального ритейлера Ozon.ru оборот за прошлый год составил $102,4 млн. Да и динамика у Ozon.ru поскромнее: в первом полугодии 2009-го оборот увеличился по сравнению с таким же периодом 2008 года на 20%.
Попытки крупных ритейлеров диверсифицировать бизнес за счет интернет-торговли могут здорово обострить конкуренцию на относительно небольшом и раздробленном виртуальном рынке.
"До недавнего времени 90% продаж телефонов в Сети осуществлялось через "серых" продавцов",— говорит президент "Евросети" Александр Малис. Сейчас рынок заметно "обелился", но вслед за "серыми" игроками с рынка могут уйти и "белые", но маленькие: тягаться с лидерами офлайн-рынка им зачастую не под силу.
Создатель Livejournal.com Брэд Фицпатрик советует начинающим интернет-предпринимателям создавать интернет-магазины. В России это может оказаться не такой уж хорошей идеей.
Традиционные ритейлеры обскакали своих онлайн-конкурентов на их же территории (см. график) — из десятки самых популярных интернет-магазинов, по версии Ipsos, лишь четыре работают только в Сети. Любой новый канал сбыта в кризис ритейлеры рассматривают как возможность спасти свой бизнес, так что для малых предпринимателей в интернете места остается совсем мало.
Журнал «Секрет Фирмы» № 10 (291) от 05.10.2009
![]() |
![]() |
Увеличить |
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/b26/xj39626j9b3u1lrwt5396qpv1new21h9/anonsInnokentii_-Lukyanov-AST.jpg)
Какие риски и как страхует ритейл, как снизить стоимость страхования и когда страховой консалтинг необходим бизнесу?