Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вернётся ли Wal-Mart в Россию?
Walmart – общепризнанный лидер в сфере ритейла. Это – крупнейшая мировая торговая сеть, которую знают практически во всех странах мира. Тем не менее, в России об американском гиганте слышали лишь избранные. Всё могло измениться. Год назад американцы открыли собственный офис в Москве. Но попытки экспансии на российский рынок провалились, и офис был закрыт. Впрочем, эксперты уверены, что Walmart лишь сменил тактику, и перемена планов объясняется финансовыми трудностями компании. Глава Walmart International Дуг МакМилон заявил: «Российский рынок довольно перспективен для ритейлеров. И мы полагаем, что россияне бы только выиграли, если бы Walmart появился в России. Тем не менее, мы решили, что экспансия на рынок должна совершаться через приобретение, а не «старт с нуля». Ввиду того, что в данный момент мы не видим возможности приобретения другой компании в России, у нас нет причин для того, чтобы продолжать содержание московского офиса. Но в любом случае мы продолжим изучать возможности вторжения на российский рынок».
Всё началось с «Копейки»?
Летом Walmart вел переговоры с девелопером ПИК Group. Ритейлер хотел приобрести недвижимость в спальных районах, где можно было бы открыть небольшие магазины. В то же время петербургский гипермаркет «Лента» называли в качестве возможного приобретения Walmart. Тем не менее, в сентябре журналисты со ссылкой на члена правления Walmart сообщили, что эти слухи не имеют под собой оснований. Напряжение нарастало. Руководство американского ритейлера начинало нервничать в связи с затянувшейся экспансией. Walmart пытался приобрести «Копейку», но в итоге магазины достались крупнейшему ритейлеру России X5, который в общей сложности заплатил 1,65 миллиарда долларов. Как говорят журналисты, Walmart проиграл эту битву X5. В конце июня руководство Walmart начало сомневаться в том, каким образом совершить войти на российский рынок: путём приобретения действующей сети или открытия новой. Об этом сообщил глава Walmart по международным поглощениям и слияниям Кевин Гарднер. Он предположил, что Walmart может попытаться создать новую сеть.
Тем не менее, аналитики считают, что Walmart не следует менять выбранную тактику. Объясняется это «трудностями, с которыми сталкиваются в России иностранные инвесторы». Аналитик «Альфа Банка» Александра Мельникова заметила: «Приобретение готовой сети – логическое решение, так как у Walmart нет опыта работы на ритейл рынке России и немногие специалисты компании обладают необходимыми связями. Кроме того, это – менее рискованная стратегия. Посмотрите на трудности, которые сейчас испытывает шведская IKEA. Поглощение позволяет избежать управленческих и организационных проблем».
У Walmart не хватило денег
Французский конкурент Carrefour был вынужден уйти с российского рынка после того, как компания открыла два гипермаркета. Шведская IKEA с 12 торговыми центрами постоянно жалуется на коррупцию. Руководство компании уже уволило двух менеджеров за взяточничество.
Впрочем, с мнением Мельниковой не согласна Наталья Загвоздина из «Ренессанс Капитал»: «Многие крупные ритейлеры, включая X5, «Магнит», немецкое «Метро» и францзский «Ашан» смогли развить свои сети с нуля в России. Поэтому я не вижу причин, по которым Walmart не может сделать то же самое… Настоящая причина, по которой Walmart решил взять паузу заключается в ограниченности средств. Американцы потратили очень много на приобретения и поглощения. Например, за южно-африканский Massmart компания заплатила 2,3 миллиарда долларов в ноябре. Ещё $1,13 миллиарда были потрачены на покупку 193 небольших супермаркетов у «Нетто» в Великобритании».
Эксперты не считают, что уход Walmart был предрешен после неудачи с «Копейкой». «Несмотря на то, что Walmart действительно вёл переговоры с «Копейкой», вряд ли именно «Копейка» являлась приоритетной целью американского гиганта», - отметила Александра Мельникова. «Копейка» - это дискаунтер с кучей мелких магазинов. Крупные компании на подобии Walmart обычно заходят на российский рынок через гипермаркеты».
Возможно, Walmart решил сосредоточиться на американском рынке, который оживает после кризиса. Аналитики считают, что компания может начать экспансию в Нью-Йорке, который также является привлекательным направлением. Тем не менее, Наталья Загвоздина уверена, что Walmart ещё вернётся в Россию: «Российский рынок ритейла слишком привлекателен, чтобы его упускать».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?