Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вендинг в России: доверие растет
Специфика российского рынка значительно отличается от европейского. На сегодняшний день Россия обогнала Европейские страны не столько по количеству установленных автоматов, сколько по технологическим внедрениям: практически все автоматы имеют и монето – и купюроприемники, у достаточного числа компаний внедрены цифровые технологии, эквайринг, дистанционный контроль. На западе же большинство автоматов принимает либо монеты, либо банковские карты. В России гораздо более распространены автоматы смешанного типа, где продаются и вода, и снеки, в странах Европы таких аппаратов 30%. В России большее распространение получили автоматы по продаже снеков. Все это обусловлено более поздним развитием рынка, что позволят сразу внедрять инновации и находить интересные потребительские тренды. Например, «зеленый» вендинг (или вендинг здоровой еды), предоставляемый компаниями Healthy & Fresh и Healthy Food. Среди непродовольственного вендинга интересен проект компании InSPb – автоматы по продаже зонтов в Санкт-Петербурге.
Тенденция характерная и для России, и для Европы – это вытеснение из автоматов растворимого кофе более качественным зерновым. «Мы выяснили что в Европе 14 % работающего населения не завтракают, а значит они должны будут сделать это где-то в другом месте. Более 70% потребителей хотя бы раз в год используют вендинговые машины. Наша рекомендация для вендинговых компаний – располагать автоматы в местах скопления людей так, чтобы люди могли остановиться и перекусить, как в кафе», – рассказала Джиллиан Уайт, член исполнительного комитета Европейской вендинговой ассоциации.
По мнению игроков рынка, главное для успешного развития бизнеса – это количество точек. На сегодняшний день предприниматели ожидают опосредованной поддержки вендингового бизнеса от властей, в связи с заявлениями о приведении формата уличной торговли в цивилизованный вид и борьбе с ларьками. В Москве была даже разработана программа поддержки вендинговой торговли с предполагаемой установкой более 90 000 автоматов. «Национальная ассоциация автоматизированной торговли выступила инициатором в программе поддержки вендинговой торговли и нашла большую поддержку и в различных департаментах Правительства Москвы. Уже существует некий список мест, выделенных для уличной установки вендинговых аппаратов в Москве. Хотя уличное оперирование довольно сложное по причине вандализма и погодных условий, тем не менее в определенных местах возможна высокая доходность. Правда, до сих пор, к сожалению, пока нет конкурса на определенные места», – поделился Борис Белоцерковский.Егор Вокуев, и.о. начальника отдела по работе с оптовой и розничной торговлей Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, уточнил, что в МО некоторые муниципальные образования сами разрабатывают схемы размещения торговых автоматов на основании порядка разработанного Министерством потребительского рынка и услуг МО на конкурсной основе. Конкурсы также проводят органы местного самоуправления, для участия в них необходимо подать заявку.
Современный российский вендинг – бизнес с невысоким порогом входа (некоторые предприниматели содержат менее 5 автоматов, при их средней стоимости в 200 000 рублей), требующий небольших площадей для организации торгового места (0,5-1,5 кв. м), с привлекательным уровнем рентабельности (в среднем 15-35%) и вариантами ассортимента. При этом конкуренция не так велика, особенно в небольших городах. Крупнейшими игроками рынка являются компании «Ювенко», «СИБО-Вендинг», «Ассорти», Vendex и Compass Group. На них приходится порядка 20% рынка. Остальное поле заполнено средними и небольшими операторами. Уровень доверия к автоматам у покупателя растет, расширяется круг предлагаемого товара и способы оплаты, а действия пользователя упрощаются. Хотя эксперты не ждут резкого скачка рынка, вендинг в России постепенно и растет, и совершенствуется.
Ирина Баскакова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?