Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вавилонский ритейл
На смену бонусам пришли обязательные рекламные договоры, без которых наш товар на полке не задержится. Даже в этом законе есть лазейки, которые позволяют торговым сетям манипулировать поставщиками!
- Но нас и так прижали со сроками оплаты и 25-процентной долей на рынке. Вы хотите, чтобы мы вас бесплатно продвигали и в убыток работали?»...
Этот диалог состоялся за несколько минут до начала конференции «Продовольственный ритейл на Урале: взаимоотношения с поставщиками в рамках нового закона о торговле», которую журнал «Эксперт-Урал» провел совместно с комитетом по товарному рынку администрации Екатеринбурга. Мы впервые собрали на одной площадке участников рынка, чтобы разобраться, какие изменения привнес в сферу торговли закон, ходивший по кабинетам Минэкономразвития и думским кулуарам больше трех лет. При всех плюсах нормативного акта, одного документа явно недостаточно, чтобы оздоровить рынок. Нужна многолетняя практика взаимоотношений. Мы не утверждаем, что их нет. Но они еще формируются, в том числе под влиянием закона. Трех месяцев действия документа не хватит для объективной оценки изменений на рынке, однако этого достаточно, чтобы понять настроения ритейлеров и поставщиков. Станет закон точкой развития рынка или камнем преткновения, который придется обходить?
Приоритеты для выживания
Кризис - не лучшее время для нововведений. Согласно исследованию аудиторской и консультационной компании «Эрнст и Янг», в опросе которой приняли участие 37 компаний розничной торговли (из них 20 - представители федеральных сетей, 17 - региональных), в 2009 году ритейлеры в основном страдали от изменения покупательского спроса и удорожания заемного финансирования. Наиболее серьезные потери понесли предприятия, привлекавшие банковские кредиты для приобретения или строительства коммерческой недвижимости. В меньшей степени проблема финансирования затронула компании, развивающиеся в основном на собственные средства и привлекающие кредиты для финансирования оборотного капитала. В целом результаты прошлого года для розничной торговли не так уж печальны. По данным Росстата, оборот достиг 14 516,9 млрд рублей: это на 5,5% меньше по сравнению с 2008 годом. При этом снижение ВВП в 2009 году составило 7,9%. Это говорит о том, что ритейл оказался более устойчив к последствиям кризиса. Более 60% участников опроса отметили рост выручки в рублевом выражении, ряду компаний также удалось увеличить рентабельность. Всего 21% опрошенных отметили одновременное сокращение выручки и рентабельности.
Тенденции на перспективу позитивны. Председатель комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елена Чернышева:
- По итогам первого квартала 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009-го снижение объема продаж в продовольственном ритейле незначительно - около 10%. Многие сети сохранили товарооборот, а «Пятерочка» даже говорит о том, что увеличила его на 33%. О значительном повышении покупательского трафика благодаря снижению цен на всю продукцию заявил «Ашан». В Екатеринбурге в этом году 16 сетевиков введут объекты за счет нового строительства. В первом квартале этого года заработали новые для Екатеринбурга сети - «Новая идея», «Андреевский гастроном», «Док» и «Тендер». Планируется открытие до конца года дополнительных объектов магазинов «Карусель», «Звездный», «Перекресток». Сегодня в областном центре работают 74 продовольственных сети, объединяющих 461 предприятие. С 2006 года количество сетевых объектов выросло в 4,5 раза.
Что позволило товарному рынку удержаться на плаву? По мнению старшего эксперта практики аудиторских услуг «Эрнст и Янг» Евгении Красовских, компании стали не только анализировать показатели выручки и рентабельности, но и уделять особое внимание повышению операционной эффективности и оптимизации затрат. Наиболее популярной и успешной мерой стало сокращение расходов на аренду. На втором месте - снижение расходов на персонал, включая сокращение его численности. Эффективность таких мер, как оптимизация логистики и уровня оборотного капитала, централизация закупок, импортозамещение, оказалась ниже.
Таким образом, торговые предприятия в большинстве своем в кризис выстояли. Их дальнейшая стратегия развития зависит от отношений с поставщиками.
Место красит производителя
Нельзя сказать, что участники товарного рынка не пытались эффективно взаимодействовать до принятия закона. По словам исполнительного директора Ассоциации «Уралпищепром» Ивана Колодяжного, год назад пищевые предприятия поднимали вопрос о заключении соглашения с торговыми сетями. Была создана рабочая группа, выработали единую позицию - и производитель, и продавец работают на потребителя, потому что именно от него зависит прибыль обоих. Главная задача сотрудничества - борьба с некачественной продукцией на прилавках:
- Нужно освободить рынок от небезопасных для потребителя товаров. Приведу в пример колбасные изделия. Сегодня их на 95% производят местные производители. Это очень хороший показатель. Пять лет назад было всего 40 - 50%, и тогда вопрос о качестве был более актуален. Многие другие товары пока далеки от этих пропорций.
По словам генерального директора сети супермаркетов «Елисей» Марины Лачихиной, некоторые поставщики не хотят брать на себя полную ответственность за продукцию: «Мы находимся на передовой, заключаем договор купли-продажи с покупателем и отвечаем в полной мере за качество проданного товара. От производителя нам нужно немного: качественный продукт, хорошую цену, своевременную доставку с соблюдением условий транспортировки, полный пакет сопроводительных документов, наличие штрихкода, качественную упаковку, грамотную маркировку. Призываю поставщиков проникнуться такой же ответственностью перед конечным потребителем».
Местные производители полагают, что их продукция должна занимать больше места на продуктовых полках (сегодня их доля в товарообороте продовольственного ритейла Екатеринбурга составляет 20 - 30%). При этом поставщики опираются на западную практику, где местным производителям предоставляются преференции.
Однако таким образом вопрос качества товаров не решить. По словам руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Татьяны Колотовой, закон не позволяет выставлять какие-либо преференции производителям региона. Голосовать рублем должен потребитель. Выбор в Свердловской области, особенно в Екатеринбурге, где давно сложилась конкурентная среда, у него есть.
Позицию УФАС поддерживает заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области Татьяна Попова:
- Новый закон о регулировании торговли предусматривает мероприятия приоритетной поддержки. Но это не означает, что преференции будут направлены в адрес производителей или сетей, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ. Речь идет не о местных компаниях, а о развитии торговли в целом. Мы говорим о том, что товары, которые выпускают местные производители, на рынке должны быть, местное производство необходимо развивать, в том числе чтобы повысить ВРП.
Как найти общий язык
Помимо вопросов качества поставщики ратуют и за совместное с сетями продвижение товара. Иван Колодяжный признает, что каждый участник рынка должен заниматься своим делом: «Сети непосредственно общаются с потребителем, они знают, что и каким спросом пользуется, как лучше преподнести продукцию. Место бонусов заняли договоры по рекламе».
Марина Лачихина убеждена, что у поставщиков должен быть дополнительный бюджет для продвижения своей продукции в сетях: «Вход новой продукции на рынок будет более сложным. Мы жестко привязали наш ассортимент к показателям доходности и будем менять матрицу или уровень сервиса только в том случае, если потребитель это точно заметит и оценит. Для этого составили грамотные маркетинговые договоры и будем предоставлять поставщикам дополнительные условия для продвижения товара».
Между тем поставщики считают, что договор о рекламе продукции практически не отличается от бонуса, поскольку тоже является обязательным. И это не единственная проблема. По данным производителей, крупные ритейлеры по-прежнему не соблюдают сроки оплаты поставленного товара. По словам супервайзера по ключевым клиентам компании «Конфетный двор» Василия Баклаева, «отсрочка по оплате товара составляет сорок дней, однако деньги в некоторых сетях удается получить лишь через три месяца. Но поставщик не может кредитовать торговлю, ему нужно покупать сырье».
По мнению Колодяжного, пройдет еще не один год, пока рынок войдет в требования закона: «Мы понимаем, что расходы, которые несет на себе торговля, надо покрывать, но сроки оплаты все же нужно стараться соблюдать. Уралпищепром совместно с администрацией города третий год оказывает содействие производителям по взысканию просроченной задолженности».
Елена Чернышева уточняет: администрация города взысканием долгов не занимается, а ведет переговоры с руководителем или собственником предприятия. Результат - сокращение задолженности.
Сети должны понять: закон соблюдать придется. Помогут специальные финансовые инструменты. Старший консультант екатеринбургского представительства Национальной факторинговой компании Сергей Шерер, например, рассказал, как решить вопросы закупок товара у поставщиков на усл овиях отсрочки платежа за счет факторинга. Схема предполагает финансирование поставщика в размере 100% от суммы поставки по факту приемки товара покупателем на время отсрочки, которую поставщик предоставляет покупателю.
Дайте пояснения
Спор, кто в результате принятия закона выиграл, а кто проиграл, уступает место конструктивным разговорам о том, как работать в его рамках. Последних противников документа переубедила Татьяна Колотова: «Год назад, в разгар дебатов от необходимости принятия закона о торговле, нескольким территориальным управлениям ФАС России было поручено провести анализ договорной практики между сетями и поставщиками. Наше управление проверило документы пяти торговых сетей, начиная с 2005 года. Исследования показали: воздействие сетей на поставщиков с целью извлечения дополнительной прибыли имело место. Выплаты поставщиков ритейлу в отдельных сетях достигали 94% от стоимости товара. То есть проблемы существовали. Закон однозначно нужно было принимать».
При этом многие признают, что для реализации федерального документа нужны акты, которые бы поясняли некоторые его требования. Например, не совсем понятно, как нужно высчитывать долю торговой сети на рынке (не должна превышать 25%) и кто этим должен заниматься. Выяснилось, что некоторые малые и средние предприятия торговли вообще не сдают статотчеты. Без этих данных расчеты по долям предприятий будут не верны. Вероятно, подсчетами займутся органы местного самоуправления либо представители региональной власти. Елена Чернышева: «По объектам нестационарной торговли мы элементарно не имеем требований по разработке схемы размещения. Нет подзаконных актов, которые касаются муниципального контроля над торговой деятельностью. Мы пока не до конца даже понимаем, что это такое». Комитет по товарному рынку ждет от Минэкономразвития РФ методики расчета объема реализованных продовольственных товаров, утверждения перечня отдельных видов социально значимых товаров первой необходимости, на которые запрещено устанавливать дополнительные наценки.
При всех оставшихся к закону вопросах, вряд ли кто-то скажет, что от документа нужно отказаться. Безусловно, он требует корректировок и пояснений. Здесь и ритейл, и поставщики могут выступать инициаторами поправок. Важно, что рынок закон принял и при некоторых доработках будет его исполнять. Первое испытание - приведение договоров между сетями и производителями в соответствие закону до 1 августа. Впрочем, многие торговые предприятия и поставщики такую работу уже начали.
Дополнительные материалы:
Основные требования закона о регулировании торговли:
- Ограничение на приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей, если доля торговой сети в объеме реализации продовольствия составляет свыше 25% в границах субъекта федерации, городского округа или муниципального района.
- Жесткие сроки оплаты поставленного товара. Ограничение скидок, предоставляемых при оптовой покупке продовольственных товаров, до 10%. Размер вознаграждения, выплачиваемого оптовому покупателю, - не более 10% от цены договора поставки.
- Ритейлеры обязаны раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщика продовольственных товаров. Ритейлеры и поставщики не имеют права навязывать друг другу условия договоров, создавать дискриминационные условия работы.
- Запрет бонусов за доступ к полкам.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.