Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В поиске нужной таблетки
Продажи посудомоечных машин растут примерно на 20% в год, а, значит, увеличивается потребность в специальных моющих средствах. До недавнего времени рынок предлагал только иностранные «расходные материалы», но сейчас стали появляться и отечественные производители, способные даже выпускать товары под СТМ . Итак, разберемся, какие перспективы есть у этого рынка, которого в недалеком прошлом практически не существовало.
Потенциал рынка
Такая привычная для западных семей техника, как посудомоечная машина, только завоевывает свое место на российских кухнях. С 2010 по 2014 количество проданных встраиваемых посудомоечных машин выросло больше, чем в два раза, а темп роста ежегодно составлял 19,2% (исследования агентства BusinesStat). В 2014 году Институт маркетинговых и социальных исследований GFK оценил долю семей, имеющих ПММ (посудомоечная машина), в 11% от общего количества домохозяйств и прогнозировал, что посудомоечные машины будут все больше проникать в быт россиян.
Почему покупатель предпочитает таблетки?
Моющие средства для ПММ выпускаются в виде порошков, таблеток и жидких средств. Таблетки более удобны для потребителя, но большинство таблеток не предусматривают дозирования, они выпускаются стандартной 20-граммовой единицей. Такая дозировка будет велика для половинной загрузки и может быть мала для большой посудомоечной машины. Порошки в отличие от таблеток экономичнее, их можно расходовать в любом нужном объеме, но они не очень удобны в использовании. Порошки рассыпаются, пылят, и не подходят аллергикам. Жидкие и капсулированные средства не пылят, но дороже прочих средств примерно на 30%.
Отечественные или импортные?
В розничных сетях представлены все три вида средств – порошки, таблетки и жидкие средства, причем подавляющий объем этих товаров импортного производства. Германия – марки Bravix, Minel Total, Frosch, Somat, UNI Plus, Magic Power, Clean & Fresh, Sonix Bio, Италия - Lotta Aquarius, Nordland, Австрия - Claro, Польша/Россия - Calgonit Finish, Дания – BioMio, IKeep, Бельгия – Fairy, США – TriBio, Турция – Pilotex. Средства российского производства представлены более скромно - марки Kristall-fix, Snowter, Sanit, Scrubman. В разрезе ценовых сегментов, моющие средства можно разделить на обычные (фосфатные) и более дорогие экологические (бесфосфатные). Не смотря на то, что порошки выгоднее по стоимости, таблетированные средства популярнее, они занимают 75% рынка. Российских производителей таблеток для посудомоечных машин практически не видно, на 97% это импортные таблетки, а производителей экологических таблеток до недавнего времени в России не было ни одного. Лишь в 2016 г. на рынке появился отечественный бренд OPPONature (производитель – компания ЦЕНТЭКО, г. Москва), который смог предложить для этой пустующей ниши конкурентную цену и качество на уровне лучших образцов европейской экологической продукции.Табл.1 Цены интернет-магазинов (Ozonи других) на июль 2016 г. приведены в пересчете на 1 таблетку или дозу 20 гр.
|
Фосфатные – содержат фосфаты и ПАВ |
Минеральные - безфосфатные, с содержанием ПАВ |
||
Порошки |
Таблетки |
Порошки |
Таблетки |
|
Импортные |
Finish 7 руб./доза |
Aquarius 11 р/шт Clean&Fresh 13р/шт Finish 14р/шт Bravix 14р/шт Somat 17р/шт |
GrabGreen 15-19 р/доза |
BioMio 15р/шт Nordland 16р/шт Ecover 21р/шт Frosch 22р/шт TriBio 24р/шт |
Российские |
Kristall-fix от 9 руб./ доза |
Kristall-fix 16р/шт Snowter 9р/шт Scrubman 7р/шт |
Не найдено |
Безфосфатный, не содержит ПАВ С 2016 г. – бренд OPPONature от 9 руб./шт |
СТМ в виде таблеток
Подведем итоги нашего исследования. Самый ходовой товар – таблетки для ПММ представлены в торговых сетях почти на 100% импортными брендами, при этом не заполнен сегмент экологических таблеток. То есть российский потребитель сейчас не может приобрести в супермаркете полностью безопасное для здоровья таблетированное моющее средство.
Многие транснациональные сети производят средства для ПММ под собственными торговыми марками. «Лента» выпускает Dishwasher Powder (Германия), «Ашан» - Clean Ok (Италия) «Метро» - Fine Life (Италия), и все содержат в своем составе фосфаты и ПАВ.
Однако появление российского производителя моющих средств для «посудомоек» может стать интересным для российских ритейлеров, как с точки зрения их стоимости, логистики, так и химического состава.
В частности, бренд OPPO Nature (ЦЕНТЭКО), недавно появившийся на российском рынке, производит таблетки для посудомоечных машин без фосфатов, ПАВ, отдушек и красителей. Производство ЦЕНТЭКО появилось в переломный момент, когда растущий спрос и макроэкономическая ситуация подталкивают ритейлеров обратиться к качественным отечественным товарам.
Факторы, которые делают выпуск СТМ данного вида товара в России привлекательным для ритейлеров:
- Стабильные цены и постоянное наличие товара. Все комплектующие и сырье полностью отечественные, поэтому колебания курса национальной валюты не смогут существенно влиять на стоимость готовой продукции.
- Выбор любой упаковки. Так как фасовка продукции и упаковка производится вручную, это дает много вариантов упаковки СТМ для конечного товара – в коробки, картонные пакеты, крафт-пакеты. Крупные поставщики – производители ограничены автоматизированной линией под тип упаковки.
- Удобная логистика. Производство, расположенное в Москве, при полной мощности может обеспечивать свыше 25 тонн продукции ежемесячно. Местное производство сокращает сроки и стоимость поставки.
- Полностью экологически безопасный состав.О высоком качестве этих таблеток свидетельствуют две серебряные медали выставки «ИнтерБытХим-2016». Рецептуры, разработанные с участием немецких технологов, очищают за счет защелачивания моющей среды (свойств, которые человечество использовало для мытья и стирки еще 200 и 300 лет назад).
- Удобство использования и забота о потребителе. Высокое качество мойки. Таблетки круглой формы выпускаются весом 15 и 20 грамм, чтобы было удобнее решать задачу половинной загрузки ПММ и использовать их в небольших «посудомойках». В камеры больших ПММ можно загружать 2 или 3 таблетки.
- Появляются производители, специализирующиеся только на производстве средств для посудомоечных машин, что само по себе является некоторой гарантией качества товара.
Что такое экологические моющие средства?
В зарубежных странах активно идет процесс отказа от вредной для здоровья человека бытовой химии. В моющих средствах основными опасными веществами являются фосфаты и ПАВ (поверхностно-активные вещества). В ряде европейских стран все моющие средства на полках магазинов – безфосфатные (Германия, Италия, Швейцария, Норвегия, Австрия, Нидерланды). В Японии полностью отказались от моющих средств содержащих фосфаты уже в 1986 году, во многих странах ЮВА, в Канаде и в части штатов США действуют антифосфатные законы. В России большинство моющих средств содержит фосфаты в концентрации до 30%.
Фосфаты и фосфонаты. Фосфор-содержащие добавки смягчают воду и повышают эффективность действия ПАВ. Они обеспечивают хорошее качество мытья, но плохо вымываются. При мытье посуды эти химические соединения остаются на поверхности, заложенных в программах машин циклов полоскания недостаточно, чтобы полностью удалить их. Если хозяйка с восторгом восклицает – посуда такая чистая, даже скрипит, радоваться нечему, это скрипят не смытые химические вещества.
Поверхностно-активные вещества. ПАВ растворяют грязь, соединяя молекулы воды с молекулами жира. ПАВ применяются во всех известных нам чистящих средствах - в стиральных порошках, средствах для чистки различных поверхностей, в мыле и средствах для мытья посуды. Сочетание в составе фосфатов и ПАВ наиболее опасно, потому что основное свойство фосфатов - усиливать проницаемость ПАВ в организм человека, где они накапливаются в органах и влияют на биохимические процессы, вызывая со временем различные заболевания. Максимально безопасным для человека будет состав, в котором не содержится ни фосфатов, ни ПАВ. Особенно это важно для моющих средств для детей, в том числе для стирки и мытья детской посуды.
Табл. 2 Содержание фосфатов и ПАВ в популярных марках таблеток для посудомоечных машин.
|
Не содержит фосфатов и ПАВ |
Содержание фосфатов - нет, содержание ПАВ – да |
Содержание фосфатов до 30% и более, содержание ПАВ до 5% |
Импортные таблетки для ПММ |
Не найдено |
Ecover, Nordland, Frosch, TriBio, BioMio |
Clean&Fresh, Lotta, Aquarius, Bravix, |
Российские таблетки для ПММ |
С 2016г – бренд OPPONature |
Не найдено |
Kristall-fix, Snowter, Scrubman |
Антонина Яблокова, специально для Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.