Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вдох. Выдох
В мировой практике, оценивая перспективы экономики, принято ориентироваться в том числе на такой показатель, как индекс потребительской уверенности. По итогам третьего квартала 2009 года Росстат констатировал, что у нас он прямо-таки подскочил на 7% по сравнению со вторым кварталом. Значит ли это, что люди готовы тратить свои деньги и, соответственно, куда нас заведет кривая продаж? Понять это важно, поскольку от активности на потребительском рынке во многом зависит рост экономики в целом. Потребитель на доверии "Индекс потребительской уверенности не показывает состояние экономики, его задача - отражать субъективные ощущения конечных потребителей. Он позволяет понять, как мы с вами оцениваем ситуацию - текущую и будущую", - говорит главный экономист банка "ТРАСТ" Евгений Надоршин. Рост этого показателя в России объясняется тем, что население стало чувствовать себя относительно комфортно. Действительно, индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении увеличился на 5% по сравнению со вторым и на 16% по сравнению с первым кварталом 2009 года. Оптимизм объясняется некоторыми улучшениями экономической ситуации, есть позитивные сигналы и с рынка занятости. По данным Росстата, безработица в 2009 году (рассчитанная по методике Международной организации труда), достигнув максимума в феврале (более 7 млн человек), с тех пор снижалась. К октябрю число безработных составило 5,764 млн человек - почти на 19% меньше февральских данных. Кроме того, поясняет Евгений Надоршин, в последние месяцы демонстрировал существенный рост еще один важный показатель Росстата - норма сбережений (соотношение между сберегательной частью и общим объемом личного, семейного дохода). Таким образом, страх потери рабочего места, который в разгар кризиса грозил перейти в панику, стал слабее, и многие сумели обзавестись личными "подушками безопасности". "Рост индекса потребительской уверенности можно считать адекватным состоянию экономики, поскольку в третьем квартале было зафиксировано прекращение спада", - согласен президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. Динамика структуры целевых сбережений пока не дает оснований говорить, что потребители снова готовы пуститься во все тяжкие. Доля денег, которые планируется потратить на лечение, больше в три раза, нежели в третьем квартале прошлого года, но она выросла еще в начале года и с тех пор стабильно держится на уровне 29-30%. Похожая ситуация со сбережениями на покупку недвижимости и образование. А вот накопления на благоустройство жилья, покупку автомобиля и отдых, существенно упав в первом квартале, так же стабильно держатся на более низком уровне. Это говорит, скорее, о более осторожном подходе к тратам, например если стабильный доход позволяет откладывать на квартиру, то евроремонт и поездки на экзотические острова отложены до лучших времен. Практически одновременно стал притормаживать и темп роста депозитов населения в банках. По данным Банка России, если в январе 2009 года вклады выросли на рекордные 19,3% (по сравнению с январем 2008 года), то в дальнейшем (за исключением июня-июля) скорость накоплений населения снижается. В августе текущего года прирост составил 11,6% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Всего за девять месяцев 2009 года вклады физических лиц увеличились на 13,5%. Не все, впрочем, стоит объяснять настроениями и подвижками в потребительской стратегии. То, что на некоторые виды сбережений стали выделять меньше средств, может быть связано со снижением доходов: в июле-августе номинальная и реальная зарплата упала на 1,8% и 3,9% соответственно. Правда, растет ее белая часть: за девять месяцев она увеличилась на 8,6%, но реальные начисления уменьшились на 3,5% по сравнению с тремя кварталами 2008 года. В результате реальные располагаемые денежные доходы, то есть доходы населения за вычетом обязательных платежей, прежде всего налогов, уменьшились за девять месяцев 2009 года на 1,1% (по отношению к аналогичному периоду 2008 года). Часть средств, которые население перестало отправлять в копилку, в этот период все же немного активизировала розничную торговлю. В июле и августе обороты подрастали на 1,8%, в сентябре темп снизился, и рост составил всего 0,3% к августу. В целом же в третьем квартале объем розницы вырос на 3,6% по отношению ко второму. Эту динамику формально поддерживают данные по импорту - как известно, на потребительском рынке в "тучные", докризисные годы по многим позициям доминировала импортная продукция. Так вот импорт из дальнего зарубежья, по данным Федеральной таможенной службы, в сентябре заметно возрос в стоимостном выражении - на 14,6% к августу - и составил $13,4 млрд. Однако говорить даже о первых признаках стабилизации потребительского рынка оснований нет, уверены эксперты. Они утверждают, что сравнение третьего квартала со вторым и сентября с августом вообще не показательно, поскольку в этот период существенно влияет сезонный фактор. Гораздо важнее соотношения с соответствующими периодами прошлого года, а они выглядят совсем неоптимистично. Так, указывает Евгений Надоршин, если брать сентябрь к сентябрю, то объем розницы сократился до 90,1%, а в январе-сентябре 2009-го составил 94,7% к объему того же периода 2008 года (до 1229,5 млрд рублей и 10 463,3 млрд рублей в сентябре и за три квартала соответственно). Что касается динамики по импорту, то она во многом объясняется тем, что складские запасы в последние месяцы истощились и в промышленности, и на потребительском рынке, в результате потребовались новые закупки сырья и готовой продукции. Судить же о реальных тенденциях на потребительском рынке, уточняет Игорь Березин, можно будет лишь по данным четвертого квартала. Точка бифуркации Продуктовый ритейл не дает картины, на основе которой можно пытаться делать прогнозы. Этот сектор оказался в наиболее выигрышном положении, особенно дискаунтеры. Розничные сети сумели удержать обороты и даже нарастить продажи, росла и выручка. Им, конечно, пришлось сокращать торговые позиции, предлагать скидки, устраивать распродажи, а также сокращать инвестиционные программы и урезать издержки на персонал. Но ситуация по драматизму далека, например, от рынка одежды. Игроки этого рынка, пережившие настоящий шок от обвального спада продаж, крайне осторожны в прогнозах, они боятся спугнуть собственные надежды на рост. "Мы буквально молимся, чтобы не произошло чего-нибудь негативного в экономике к концу года", - говорит Мария Сморчкова, генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ). По ее оценкам, рынок одежды в третьем квартале 2009 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года упал на 35-40%. Хорошо уже то, что "свалились и держимся, тенденции в минус нет". Ведь одежда - это то, от чего люди отказались в первую очередь, год назад случился, как говорят "одежники", спазм потребления. В этом секторе рынка большую надежду возлагают на новый осенне-зимний сезон, отчасти рассчитывая на эффект отложенных год назад покупок. Кроме того, ритейлеры разобрались с тем, как изменилась покупательская стратегия, и в соответствии с ней подкорректировали политику продаж. "Есть ощущение, что обороты рынка достигаются за счет дешевого сегмента. Если говорить о среднем ценовом сегменте и среднем плюс, то здесь примерно 60% покупателей сокращают количество покупок, но приобретают товары того же качества, к которому привыкли, - поясняет эксперт. - Ритейлеры перешли на более бюджетный и рациональный ассортимент".
Обувщики также уповают на сезонный фактор и на отложенный спрос. Как поясняет Наталья Демидова, генеральный директор Национального обувного союза, в стоимостном выражении третий квартал, как всегда, выше, чем второй, по той причине, что обувь холодного сезона дороже. "Но по сравнению с третьим кварталом прошлого года уровень потребления, конечно, снизился и находится где-то на уровне 2007 года", - говорит Наталья Демидова. Она рискнула сделать довольно оптимистичный прогноз: "Выставка "Мосшуз", которая прошла в конце сентября, показывает, что оживление спроса есть, в частности, региональные закупщики заказы на выставке делали активно". Наиболее интересная ситуация складывается на рынке бытовой электроники и компьютерной техники. В этом секторе обычно продажи также подрастают в третьем квартале. Такова ситуация и в этом году. По данным нескольких ритейлеров, которые попросили их не называть, график продаж по отдельным группам товаров, в частности по мобильным телефонам, пошел вверх и в октябре. "Все ожидали худшего развития ситуации. Рост в октябре действительно есть, по продажам телефонов deсt например, он в некоторых случаях составляет 60%. Но показательными будут все-таки ноябрь и декабрь", - говорит представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Угадать, как поведет себя потребитель, непросто даже в уже наступившем квартале. Но предположить с учетом объективных обстоятельств все-таки можно. Официальный прогноз говорит о том, что в четвертом квартале экономика должна продемонстрировать рост. Кроме того, социальная политика правительства направлена на стимулирование именно потребительского спроса - не все, но многие эксперты считают, что пенсионные и другие прибавки действительно могут в значительной степени оживить рынок. Кроме того, рост нормы сбережений говорит о том, что люди в свое время сделали выбор в пользу будущих трат, а не сиюминутных. Значит, если не случится какой-нибудь неприятной неожиданности, есть надежда, что четвертый квартал станет поворотным для потребительского рынка.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?