Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 708
Поделиться
"В онлайне стали появляться свои "Ашаны" и "Пятерочки", вытесняющие малый бизнес"
Один из моих приятелей пять лет назад открыл в интернете магазин по продаже iPhone. Поначалу бизнес шел в гору: спрос на технику рос, а операционные расходы предпринимателя были невелики. Но недавно коммерсант закрыл свой интернет-магазин и устроился наемным менеджером в крупную компанию — системный интегратор. Теперь он продает компьютеры и получает за свою работу процент от продаж. Говорит, что зарабатывает больше, чем на вольных хлебах.
История моего приятеля иллюстрирует общую тенденцию: в онлайне стали появляться свои «Ашаны» и «Пятерочки», вытесняющие малый бизнес. Яркий пример — сайт «Холодильник.Ру». Когда он появился, в офлайне уже существовали «М.видео» и «Эльдорадо» с великолепными закупщиками и отлаженной логистикой. Казалось, выжить ему было невозможно: товар дорогой, крупногабаритный, логистика сложная — какой, к чертям, интернет? Однако по итогам 2012 года «Холодильник.Ру» рассчитывал заработать более $200 млн. Другой пример — «Сотмаркет», который растет и пухнет, и по продажам в онлайне, думаю, уже обогнал «Связной» и «Евросеть».
Для малого бизнеса интернет некогда был своеобразным клондайком – здесь не нужно тратиться на штат продавцов, оплату ЖКХ, «забивать» проходимые места с дорогой арендой. Для расширения бизнеса в онлайне не существовало территориальных границ. Что же происходит теперь?
Количество интернет-магазинов неуклонно растет, но точки входа для покупателей остались прежними — «Яндекс» и Google. Эффективность продвижения зависит от поисковой оптимизации и контекстной рекламы. «Яндекс» сейчас показывает шесть «работающих» ссылок — три из поисковой оптимизации и три коммерческие. Чтобы бесплатно попасть в топ популярных сайтов и привлекать широкую аудиторию пользователей, интернет-магазины стали расширять ассортимент. Неслучайно «Сотмаркет» недавно начал продавать мебель. Дальше действует логика, как и в офлайне — крупный магазин получает скидки от оптовиков и продает товар дешевле, чем его мелкие конкуренты. Поэтому неудивительно, что на Камчатке iPhone 5 стоит в федеральном онлайн-магазине 30 тыс. руб. плюс 5 тыс. руб. доставка, а у его мелких местных конкурентов — 50 тыс. руб. Вопрос, к кому уйдут камчатские покупатели, снимается сам собой.
Через 5-10 лет все больше людей в регионах освоит покупки в интернете, доходы потребителей увеличатся, а «Почта России» научится быстро доставлять товар. Интернет-магазины, попавшие на первые строчки в «Яндексе», будут собирать сливки. А онлайновый малый бизнес окажется еще в худшей ситуации, нежели его коллеги в офлайне.
У федеральных офлайновых сетей на завоевание новых регионов уходит много времени и денег. Небольших игроков отчасти защищают огромные расстояния и административные границы. В интернете границ нет, а значит, монополисты начнут убивать конкурентов везде.
Герман Клименко, владелец онлайн-сервиса LiveInternet
Секрет фирмы Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?