Декоративное изображение
12 896

Поделиться

Вендинг: о кофе, снэках и космическом питании

Как и многие сегменты российской торговли, за последнее время вендинг снизил свое активное развитие. Тем не менее участники рынка видят в бизнесе перспективы и не собираются опускать руки.

Популярен не только кофе

По данным Европейской вендинговой ассоциации (EVA), рынок вендинга в России оценивается порядка €500 млн, на нем 180 тыс. автоматов, а оборот рос на 20-25% ежегодно. С момента появления вендинга в России автоматы по продаже кофе были самыми популярными, в 2014 году автоматы по продаже снэков стали догонять кофе-автоматы. По мнению самих участников рынка, производителей автоматов становится больше, качество машин и их возможность обслуживать покупателя также улучшается посредством новых технологических решений.

В 2014 году отрасли удалось избежать торгового сбора – розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, не облагается этим налогом. Однако негативные явления в экономике сказываются и на вендинге: подорожали продукты ингредиенты и сами торговые автоматы. Борис Белоцерковский, президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) рассказал: «Понятно, что такого бурного развития, как раньше, не будет. Нас будет поджимать падение доходов населения.  Можно уверенно сказать по опыту прошлых кризисов, Москва пострадает меньше, регионы – больше. Тем не менее у рынка огромный потенциал и популярность автоматизированной торговли будет только нарастать, так как все больше покупателей готовы покупать в автоматах».

Москва - не вся Россия

В Москве и Московской области в связи с более активной поддержкой властей вендингу развиваться проще: вендинговые автоматы с напитками и едой устанавливают в госучреждениях, больницах, вокзалах. Сейчас полным ходом идет реализация программы по установке автоматизированных киосков «Все Сам» по Москве, используется уличное пространство, существуют проекты по установке вендинговых автоматов в музеях и театрах. Согласно концепции развития вендинга в столице, в 2015 году в городе должно появиться около 90 тысяч торговых автоматов. Покупатель этих регионов уже доверяет автоматической торговле и не боится их. В регионах же еще предстоит готовить покупателя к тому, что в автомате можно покупать не только кофе, но и другие продукты и товары, и что автоматическая торговля – это удобство не только на вокзалах и аэропортах.

Малый бизнес vs крупный бизнес

Автомат по продаже зонтов. Фото с сайта Geo.ru
Автомат по продаже зонтов. Фото с сайта Geo.ru
Крупным операторам проще пережить кризис: для них падение спроса даже сразу на нескольких точках не так ощутимо, как для малых операторов, кроме того крупным игрокам проще договариваться на выставление товара с транснациональными производителями продуктов, такими как, например, PepsiСo или Coca-Cola и быть их вендинговыми операторами. Хотя на самом деле 80% вендингового бизнеса – это малые и средние предприниматели. Готовые к развитию и жаждущие деловой активности они ограничены недоступностью финансовых ресурсов и завышенными кредитными ставками, а также высокими ставками аренды. В 2014 году была даже создана Ассоциация малых вендинговых предприятий России, куда вступили около 30 малых вендинговых компаний из более чем 10 регионов России. Ранее своя ассоциация была только у крупных игроков рынка, но кризис объединил и небольшие предприятия. Возможно, консолидация позволит более точно и продуктивно отстаивать интересы малого бизнеса автоматизированной торговли.

Возможно ли импортозамещение?

Минимизация рисков, связанная с импортозамещением в вендинговой торговле, на сегодняшний день проблема не решенная и, по сути, не решаемая. Самые востребованные кофе-автоматы полностью зависят от импортных ингредиентов. Наработанные за годы поставщики кофе, молока и других компонентов известны своим качеством, и их замена может привести не только к ухудшению вкусовых характеристик готового продукта, но и к проблемам с использованием автоматов. Даже удорожание кофе как продукта не мотивирует вендинговых операторов отказываться от качественных иностранных поставщиков. Альтернативы, как говориться, нет.

Александр Смирнов, генеральный директор ООО «СИБА-Вендинг Санкт-Петербург» рассказал: «Поскольку в вендинговом автомате ограниченное количеств полок, там должны стоять бестселлеры. Продвигать через автомат новое, по нашему опыту, практически невозможно. Покупатель покупает только то, что он видит или пробовал в обычном магазине». Поэтому терминалы, киоски и снэк-автоматы наполняются топовыми продуктами: напитками, шоколадом и другими брендовыми продуктами транснациональных и иностранных корпораций. Российским производителям сложно выходить в вендинговую торговлю, особенно с крупными операторами.

Российские производители, в свою очередь, высказывают заинтересованность новым каналом продаж. Олег Куликов, руководитель группы по работе с РТТ категории «А», «Очаково»: «Нам сегодня интересно развивать вендинговый канал продаж, но пока наш опыт не самый позитивный. Отдача от представленного в ячейке товара не так интересна нам, особенно если сопоставлять со стоимостью ячейки, которая, если вести переговоры с крупным вендинговым оператором, везде одинакова и порой не учитывает место и проходимость».

Вендинг: от снэков до космического питания

Автомат по продаже космического питания. Фото с сайта «Век вендинга»
Автомат по продаже космического питания. Фото с сайта «Век вендинга»
В России выбор товаров, продающихся через вендинговые автоматы, достаточно ограничен: упакованные напитки, снэки, шоколад и, конечно, кофе. Надо отметить, что за последние годы ассортимент пополнили упакованные и хранящиеся несколько дней бутерброды, кроме того, вендинг стали использовать как место продажи разливного молока и молочных продуктов. В категории же непродовольственных товаров ассортимент также не очень большой: контактные линзы, изделия личной гигиены, игрушки и сигареты. Однако на рынке появляются новые и неожиданные проекты, как например «Лаборатория космического питания» предлагает покупателям приобрести в автомате питание для космонавтов. По словам Андрея Ведерникова, акционера и генерального директора компании, несмотря на то, что сейчас сами космонавты в условиях космического полета уже не потребляют еду из тюбиков, стилизованная по упаковке, но соответствующая реальной рецептуре продуктов для космонавтов продукция пользуется особой популярностью у покупателей, хотя цена такого тюбика составляет 300 рублей. Компания «ЭнергоСтиль» (экологически чистые продукты) так же выбрала вендинг как способ продажи и продвижения экологически чистой продукции.

По материалам форума «VendExpo 2015: Вендинг в России. Антикризисная перезагрузка», организованного компанией EMTG.

 Ирина Баскакова, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами